Я тут немножечко проспала, пока 9 мая пражское метро отмечало своё 50-летие. Вообще пражское метро могло бы входить в список старейших, потому что первое предложение о постройке подземной дороги поступило ещё аж в 1898 году, однако не сложилось. Ни тогда, ни перед Второй Мировой, когда вроде было даже уже собрались что-то строить. Ну а сразу после окончания войны было, понятное дело, не до какого-то там метро.
Только когда к 1960-м годам ситуация с транспортом стала довольно печальной, городские власти, наконец, вспомнили о планах, но раскачались только к 1967 году, и начали копать. В планах было, однако, сделать просто подземный трамвай, чтобы разгрузить трамвайные пробки наверху.
Открытие метро было запланировано на 1970. Но не тут-то было. Во-первых, почти сразу же поменяли план и мудро решили вместо подземной трамвайной линии всё же строить нормальное человеческое метро (при этом пришлось немного переделывать то, что уже успели построить), а во-вторых при этом обнаружили, что никто особо и понятия не имеет, как, собственно, это самое метро строить. Поэтому открыли метро для публики только к маю 1974 года.
Первый пробный поезд приехал на станцию Пражского повстани 22 декабря 1973.
Изначально в пражском метро ездили знакомые москвичам вагоны Мытищенского машиностроительного завода. Хотя это были не совсем те же вагоны, а их модифицированная версия, созданная на базе вагонов Еж3.
Первым 60 машинистам пришлось проходить стажировку в московском метро. На фото ниже отъезд группы на обучение с Главного вокзала.
Да и в целом в пражском метро было много привычных тогдашним москвичам артефактов. Например, стояли точно такие же разменные автоматы,
и точно такие же турникеты,
возле которых точно так же сидела в будочке тётя и всё контролировала,
ездили те же эскалаторы.
А вот менялось пражское метро довольно медленно. Модернизированную заводом Шкода версию "номерных" вагонов 81-717/714 до сих пор можно встретить на двух ветках - А и B.
На третьей ветке, C, ездят уже чешские М1, хотя и они уже порядком устарели.
Что же касается строительства нового метро, то здесь всё тоже происходит очень медленно. Последней была построена третья, жёлтая, ветка B в 1985 году. Новые станции на существующих ветках, конечно, тоже появлялись, но не со скоростью московского метро. И вот только сейчас, почти 40 лет спустя, в Праге начали строить четвёртую ветку D.