Сразу после поездки в горы неугомонная я перепаковала рюкзак и отправилась... на на воду. Во-первых, потому что сидеть остаток взятого отпуска дома было бы глупо, а во-вторых - это был отличный способ дать отдых поработавшим мышцам ног и напрячь другие - рук.
Сплавляться я поехала на
реку Лужнице, однако в отличие от прошлого раза, когда я попала в уже организованную поездку на всё готовенькое, на этот раз организовывать всё пришлось самой. Вот я и подумала, что раз меня читают и живущие в Чехии, то, может, кому-то пригодится.
В России я довольно часто на байдарках выбиралась:
сплавлялась по мелкой и шустрой Нерской,
по широкой и скучной Москва-реке, и даже
по прекрасным ладожским шхерам. Но с переездом в Чехию вылазки на байдарках прекратились - катавшую нас по подмосковным рекам "Щуку" мы с Жёлтым с собой в Прагу не привезли, а искать прокаты и организовывать что-то здесь казалось почему-то делом слишком хлопотным и сложным, так что вместо байдарок мы каждый год ехали к воде на велосипедах.
Так и получилось, что за шесть с хвостиком лет в Чехии я так ни разу на байдарке и не сплавилась. Поэтому когда недавно подвернулась возможность присоединиться к уже организованной вылазке на воду, я тут же за неё ухватилась и не пожалела - народец оказался интересный, время мы провели хорошо, а заодно они мне рассказали, что организовать это дело совсем не сложно.
Так что когда меня через пару недель после первой поездки снова потянуло на реку, я решила, что в этот раз всё же организую сама. Оказалось действительно не сложно. Особенно, если сплавляться по популярным рекам вроде Лужницы, Моравы, Отавы, Сазавы или Бероунки.
Так как мне понравилось на Лужнице, то я решила повторить.
На Лужнице принято выплывать из Сухдола-над-Лужници (Suchdol nad Lužnicí), потому что выше по течению она вроде как вся заросшая, а при низкой воде ещё и совсем мелкая.
После пос. Майдалена можно выбрать один из двух маршрутов - оба они снова встречаются через приблизительно 35 км. в Весели-над-Лужници (Veselí nad Lužnicí). Я прошла оба эти маршрута.
В прошлую поездку после Майдалены мы отправились вниз по Новой реке, в этот же раз я выбрала Старую реку. Оказалось, что по характеру они совсем разные: если Новая река после развилки успокаивается, скучнеет, и становится более прямой и медленно текущей, то Старая не меняется и остаётся такой же, какой она была от Майдалены до развилки - мелкая, быстрая, с бесконечными поворотами, заросшая и дикая.
Такой Старая река остаётся до Требони - области, известной своими карпами. Там после очередного поворота из-за угла вдруг появляется огромный пруд Рожемберк (489 га., исторический, между прочим! Сооружён в 1590 году известным на всю Чехию мастером Якубом Крчином, которого попросту звали Куба-Прудокоп).
После быстрой и шустрой реки плыть по пруду ужасно скучно, тем более, что переплыть его надо весь по диагонали.
Не знаю, как Новая река (мы тогда доплыли только до пос. Млака), а Старая река после пруда ещё больше мельчает, становится каменистой, илистой, грязной и вообще похожей на суп. И чем ближе к Весели-над-Лужници, тем больше. Пока по ощущениям понравилось больше на Новой реке, однако для полного сравнения надо будет сплавиться недостающий кусок Млака - Весели.
Что касается ночёвок, то кемпинги на реке встречаются в среднем каждых 13 км., хотя на обоих маршрутах есть отрезки, где расстояние между кемпингами - 20 км. Если вы не совсем овощ и шевелите вёслами, то это расстояние в 20 км. проходится за 5-6 часов.
Ну и, собственно, о прокатах. Сразу напишу одну важную вещь: цены на прокат байдарок в Чехии везде довольно низкие, однако когда дело доходит до перевозки этих самых байдарок, вот тогда-то общая стоимость проката оказывается неожиданно высокой. Что делать, чтобы не переплачивать? Тут всё не так уж и сложно. Здесь надо знать, что фирмы пишут стоимость перевозки не для каждого отдельного человека в группе, а за одну поездку. То есть прокату всё равно, если за эту поездку они привезут одну байдарку, или десять. Не всё равно вам, потому что заплатить придётся либо всё целиком вам, если они поедут только ради одной байдарки, или же эта стоимость разделится на четверых, шестерых или больше, если они повезут 2-3-4 и больше байдарок.
Что делать, если большая компания не набралась? При заказе можете уточнить, если прокатчики случайно не повезут лодки кому-то ещё, а если да, то сколько, куда и когда, а если вас эти сроки устраивают, присоединяйтесь. Второй вариант - найти тех, кто за прокат берёт мало или не берёт совсем - бывает и такое.
В первый раз байдарки на прокат мы брали у
Выдры (сайт на чешском). Прокат у них дешёвый - 220 крон (580 р.) в сутки за 2-местную пластиковую байдарку, 2 весла и 2 гермомешка. А вот цена доставки на Лужнице, между Весели и Чешскими Будейовицами - 400 крон за привезти-увезти. Нас тогда было аж 8 человек, поэтому на одного получалось совсем мало.
Во второй раз байдарку на прокат я брала у
Самбы (сайт тоже только на чешском). Цены на байдарки у них куда выше (370 крон в день за 2-местную байдарку+вёсла+гермомешки), но зато можно найти две точки, за привоз и отвоз из которых они не берут совсем ничего. Этим я во второй раз и воспользовалась, потому что большой компании в наличии не имелось, и выгодней было брать у них, чем у Выдры с их 400-кроновой доставкой, которую на этот раз платило бы только два человека, а не восемь.
Резюме: байдарку на прокат в Чехии взять совсем не сложно, и не так уж и дорого (и чем больше вас едет, тем дешевле), а уже спланированные маршруты можно в большом количестве найти на сайтах самих же прокатных фирм. Так что пока лето и жара, айда на воду!