Альберт Коэн
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
Коен А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / Альберт Коэн / Социология сегодня. - М.: Прогресс, 1965. - С. 519-550.
Связи между формами отклоняющегося поведения. Среди социологов наблюдается ярко выраженная тенденция рассматривать различные формы отклоняющегося поведения как так или иначе взаимосвязанные между собой: одни видят в них многообразные симптомы или проявления какой-то единой, лежащей в их основе патологии, другие - причину и следствие друг друга.
Истина заключается в том, что различные виды отклоняющегося поведения могут быть связаны между собой по-разному. Некоторые из них, например агрессивные поступки и пассивное уклонение от действия, могут соединяться в группы, поскольку они представляют собой различные методы подхода к одной и той же ситуации. Один вид отклоняющегося поведения может служить средством достижения цели для другого: так, например, обстоит дело с наркоманом, который вынужден красть ради того, чтобы удовлетворять свою привычку к наркотику. Или, наоборот, какое-либо отклоняющееся поведение может явиться средством для избежания последствий другого: например, совершивший изнасилование может стать убийцей, чтобы уничтожить в лице своей Жертвы свидетельницу преступления. Далее, различные
535
виды отклоняющегося поведения могут помогать и содействовать один другому. Лица, уже втянутые в отклоняющееся поведение, воздействуют на всех тех, кто имеет возможность препятствовать их деятельности или же оказывать им услуги, пытаясь превратить их в своих сообщников. Так, рэкет торговыми и игорными автоматами, проникновение рэкетиров в руководство профсоюзов, политическая коррупция, взяточничество полиции и организованный преступный бизнес в области азартных игр - все это взаимно поощряет одно другое, вступает между собой в своего рода симбиоз и попадает под единый контроль, потому что каждый из этих видов отклоняющегося поведения служит интересам других видов. Одна из задач социологии отклоняющегося поведения состоит в том, чтобы классифицировать и объяснить механизмы, посредством которых один вид отклоняющегося поведения порождает другие. Этим мы вовсе не хотим сказать, что отклоняющееся поведение всегда коренится в чем-то ненормальном, патологическом и скверном. Источники такого поведения можно обнаружить и в институционально ожидаемом, даже в почитаемом, священном. Ведь само понятие системы подразумевает тот факт, что любой входящий в нее элемент является функцией ее общей структуры. Последствия, которые имеет для отклоняющегося поведения или конформизма та или иная отдельная черта системы, зависят не от ее морального или гигиенического статуса, а от ее конкретного контекста. Те же самые виды напряжения, которые способствуют возникновению отклоняющегося поведения, порождают также и поведение, заслуживающее наивысшей похвалы и восхищения. Так, типично американское убеждение, что человек должен сам «добиться успеха в жизни», поощряет усердие, самодисциплину и трудолюбие, которыми мы так восхищаемся; но в то же время оно делает тем более жалкой и унизительной роль неудачника и, если правилен анализ автора этих строк [7], помогает мотивации преступных субкультур в американском обществе. По мнению Кингсли Дэвиса [8], свя-
536
тость института брака и большое значение, придаваемое женскому целомудрию, помогает объяснить не только половое воздержание, но и проституцию. А согласно Чейну и Розенфельд [9], наркомания у молодых людей до 20 лет может возникнуть в результате воздействия на определенные виды личностей ожиданий соответствующих возрастных групп, тогда как других молодых людей эти же самые ожидания побуждают к принятию на себя обязанностей взрослого человека. Более того, причиной многих отклонений являются усилия, предпринимаемые иногда с самыми благородными намерениями и призванные подавить отклоняющееся поведение. Например, усилия, имеющие целью помешать потреблению спиртных напитков и наркотиков и пресечь азартные игры, способствуют росту крупных преступных организаций для получения «товаров и услуг», а эти организации в свою очередь способствуют распространению коррупции среди политиков и полицейских. Короче говоря, то, что мы считаем предосудительным, и то, что дорого нашему сердцу, является не только частью одной и той же ткани, но по сути дела и тесно переплетается между собой одними и теми же нитями.
Социальная дезорганизация
Социология социальной дезорганизации находится даже в еще более неразработанном состоянии, чем социология отклоняющегося поведения. В социологии найдется лишь немного таких терминов, которым давались бы столь различные и столь неясные определения, как социальной дезорганизации. В определение и употребление этого понятия так настойчиво и так незаметно проникают ценности, что его часто рассматривают как категорию ценности и потому считают ненаучным. Трудно определить, где пролегает та грань (если она вообще существует), которая отделяет социальную дезорганизацию от отклоняющегося поведения. Некоторые социологи даже вообще выражают сомнение в самом существовании социальной дезорганизации и высказывают мысль, что имеются лишь различные виды организации.
537
Однако мы считаем, что социальной дезорганизации можно дать такое определение, которое было бы свободно от влияния ценностей, не зависело бы от определения отклоняющегося поведения и в то же время означало бы совокупность основополагающих теоретических проблем. (Это определение, заметим в скобках, весьма многим обязано научному докладу д-ра Гарольда Гарфинкеля [10].)
Начнем с того, что приведем для примера несколько случаев, где, как нам кажется, имеет место социальная дезорганизация. Детская игра в мяч прерывается, когда единственный мяч играющих попадает в реку. Собрание ученого общества бывает сорвано, когда в зал, где оно проводится, заходят члены местной торговой палаты и объявляют, что это помещение зарезервировано на этот час для заседания торговой палаты. Военная операция бывает сорвана, когда командира отряда убивают и никто не принимает на себя командование. Во всех этих ситуациях имеет место какая-то деятельность, которая бывает затем сорвана или прервана. Наша задача состоит в том, чтобы сформулировать общее определение деятельности или системы взаимодействия, которое дало бы нам возможность, так сказать, проводить грань между одним видом деятельности и другим, устанавливать, принадлежит тот или иной акт к данному конкретному виду деятельности или нет, и решать, продолжается ли та или иная деятельность, сорвана она или нет.
Определение. Вслед за Гарфинкелем мы возьмем за образец деятельности или системы взаимодействия игру и покажем, что те же характеристики, которые определяют понятия организации и дезорганизации применительно к игре, в равной мере применимы и к неигровым видам деятельности.
Игра. Прежде всего названия игр берутся из языка самих игроков. Они обозначают совокупности событий, рассматриваемых участниками игр как взаимосвязанные между собой и составляющие вместе единое целое - ту или иную игру. Поэтому, чтобы определить, продолжается ли данная игра, необходимо использовать собственные критерии игроков для определения этого вида игры.
538
Критерии эти даются правилами игры, которые обозначают определенные классы событий и устанавливают признаки для отнесения событий к тем или иным из этих классов. Все события, подпадающие под такого рода классификацию, и притом только они одни, и являются возможными событиями игры. Так, и удар мимо мяча и удар, пославший мяч за пределы площадки, относятся к классу событий «удар» в игре, носящей название «бейсбол». События игры могут включать в себя не только действия игроков, но и события в ситуации действия. Так, наступление темноты во время игры в бейсбол явится событием игры в том случае, если оно предусматривается правилами и если существует класс ситуаций, к которым правила относят это событие.
Кроме того - и это имеет решающее значение, - правила устанавливают среди этих классов событий определенный порядок; и чтобы быть составными частями данной игры, события должны соответствовать этому порядку. Порядку игры данного вида могут соответствовать многие отличающиеся друг от друга последовательности событий. Например, на определенном этапе игры игрок может либо броситься бежать со второй базы на третью, либо оставаться на второй. Но он не имеет права сразу же делать битой удар по мячу, потому что игра в бейсбол не предусматривает такого игрового события. Обратите внимание на то, что порядок событий входит в определение события. Будет ли подача мяча за пределы площадки считаться ударом, зависит от того, сколько ударов уже имеется на счету отбивающего.
Правила игры устанавливают также критерий для определения того, продолжается данная игра или прервана. Если «конститутивный порядок событий», то есть порядок, соответствующий конститутивным правилам, прерывается, то и игру следует считать прерванной или, как мы скажем, дезорганизованной. Если игра заканчивается в соответствии с правилами, то есть завершается таким положением, которое определяется правилами как «конец игры», мы просто говорим, что игра закончилась. Если же конститутивный порядок событий нарушается в какой-нибудь другой момент, когда игра не окончена, но и не продолжается, значит, она дезорганизована. Так, если возникнет скандал, в котором примут участие все игроки, игра будет дезорганизована. (Скан-
539
дал же в свою очередь можно рассматривать как игру, могущую подвергнуться дезорганизации в соответствии со своими собственными правилами, скажем в случае, когда полицейские примутся разнимать ссорящихся.)
Отклоняющееся поведение и дезорганизация. Важнейшим свойством правил игры является то обстоятельство, что они представляют собой определительные утверждения. В них не говорится, какие поступки - правильные, а какие - неправильные; в них просто указывается, является ли то, что мы делаем, частью данной игры. Кроме этих правил, существуют также другие определяющие нормы правильного поведения, нравственности, порядочности,- все, что мы называем институционализированными ожиданиями. Впрочем, нарушения этих норм правильного поведения, если они предусматриваются правилами игры, сами по себе являются событиями игры и не представляют собой нарушения конститутивного порядка событий. Например, может быть запрещено переступать через определенную черту, ударять другого игрока, плевать на мяч. Если конститутивные правила обозначают подобные события как «нарушения правил» игры или как применение «недозволенных приемов» и назначают за них штраф, то и эти события и сам штраф являются неотъемлемой частью конститутивного порядка игры. Короче говоря, отклоняющееся поведение не определяется теми же правилами, которые определяют события игры и, следовательно, не представляет собой дезорганизации только в силу того, что оно отклоняющееся.
Однако это отнюдь не означает, что отклоняющееся поведение не может ускорить возникновение дезорганизации. Если один из игроков, поступая явно не по-спортивному, демонстративно уходит с поля, а конститутивные правила игры не предусматривают подобной ситуации; если правилами игры предусматривается, чтобы каждая из команд состояла из определенного количества игроков, я запрещается замена игроков во время игры, или же в правилах существует (неясность, вследствие чего имеются расхождения в определении данной ситуации, то возникшее положение следует признать в худшем случае бессмысленным, а в лучшем - неопределенным. И в том, и в другом случае оно порождает по меньшей мере временную дезорганизацию. Итак, отклоняющееся
540
поведение может в некоторых случаях ускорить возникновение дезорганизации, но ipso facto оно не является дезорганизацией.
Игры и неигровая деятельность. Все, что говорилось выше об играх, применимо также и к неигровым видам деятельности в повседневной жизни, хотя в этом случае конститутивные правила обычно не называются правилами и не бывают кодифицированы. Кроме того, в отношении них, возможно, не будет иметь места такая же степень согласия со стороны участников той или иной деятельности. Совокупность конститутивных правил военной операции представляет собой план операции. (Многие его детали вытекают из содержания армейских уставов, руководств по военному делу и конкретной субкультуры боевого соединения, о котором идет речь.) Этот план предусматривает последовательный ряд действий, выполнение которых и составляет операцию. Аналогично этому операции железной дороги, промышленной организации, предприятия коммунальных услуг или семьи разделяются на периодические и взаимопереплетающиеся виды деятельности, каждый из которых определяется своими соответствующими конститутивными правилами. Широта выбора альтернативных возможностей на любом данном этапе деятельности и, следовательно, разнообразие конкретных последовательных рядов действия, совместимых с конститутивными правилами, варьируются в зависимости от того или иного типа деятельности. Понятие «церковная служба», например, может предусматривать соблюдение довольно строгого порядка действий; понятие же «семинар» может распространяться на широкий круг конкретно отличающихся один от другого последовательных рядов действий.
Суть дела становится более ясной, когда мы обращаемся к рассмотрению того, каким образом одна и та же система взаимодействий может быть подвергнута анализу в различных видах деятельности. Так, одна из команд, принимающих участие в баскетбольной встрече, возможно, придерживается конкретной стратегической схемы - согласованного плана действий, учитывающего определенные обстоятельства, которые могут сложиться во время игры, и предписывающего тем или иным игрокам соответствующие действия в случае возникновения таких обстоятельств. Подобная стратегия обладает ха-
541
рактерными признаками правил игры. Предписываемый стратегией порядок событий может оказаться нарушенным, если противная команда создаст ситуацию, не предусмотренную планом. В этом случае осуществление стратегии следует считать дезорганизованным. Однако здесь не произошло ничего такого, что было бы несовместимо с конститутивными правилами баскетбола; следовательно, игра в баскетбол не была дезорганизована. Точно так же может быть дезорганизована стратегия управления или стратегия профсоюзного руководства в процессе выработки коллективного договора без дезорганизации самого процесса. Аналогично этому срыв операций коммерческой фирмы или даже крах этой фирмы в результате непредвиденных изменений на рынке отнюдь не означает какого-либо нарушения в деятельности рынка как системы, определяемой ее собственными конститутивными правилами. Отсюда следует, что, говоря об организации или дезорганизации, мы должны позаботиться о том, чтобы точно определить игру, вид деятельности или систему взаимодействий, о которой идет речь. Иногда та или иная деятельность состоит в упорядочении менее значительных или входящих в нее видов деятельности, каждый из которых может определяться в пределах своих собственных правил и совершенно по-своему подвергаться дезорганизации. Но дезорганизация одного из таких включаемых видов деятельности в одних случаях может, а в других не может привести к нарушению конститутивного порядка, который определяет более широкую деятельность, включающую в себя другие виды деятельности. Так, например, операции одного из заводов промышленного концерна или одной из команд пожарного депо могут оказаться дезорганизованными в результате стихийного бедствия. Однако если для выполнения работы вышедшего из строя составного звена системы можно будет мобилизовать другой завод или другую пожарную команду, то может и не произойти дезорганизации более широкой деятельности.
Различные виды деятельности могут взаимно зависеть друг от друга и даже взаимно проникать друг в друга самыми разнообразными способами. Можно составить правила для двух игр, разыгрываемых одновременно на одной и той же шахматной доске таким образом,
542
чтобы каждое физическое событие, являющееся ходом в одной игре, было бы ходом, то есть событием, в другой игре. Выигрышный ход в данной игре может оказаться проигрышным в другой, но продолжение каждой из этих игр не будет дезорганизующим по отношению к другой. В хорошо слаженном обществе все виды деятельности будут организованы таким образом, что каждое событие в одном виде деятельности явится возможным событием в других видах или же будет способствовать созданию условий, необходимых для продолжения других видов деятельности. В сущности, каждая жизнеспособная социальная система должна в той или иной мере приближаться к подобному положению вещей. Однако этот вид взаимосвязи всегда проблематичен. Каждой системе требуются время, простор, кадры и оборудование для развития ее конститутивного порядка, но различные системы соревнуются друг с другом, стремясь заполучить для себя эти ресурсы, и получение этих ресурсов одной из систем может оказаться поставленным в прямую зависимость от непредоставления этих ресурсов другой системе, которой они столь же необходимы. Таким образом, осуществление деловой операции или даже само существование делового предприятия может зависеть, с одной стороны, от продолжающегося упорядоченного функционирования (то есть функционирования в соответствии с их собственными конститутивными правилами) фирм-поставщиков и фирм-покупателей данного предприятия и, с другой,- от лишения их конкурентов материалов и клиентуры, от чего зависят их собственные операции или существование.
Заключение. Предложенное выше определение социальной дезорганизации соответствует, на наш взгляд, распространенному употреблению этого слова. Повествуя о военных поражениях и национальных бедствиях, то есть о ситуациях, к которым, согласно нашему общему мнению, имеет самое непосредственное отношение слово «дезорганизация», мы говорим, что люди «Цепенеют», «поддаются панике», «мечутся, потеряв голову», «опускают руки», «обращаются в бегство», «меняют планы» или же «беспомощно стоят на месте». Все эти виды поведения подрывают или, во всяком случае, ставят под угрозу конститутивный порядок продолжающейся деятельности; следовательно, они либо сами пред-
543
ставляют собой дезорганизацию, либо способствуют ее возникновению. Этот факт получил всеобщее признание: ведь в обычном английском словоупотреблении те слова, которые обозначают эти виды поведения, синонимичны понятию «дезорганизация».
Дезорганизация в таком определении ее может иметь место - в менее драматичном масштабе и с менее драматичными последствиями - в любой социальной обстановке: в семье, на работе, в классной комнате. Более того, в любой системе взаимодействия, какой бы она ни была стабильной и спокойной, всегда присутствует как угроза отклоняющегося поведения, так и угроза дезорганизации, а наличие механизмов, призванных предотвращать эту угрозу и подавлять ее в самом зародыше, ставит перед исследователем проблему, относящуюся как к области отклоняющегося поведения, так и к области дезорганизации. По сути дела, наше определение организации, или организованности, как порядка событий, подчиняющегося совокупности конститутивных правил, подразумевает наше определение дезорганизации как нарушения этого порядка. Таким образом, оба эти термина определяют единую область организации и дезорганизации, подобно тому как представляют собой единую область конформизм и отклоняющееся поведение.
Бедность теории в сфере социальной дезорганизации отражает недостаточную ясность и разногласие в отношении разграничения в данной области. Поэтому мы довольно много внимания уделили определению дезорганизации, уяснению связи последней с отклоняющимся поведением и показу того, как применение понятия дезорганизации в нашем определении помогает более точно и, думается, более плодотворно анализировать виды поведения, характеризуемые обычно как «социальная дезорганизация». Проверка правильности любого определения, в том числе и предложенного нами, будет, разумеется, заключаться в способности очерченной здесь области стать объектом систематической теоретической разработки.
Условия дезорганизации. Любое определение той или иной области подразумевает определенный способ формулирования ее нерешенных проблем. К проблеме выяснения условий, при которых происходит дезорганизация, можно подойти, ставя перед собой прежде всего такой
544
вопрос: каковы непременные условия наличия организации, организованности? Если организованность представляет собой порядок событий, подчиняющийся совокупности конститутивных правил, следовательно, она подразумевает два необходимых условия. Во-первых, предполагается, что деятельность развертывается таким образом, что на любой стадии или на любом этапе функционирования системы ситуации, с которыми сталкиваются участники этой системы, и альтернативные возможности действия предусматриваются правилами. Во-вторых, организованность предполагает, что все участники заинтересованы в том, чтобы «играть в данную игру», то есть принимать порядок, предлагаемый правилами этой игры, и выбирать тот или иной образ действий из числа конститутивных возможностей, указываемых правилами. При несоблюдении одного или обоих этих условий должна возникнуть дезорганизация. И, наоборот, дезорганизация возникает в тех случаях, когда ситуации, с которыми сталкиваются игроки, не подпадают под определение событий данной системы или же когда отсутствует ясное определение конститутивных возможностей действия. Подобная ситуация характеризуется отсутствием норм и представляет собой аномию, или бессмыслицу. Дезорганизация возникает, далее, в тех случаях, когда участники игры не руководствуются общими для всех мотивами, то есть когда их ценности, интересы и цели не объединены в одно целое с потребностями непрерывной деятельности системы взаимодействия.
Однако локализированные очаги аномии или отсутствие заинтересованности сами по себе еще не являются дезорганизацией. И не все события, выпадающие из конститутивного порядка, свидетельствуют о неизбежном его нарушении. Например, какой-нибудь солдат может поддаться панике и, потеряв голову, начнет метаться туда и сюда, то есть произойдет событие, не предусмотренное планом и выпадающее из сферы его действия. Тем не менее гибель или дезертирство одного солдата может и не отразиться на предусмотренном планом организованном развитии событий. С другой стороны, неисправность одной-единственной батарейки в радиопередатчике, если этот радиопередатчик является единственным средством связи с командным пунктом, может
545
привести к полнейшей путанице и дезорганизации. При отсутствии инструкций ситуация и поведение, которого она требует от каждого из участников, не поддаются определению. Налицо общее состояние аномии и полное нарушение должного порядка.
Более широкое воздействие того или иного события на всю систему зависит от того, каким образом оно связано с остальными элементами системы. Локальные очаги аномии или отсутствия заинтересованности могут расширяться, вовлекая все новые и новые элементы системы, пока не достигнут роковой черты и не уничтожат минимальных условий, необходимых для непрерывного продолжения событий, предусмотренных планом. В то же время сами системы могут обладать механизмами для отгораживания затронутых элементов схем, чтобы дезорганизующее влияние не затронуло тех событий, которые являются определяющими для конститутивного порядка. Они могут обладать также и механизмами для восстановления организованности (например, для замены поддавшегося панике, неумелого или проявляющего недовольство персонала) или для усиления мотивации участников с помощью более действенных санкций. Системы могут располагать дополнительными средствами, призванными вызывать к жизни определенные события, необходимые для конститутивного порядка, средствами, которые вступают в действие, когда выходит из строя какой-нибудь элемент системы. Все эти механизмы в свою очередь зависят от механизмов сбора и передачи информации, помогающих выявить угрозу дезорганизации или только что начавшуюся дезорганизацию, и предпринять соответствующие шаги для того, чтобы предотвратить или пресечь ее.
Аномия и недостаточная мотивация. Аномия и недостаточная мотивация имеют столь важное значение для теории дезорганизации, что здесь требуются определенные дополнительные пояснения. Аномия может принимать самые различные формы: встреча с ситуацией, для которой не предусмотрены соответствующие правила; неясность или неопределенность этих правил; отсутствие согласия в вопросе о том, какие правила следует считать относящимися к делу, или же расхождения в истолковании тех или иных правил. Однако аномия зависит не только от структуры конститутивных правил, но и от
546
ситуаций, с которыми сталкивается данная система. Никакая совокупность правил не может предусмотреть всех возможных ситуаций. А тот факт, что правила не предусматривают некоторых ситуаций, влечет за собой аномию, если только эти ситуации действительно возникают.
Контроль над аномией, таким образом, может зависеть от одного из двух условий. С одной стороны, при наличии предусмотренной правилами ситуации он зависит от наличия и ясности относящихся к делу правил. С другой стороны, при наличии четких правил этот контроль зависит от того, в какой степени данная система создает (во взаимодействии со средой) ситуации, предусматриваемые конститутивными правилами. Отсюда следует, что система, способная сохранять организованность только при узко ограниченной совокупности условий, может оказаться тем не менее весьма прочной и длительной, если она обеспечивает достаточный контроль над своей средой, чтобы гарантировать себе необходимые условия, или если какая-нибудь другая система посредством своего функционирования сможет гарантировать эти условия. Подходящей к этому случаю аналогией является «мудрость человеческого тела», поддерживающего постоянство своей «внутренней среды».
Следует отметить и еще одно свойство, которым может обладать система правил. Когда данная ситуация может быть определена более чем одним способом, то есть когда налицо более чем одно относящееся к делу правило, эти правила могут сами устанавливать между собой порядок первенства или другие критерии для устранения неясности. Когда ситуациям свойственны неясность или бессмысленность, эти относящиеся к делу правила могут предусматривать особые правила для создания новых правил - например, путем назначения руководителей, чьи определения будут в соответствии с правилами авторитетными и непререкаемыми для всех участников.
Теоретические проблемы, возникающие при рассмотрении недостаточной мотивации и механизмов для предотвращения этого явления, также нуждаются в некотором пояснении. Здесь мы ограничимся несколькими замечаниями относительно институциональных элементов в мотивации.
547
Как мы уже говорили, отклоняющееся поведение и конформизм не являются определяющими факторами для дезорганизации и организации. Однако мы вовсе не хотим этим отрицать тесной связи организации и дезорганизации с соображениями морального порядка, поскольку последние играют важную роль в мотивации. Трудно представить себе такую систему, в которой побуждение принять на себя известную роль и играть ее в соответствии с конститутивными правилами не требовало бы - во всяком случае, в известной степени - поддержки в виде чувства морального долга и сознания того, что и другие тоже чувствуют аналогичные моральные обязанности. Левиафан Гоббса, представляющий собой наиболее впечатляющую попытку вообразить такую систему, на практике невозможен.
Однако чувство морального долга - это лишь один из факторов, обусловливающих мотивацию. Надо полагать, даже фашистский концлагерь не мог бы функционировать без своего рода «моральной» дисциплины среди тюремщиков, но для сохранения в нем незыблемости определенного «порядка» отнюдь не было обязательным, чтобы заключенные разделяли «моральные» чувства своих тюремщиков. Следовательно, в плане теории социальной дезорганизации вопрос следует ставить так: каким образом варьируется относительное значение различных типов мотивации - например, моральный долг, насилие и принуждение - в зависимости от типа системы, той или иной ее части и ситуации, в условиях которой функционирует данная система?
Впрочем, соотношение между мотивацией и конформизмом в отношении институционализированных ожиданий носит весьма опосредованный характер. Вполне возможны такие ситуации, в которых отклоняющееся поведение играет организующую роль, а конформизм - дезорганизующую. При определенных условиях выбор институционально санкционированной конститутивной возможности может привести к подрыву организованности, и тогда дезорганизацию предотвратит только выбор институционально порицаемой альтернативы. Так, например, получение определенных припасов могло бы иметь жизненно важное значение для продолжения некой деятельности. Это получение может регулироваться определенными институционализированными ожиданиями, ко-
548
торые при обычных условиях вполне отвечают своей цели. Однако при других условиях конформизм в отношении этих институционально предписываемых процедур не даст ожидаемого результата или даже приведет к роковой задержке в получении припасов. То, что называлось в армии «ночными реквизициями», было порой единственным способом обеспечить себя припасами, необходимыми для выполнения военной миссии, а иногда даже и для обычного проведения той или иной операции. Излишняя деликатность солдата была бы в таких случаях губительной для сохранения организованности.
Можно было бы еще многое говорить о мотивации, но в наши цели входит лишь указать в общем плане на сложность соотношения между мотивацией, в особенности институциональными элементами в ней, и социальной организацией и дезорганизацией, а также на сущность подлежащих изучению проблем.
Родственные понятия. Выше мы рассмотрели ряд важных теоретических проблем, занимающих заслуженное место в социологии,- это проблемы упорядоченного строя, проблемы функциональных предпосылок социальных систем, условий гомеостаза, равновесия, сохранения ситуаций в границах предусмотренного. В более подробном обсуждении этих понятий и различий между ними здесь нет необходимости. Однако нужно отметить следующее: все они подразумевают представление о социальной системе как о структуре взаимодействия, которой, несмотря на влияние среды и внутренние напряжения, удается сохранять определенные характерные черты. Это свойство иногда определяют как способность системы сохранять постоянство в отношении какой-нибудь конкретной черты, в отношении взаимосвязи между определенными частями системы или же в отношении направления движения либо изменения; иными словами,- как продолжающуюся верность системы тому или иному типу, той или иной модели, которые определяют собой эту конкретную систему. Одной из таких моделей и является совокупность конститутивных правил, предопределяющих для участников данной системы тот вид деятельности, которым они занимаются.
Далее, все эти понятия подразумевают такой подход к социальным системам, при котором они мыслятся как механизмы для увековечения самих себя. Они включают
549
в себя формулировку проблем, которые системы должны разрешить для того, чтобы обеспечить свою собственную жизнеспособность; они имеют в виду классификацию структурных черт систем под углом зрения той роли, которую они играют в обеспечении для системы возможности сохранять верность определяющей ее модели; они подразумевают классификацию и анализ механизмов, посредством которых системы обнаруживают условия, угрожающие в каком-то конкретном отношении их жизнеспособности или постоянству, и принимают меры для ликвидации этих угроз; наконец, они подразумевают изучение условий, при которых системы разрушаются. Эти проблемы реально существуют и пользуются признанием; они представляют собой четко очерченную, ясную проблематику и вытекают из нашего определения состояния организации и дезорганизации.
550
1. А. К. Cohen, A. R. Li ndesmith and K. F. Shuessler (eds.), The Sutherland Papers, Indiana University Press, 1956.
2. R. Merton, Social Theory and Social Structure Free Press, 1957.
3. Parsons, The Social System, Free Press 1951 особенно Chap. 7.
4 Так, «конформизму» в схеме Мертона соответствовало бы использование институционально ожидаемых средств в интересах социального контроля. Его «новаторство» заключается в осуждении применения институционализированных ограничений в отношении выбора средств, примером которого является маккартизм, допрос с применением пыток и подслушивание телефонных разговоров. «Ритуализм» представляет собой озабоченность прежде всего мелкими деталями той или иной процедуры при отсутствии оценки ее эффективности как средства для достижения цели; если хотите, это своего рода педантизм во всем, что касается законов. «Ритуализм» выражался бы также в возгласах одобрения и жестах негодования, с помощью которых человек символически принимает сторону ангелов, избавляя себя при этом от необходимости бороться против дьявола. «Уход в себя» принял бы форму нежелания проявлять какой бы то ни было интерес к факту отклоняющегося поведения и что-либо предпринимать в связи с этим. Наконец, «бунтарство» приняло бы вид, так сказать, соблазнения отклоняющимся, то есть принятие «бунтарем» целей отклоняющегося и средств, которые поддерживают и облегчают его отклоняющееся поведение. Иллюстрацией этому могли бы послужить бесчестные союзы между полицией, политиками и гангстерами-рэкетирами.
5. Т. Раrsоns, op. cit., р. 252; Т. Parsons and E. Shi1s (eds.), Toward a General Theory of Action, Harvard University Press, 1952, p. 151-152.
6. См. Н. S. Becker, Marihuana Use and Social Control, в: «.Soc. Prob.», 3 .(11956), 36-44.
7. См. А. К- Cohen, Delinquent Boys, The Culture of the Gang, Free Press, 1955.
8. K. Davis. The Sociology of Prostitution, в: «Amer. sociol. Rev.». 2 (1937), 744-755.
9. I. Chein and Eva Rosenfe1d, Juvenile Narcotics Use, в: «Law contemp. Prob.», 22 (1957), 59-63.
10. Н. Garfinkel, Trust as a Condition of Stable Concerted Action, 1957.