Вслед ушедшему марту:)

Apr 01, 2010 23:29

Недавно на Серче одна из тем напомнила мне о том, как я начала писать статьи:) Было это также в марте (нет, наверное, в феврале еще) два года назад. Первую свою статью я отправила в интернет-журнал "ИМХО", которого, к сожалению, уже нет. Это был №28, если я правильно помню, посвященный 8 марта. Наваяла я много тысяч знаков о женской красоте, снабдила сие творение собственного сочинения эпиграфом и так гордилась тогда, что мою статью опубликовали!

А сейчас журнала нет, и статьи моей в Сети нет... Неправильно это!:) Надо исправить:

Солнце - ярче, теплее!

Сердце бьется живее.

Деревьев серая масса

Встрепенулась -

пора просыпаться!

Это март! Только март,

Еще не апрель…

Ну и пусть еще

Закружит метель,

Пусть завьюжит,

Замерзнет, скукожит.

Только это зиме

Не поможет!

Солнце - ярче, теплее!

Март - начало весны - младенчество природы. Запах земли и травы уже витает в воздухе. Запах подснежников, тюльпанов и мимозы на цветочных базарах - запах первого весеннего праздника. В эти дни принято говорить о женщинах и красоте.

Главное для женщины - красота!

Как это ни обидно для нас - современных, образованных, деловых, - но оценивают нас, в первую очередь, не по этим замечательным качествам. Нет, конечно, их замечают тоже. Но, подкрепленные хорошими внешними данными, они «весят» гораздо больше. Вы можете со мной поспорить, но ответьте себе честно: у кого больше шансов получить престижную работу - у длинноногой утонченной деловой леди с видом светской львицы или у «синего чулка» с тусклыми глазками за толстыми стеклами очков? При равных прочих условиях?

Говоря о женщине, все, вне зависимости от пола, отмечают ее внешность: «Светлейшая голова, семи пядей во лбу, но бедняжка - такая страшненькая!» или «Комсомолка, спортсменка, активистка и просто красавица!» А с точки зрения мужчин, женская красота является обстоятельством, смягчающим многие недостатки: «Стерва, но какая красивая!» или «Глупенькая, но такая милая!»

Однако стоит признать, что борьба женщин за равноправие полов, провозглашенная небезызвестной Кларой в 1918 году, дала результаты. Мужчины, по крайней мере, стали признавать возможность наличия у прекрасного пола таких качеств, как ум, рассудительность, логика (хоть и своя, женская).

А критерий красоты был всегда: и во времена Клары Цеткин, и во времена фараонов, и во времена кроманьонцев. Приходится признать, что красота, как качественный признак при оценке женщины, присутствовал в человеческом обществе со времен зарождения оного. Но, что интересно, количественные его составляющие, как-то размерность и пропорциональность, изменяются в зависимости от времени и географии.

Представления древних людей о женской красоте базировались на чисто практических соображениях: женщина должна была иметь запасы жира, достаточные для того, чтобы пережить голодные времена (ежели таковые наступят) и для защиты от холода, мощное тело для вынашивания и рождения детей, большую грудь для их выкармливания. Об этом свидетельствуют статуэтки периода палеолита. Фигурки эти изображают чрезвычайно крупных женщин с огромными ягодицами, животами и отвисшей грудью.

С развитием культуры человеческого бытия, представления о красоте усложнились, приобрели национальные оттенки и особенности, появилась потребность украшать себя. Из ранних культур показателен в этом отношении Древний Египет. Там ценились худощавые грациозные женщины. В моде были парики, а собственные волосы египтянки коротко стригли из-за жары. Идеальным цветом глаз считался зеленый. Древним египтянкам были знакомы такие понятия, как макияж (глаза обводили зеленой или черной краской, наводили брови), маникюр (ногти красили краской из растертого малахита) и даже депиляция (ни одна уважающая себя дама не могла себе позволить какой бы то ни было растительности на лице и теле).

Интересно, что Клеопатра, миф о неотразимости которой дошел до наших дней, на самом деле была весьма некрасива и сточки зрения современного человека, и по древнеегипетским представлениям. Судя по ее изображениям на египетских монетах того времени, у нее был огромный нос и грубые черты лица. Наверное, она очаровывала современников не внешностью, а чем-то другим. А вот другая египетская царица, Нефертити, чье имя переводится как «Красавица пришла», действительно была прекрасна. Об этом свидетельствуют ее изваяния работы древнеегипетского скульптора Тутмоса.

Представители еще одной наидревнейшей культуры засуживают внимания, прежде всего, за стабильность своих идеалов. В Древнем Китае красивой считалась женщина стройная, белолицая, румяная, с блестящими яркими губами, подчеркивающими белизну зубов, чернобровая и черноволосая. Иссиня-черные волосы заплетались в косы или высокую прическу, украшенную цветами и лентами. Китаянка должна была разбираться в поэзии, живописи, уметь поддерживать приятную беседу. Без этих качеств даже красивая женщина не считалась привлекательной. Такой идеал китайской женщины сформировался более 4 тысяч лет назад и сохранился до начала ХХ столетия. Единственное, что, к счастью, потерял этот образ со временем - крошечная ножка, формой напоминающая лотос. Мода на маленькую ножку зародилась в Китае около Х века до нашей эры с легкой руки, или скорее - ноги, жены императора Чоу, ножки которой были чрезвычайно малы от природы. С тех пор появился обычай бинтовать девочкам ноги для ограничения их роста. Начиналась сия экзекуция вскоре после рождения и продолжалась до тех пор, пока девушка не переставала расти. Принятый в высших слоях общества обычай вскоре распространился и на все другие, вплоть до крестьянства. Девушка с нормальными ногами практически не имела шансов на замужество.

Японский идеал красоты также, помимо внешних данных, имеет внутреннее (духовное) наполнение. Идеальная японка: изящная, миниатюрная, с некрупными правильными чертами лица, должна иметь кроткий характер, приятные манеры, уметь одеваться со вкусом и писать стихи, быть и чувственной, и скромной одновременно, уметь развлечь своего господина беседой или музыкой. Восток, как говорится, - дело тонкое!

А вот на среднем востоке в женщинах ценились, прежде всего, чувственность, грация, умение танцевать. До наших дней дошли образы восточных красавиц, до мельчайших подробностей прописанные в «Песни песней» и «Тысяче и одной ночи»: черноглазые смуглянки с тонкими талиями, полными бедрами, изящными руками. Томный взгляд и обещание неизведанных ранее наслаждений в уголках пухлых алых губ!

Что касается древних греков, то они восхищались и любовались, прежде всего, собой, а уж потом гречанками. Идеал античной красоты - мужчина телосложения спортивного, гармоничного, пропорционального и, извините за подробности, с маленьким пенисом. Вплоть до Праксителя (примерно 330 год до н. э.), ни один скульптор не изваял женского тела. Афродита, богиня любви и красоты, работы упомянутого художника - первое из произведений античного искусства, дающее нам представление об идеальной гречанке. Работы греческих мастеров того времени, к сожалению, не сохранились. Нам больше известны римские копии этих скульптур. Самая знаменитая из них - Венера Милосская (Афродита Агесандра) - имеет пропорции, далекие от идеальных с нашей точки зрения. Древние греки были очень спортивной нацией, но в женщинах все же ценили умеренную полноту, как свидетельство достоинства и силы.

Идеальные пропорции лица, установленные еще в Античной Греции, применяются как критерий и по сей день: прямой нос, большие выпуклые глаза, небольшой рот, золотистые волосы, обрамляющие невысокий лоб. Свои длинные светлые кудри гречанки укладывали в узел, - такую прическу делают и сейчас.

Все упомянутые выше нации создавали свои эталоны красоты достаточно разумно, не пытаясь противоречить природе, чего уже не скажешь о римлянах. Они переняли греческие идеалы, несмотря на то, что по природе своей были смуглы, черноволосы, имели узкую кость. Римлянки травились свинцовыми белилами, теряли свои волосы (иногда полностью) в попытках осветлить их, наедали ожирение и целлюлит в попытках приобрести желаемую стать.

И, наконец, Европа! Сия, как оказалось, капризная дама меняла моды, стили, идеалы и эталоны на протяжении всей своей истории. Значительное влияние на европейские идеалы поначалу оказывала религия. Так в эпоху аскетизма эталоном женской красоты была дева Мария: высокий лоб, большие глаза, маленькие губы. В моде - хрупкое телосложение и, как ни странно, беременность. Женщины носили накладные животики. Возможно потому, что это - единственная выпуклость, которая могла быть заметна в широченных складках одежды того времени. В те времена дамы были подчеркнуто скромны: ни косметики, ни прически, - волосы прятали под чепчики.

XII - XIII века: рыцарские турниры, трубадуры, прекрасные дамы. Женский идеал перестал быть чрезмерно целомудренным. А эпоха Ренессанса окончательно реабилитировала женские прелести, чувственность и даже косметику. Поэты Возрождения слагают оды и дифирамбы белолицым современницам, их высоким и чистым челам, их лебединым шеям. Дамам ничего не остается, кроме как соответствовать воспетым идеалам, - они выбривают волосы надо лбом и на затылке.

Эталоны того времени подробно описаны в трактате «О красоте женщин»: «Волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения. Плечи должны быть широкими... На груди не должна проступать ни одна кость.

Самые красивые ноги - длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми...» Что интересно, трактат этот написал монах.

А на Руси в те времена идеал красоты предполагал статную фигуру, гордую осанку, плавную, неторопливую походку, которая подчеркивалась костюмом. Русская красавица была лицом бела, румяна, черноброва (нраву кроткого такого), имела длинные волосы, заплетенные в одну косу низко на затылке. Русский идеал красоты зародился еще в период славянских племен и сохранял свою самобытность до реформ Петра, который ввел в обиход россиян европейские культурные традиции.

Стиль барокко привнес в представления об идеальной женщине некоторую искусственность: грудь - попышнее, талия - потоньше, прическа - повыше, лицо - поярче. Дамы стали активно пользоваться косметикой, носить корсеты, юбки на каркасе и обувь на каблуке. При французском дворе корсет подчеркивал грудь и утягивал талию (во времена Екатерины Медичи - до 33 см!). Испания же в то время отличалась очень строгими нравами. Корсет испанской дамы, видимо, был изобретен вместе с известным орудием пытки - испанским сапогом. Это было металлическое сооружение с боковыми шарнирами и отверстиями для доступа воздуха. Вес этого орудия самоистязания достигал 25 кг.

Еще более вычурной и искусственной была мода периода рококо. Красавица того времени вряд ли вызвала бы восхищение современного мужчины, несмотря на роскошный наряд и смелое декольте. Дамы в этот период не переодевались месяцами. Не мылись годами, а запах немытого тела маскировали парфюмерией. В их огромных прическах заводились даже мыши.

Как все чрезмерное, стиль рококо в конце XVIII столетия сменился своей противоположностью. Новый идеал красоты - простота во всем.

В XIX веке, можно сказать, была мода на болезненность. Румянец, загар и сильное тело считались грубыми и примитивными. О благородстве свидетельствовали бледные лица, изнеженность. Модницы туго затягивались корсетом, что значительно уменьшало жизненный объем легких. Не удивительно, что они то и дело падали в обмороки и страдали от чахотки.

ХХ век положил конец «закрепощению» женщин в корсеты, длинные платья, обязательные головные уборы. Да здравствует свобода дышать полной грудью и подставлять свое тело лучам солнца! Как в калейдоскопе менялись разнообразные модные веяния: то женщина-подросток с узкими бедрами и без груди, то снова в цене пышность этих форм, то мягкость и женственность, то подтянутая спортивность.
Идеал сегодняшнего дня - женщина стройная, высокая, пропорциональная, с чистой кожей и здоровыми густыми волосами, с правильными чертами лица. Мы уже достаточно разумны, чтобы не создавать эталонных цветов кожи, глаз и волос. Мы видим и понимаем красоту представителей других наций и рас. И даже при нашем извечном стремлении к каким-то идеальным параметрам мы все же понимаем, что красота не измеряется сантиметрами, не определяется пропорциями. Красивыми бывают и полные, и худенькие; и высокие, и маленькие. Непропорциональное лицо также может очаровывать. Стало быть, красота - критерий не количественный, размерностью и пропорциями не определяемый. Наверное, красота женщины - это ее отношение к себе, ощущение себя привлекательной, а также красота души и гармоничность с окружающим миром?

работа, Чё-то вспомнилось:), копирайтинг

Previous post Next post
Up