Оригинал взят у
alexandragor в
Натворила очередную статьюОригинал взят у
alexandragor в
Как снимают научпопМоя статья о истории биологического научно-популярного кино вообще и о современных съемках научно-популярного кино в заповеднике будет опубликована в новогоднем номере
журнала "Биология" ИД "Первое сентября" (№ 01/2015, с. 4-11). Читатели сообщества могут познакомиться с ней уже сегодня и с бОльшим количеством иллюстраций, чем войдет в бумажную версию.
Надежда Дорофеева в процессе макросъемки, снимает орхидеи. Фото С.Циханович
...
Александра Горяшко
Как снимают научпоп.
Прошлое и настоящее научно-популярного кино в России
В давние-предавние времена, когда телевизор показывал всего три программы, и никто не знал, что такое DVD-плеер, люди ходили в кино. В кино ходили все, от пионеров до пенсионеров, и ходили часто. Кинотеатров было много, а цена билета, особенно на утренние сеансы, была совсем небольшой. А перед сеансами непременно показывали новостные или научно-популярные журналы, научпоп. Что такое научпоп, было всем известно. Его показывали и по телевизору, и в музеях, и на лекциях. В Москве, на Арбате, был даже кинотеатр "Наука и знание", специально для демонстрации научно-популярных фильмов. Научпоп был весьма заметной частью жизни. Причем, был этот научпоп производства отнюдь не BBC или Discovery (этих слов тогда тоже не знали), а самый что ни на есть российский.
Кинопопуляризация в России считалась в те давние-предавние времена серьезным делом. Существовала система госзаказов, целые студии специализировались на фильмах о науке, были признанные мастера жанра, проводились фестивали научно-популярных и учебных фильмов, Институт кинематографии готовил кинопопуляризаторов. Закончились эти давние времена на самом деле совсем недавно, лет 20 назад…
Из истории жанра
Научно-популярное кино - то есть кино, в общедоступной форме рассказывающее о какой-либо области науки - появилось в мире в самые последние годы XIX века. Родилось оно из съемок, которые ученые производили в чисто научных целях. Однако результаты оказались столь впечатляющими, что захотелось поделиться ими с народом. Преобладающая тематика первых научно-популярных фильмов была практически та же, что и сейчас: экзотические далекие страны и природные процессы, невидимые простым глазом. Возможность увидеть в кино то, что в жизни увидеть невозможно, привлекала зрителей во все времена.
Первый российский научно-популярный фильмов был снят более ста лет назад, в 1912 г., в научном отделе, работавшем на кинофабрике А.А. Ханжонкова в 1911-16 гг. Это был фильм «Инфузория», он показывал жизнь обитателей капли воды, снятую через микроскоп. Режиссер фильма, Владимир Николаевич Лебедев, был одним из первых советских учёных, занимавшихся киносъёмкой микроорганизмов. Впоследствии он входил в Московскую группу любителей научного кино при МГУ, которая регулярно проводила общедоступные лекции, сопровождаемые научными фильмами, активно содействовала использованию кино в научно-исследовательской работе.
Очень скоро от простой фиксации природных явлений научно-популярное кино перешло к использованию в фильмах научных экспериментов, которые с помощью специальной постановки и монтажа превращались на экране в увлекательное зрелище. Одним из первых таких фильмов стала «Механика головного мозга» (1925) В.И. Пудовкина.
Все это, заметим, происходило еще в эпоху немого кино! Первый американский звуковой фильм появился только в 1927 г., советский - в 1931 г. С появлением звука изобразительный ряд в научно-популярных фильмах стал сопровождать закадровый голос диктора. Снимались специальные учебные фильмы для школ. Часть этих учебных фильмов после перемонтажа были выпущены на широкий экран и вызвали большой интерес публики: «В мире насекомых» (реж. Л. Антонов, 1936), «Пернатая смена» (реж. А. Згуриди, 1936).
О последнем необходимо сказать отдельно. Режиссер Александр Михайлович Згуриди - целая эпоха в истории российского научно-популярного кино о природе, его биография сама как история этого кино. Автор множества замечательных фильмов (до 1946 г. только научно-популярных, после также и художественных); создатель первой в мире зообазы, где содержались и дрессировались животные специально для съемок; руководитель мастерской режиссуры научно-популярного фильма во ВГИКе; руководитель творческого объединения киностудии «Моснаучфильм»; президент Международной ассоциации научного кино; автор, создатель и ведущий телепередачи «В мире животных». Именно А.М. Згуриди снял такие классические фильмы как «В глубинах моря» (1939), «Сила жизни» (1941), «В песках Средней Азии» (1943), «Лесная быль» (1950), «Тропою джунглей» (1950) и многие другие.
До войны в нашей стране подобные фильмы рассматривались в первую очередь как учебные. В первые же послевоенные годы научно-популярное кино официально стало самостоятельным и значимым жанром. В 1946 г. ЦК ВКП(б) в своем постановлении объявил главной задачей научного кинематографа создание фильмов для широкого зрителя. Вскоре все студии "техфильмов" были переименованы в научно-популярные. В 1947 году была создана Международная ассоциация научного кино (ISFA), в состав которой вошел и Советский Союз.
В биологических научно-популярных фильмах, наряду с документальными наблюдениями и экспериментами, стали использоваться элементы художественного кино - построение занимательного сюжета, включение людей-актеров. Подчас играть приходилось не только людям, но и животным, их снимали и в природных условиях, и в вольерах и павильонах, прибегая к помощи дрессировщиков. Главным подспорьем в этом стала созданная А.М. Згуриди зообаза Центрнаучфильма.
В 1949 г. выходит первый отечественный цветной фильм о природе - «Лесная быль» А.Згуриди, посвященный бобрам. В эти же годы появляются фильмы Б.Г. Долина - «История одного кольца» и «Крылатая защита», о перелетах и инстинктах птиц. Борис Генрихович Долин - еще один большой мастер научно-популярного кинематографа. Режиссёр киностудии «Центрнаучфильм»; руководитель мастерской научно-популярного и учебного фильма во ВГИКе; творческого объединения детских научных фильмов киностудии «Центрнаучфильм»; один из основателей и руководителей киножурнала «Хочу всё знать»; автор фильмов «В глубинах моря» (1938), «Звериной тропой» (1947), «Серый разбойник» (1956), «Слепая птица» (1963), «Удивительная история, похожая на сказку» (1966) и др.
В 1960-70-х, кроме большого количества научно-популярных фильмов, возникают также научно-популярные киножурналы и передачи: «Наука и техника», «Хочу все знать», «Альманах кинопутешествий», «Очевидное - невероятное», «В мире животных».
Времена, которые в политической жизни страны были годами «застоя», для научно-популярного кино явились годами расцвета. Научно-популярных фильмов о природе создавалось в это время не просто много, но, что, пожалуй, даже важнее, это были очень хорошие фильмы, они широко демонстрировались и пользовались большим интересом публики.
Перестройка, начавшаяся в 1990-е гг., больно ударила по научно-популярному кино, лишив затратные съемки и государственного финансирования, и организованной системы проката. Снимать новые фильмы почти перестали, а те, что все-таки снимали, не могли выдержать конкуренции с такими монстрами как Discovery Chanel и National Geographic, ставшими доступными российскому зрителю, с научно-популярными фильмами производства BBC.
Тем не менее, даже в условиях такой, казалось бы, безнадежной конкуренции, в России и сегодня есть люди, снимающие научно-популярное кино о природе. Кто эти люди, откуда они берутся и как работают?
Рождение фильма
Мне повезло встретиться с такими людьми в Кандалакшском заповеднике, на базе которого они начали работать над своим первым фильмом еще в 2010 году, а в нынешнем, 2014 г., сняли уже шестой. Автором идеи о съемках в заповеднике стала биолог Надежда Дорофеева. И, конечно, не случайно, потому что случайные люди вообще в заповедник не попадают.
Надежда Дорофеева ездит в Кандалакшский заповедник более 15 лет. Начинала юннаткой, за прошедшие годы стала профессиональным биологом, работает в Институте эволюционной физиологии и биологии им. Сеченова в Петербурге. С Надеждой и ее коллегами я беседовала на заповедном острове Ряжков, во время короткого перерыва между съемками.
.
Надежда Дорофеева. Фото Сергей Циханович
.
- Как у Вас возникла идея снимать научно-популярное кино?
Надежда Дорофеева: Меня уже давно расстраивало, что таких фильмов о природе России сейчас снимают мало. Среди них есть хорошие фильмы, но их очень редко показывают, их не то, что увидеть, а даже узнать о их существовании проблематично. С другой стороны, хочется поделиться теми открытиями, которые делаешь, изучая поведение животных в естественной среде обитания. Когда много часов сидишь в укрытии, наблюдая за птицами, можно увидеть то, что никогда не увидишь, просто спугнув птицу, и это очень интересно, этим хочется поделиться.
Началось все, как и в истории научно-популярного кино в целом, с рабочих видеозаписей. Когда занимаешься изучением поведения птиц, то многие моменты, особенно динамичные, сложно увидеть. С помощью видеозаписи их можно потом многократно пересматривать и понять, что происходило на самом деле. Например, драка. Четыре птицы дерутся, и непонятно, кто с кем. А на записи, в замедленном режиме, можно рассмотреть и разобраться.
Когда я показывала свои рабочие видеозаписи друзьям, - и специалистам, и неспециалистам, - они всегда вызывали очень живой интерес. Так что идея возникла из научных наблюдений и желания показать окружающим, что есть в мире. Ведь многие люди живут и считают, что вокруг уже ничего нет, что человек уже все истребил. А ведь даже рядом, в парках, например, огромное количество птиц, и можно в выходные не в танчики играть на компьютере, а пойти в парк на птиц смотреть. И люди на самом деле это делают с большим удовольствием, просто они не знают, куда пойти, не знают, что смотреть, как смотреть.
- От желания поделиться до создания фильма путь очень долгий, множество технических задач, целая пропасть...
Надежда Дорофеева: Вот над этой пропастью строится мост. Была написана заявка на Леннаучфильм, которая долго там лежала. Потом на эту заявку обратила внимание Валентина Ивановна Гуркаленко - художественный руководитель Леннаучфильма. Она познакомила меня с режиссером Сергеем Цихановичем, мы быстро нашли общий язык и решили, что можно попробовать. У Сергея хороший опыт работы в кино, в том числе, съемки фильмов о природе.
.
Надежда Дорофеева и Сергей Циханович. Фото Д.Дешевых
.
И, конечно, в создании фильма задействовано очень большое число людей - другие операторы, композитор, директор, монтажеры, научные консультанты….
.
На съемках фильма «Морская сорока».
Директор фильма Валерия Бойко и режиссер Сергей Циханович с муляжами для приманивания птиц
.
Первый фильм, снятый в заповеднике, автором сценария которого стала Надежда, «Морская сорока», был посвящен кулику-сороке и вышел в свет в 2011 г. Конечно, работала Надежда не одна, фильм снимала творческая группа киностудии Леннаучфильм (режиссер и главный оператор Сергей Циханович). Чтобы смонтировать 26-минутный фильм, понадобилось более 80 часов отснятого материала, а всего от возникновения идеи фильма до ее воплощения прошло около пяти лет. Такова цена хорошего научно-популярного фильма, который требует кропотливой подготовительной исследовательской работы и многих часов работы полевой. Этот фильм, показывающий весь биологический цикл - насиживание яиц, вылупление птенцов, их опеку и воспитание родителями, - сразу получил большое количество наград, в том числе Гран-при на XVI Международном экологическом телевизионном фестивале «Спасти и сохранить».
.
Кулик-сорока с птенцом. Фото Н.Дорофеевой
.
Помогла «Морская сорока» и следующим съемкам. На одном из фестивалей, куда съемочная группа привезла фильм, им предложили сотрудничество представители канала Russian Travel Guide. В результате, в 2013 г. съемочная группа, проведя в заповеднике два месяца и отсняв около 100 часов материала, сделала еще четыре 25-минутных фильма: «Заповедные острова Кандалакшского залива», «Тайны гнезд в Белом море», «Мадам Гага» и «Птичьи истории». Все они демонстрируются на телеканала RTG, участвуют в фестивалях экологических и научно-популярных фильмов.
«Озеро в море»
Еще в 2012 году Надежда Дорофеева и Сергей Циханович начали готовиться к съемкам нового фильма, посвященного жизненному циклу другой птицы - на этот раз гоголя, небольшой морской утки с ярким черно-белым оперением. Съемки смогли состояться благодаря тому, что студия Леннаучфильм получила на этот проект субсидирование от Министерства культуры.
.
Главный герой фильма - гоголь
.
Чтобы полностью показать жизненный цикл гоголя, съемочная группа ездила в Швецию, на места гоголиной зимовки, и даже, совместно со специалистами диагностического центра "Ramsay Diagnostics", провела серию съемок-наблюдений за развитием эмбриона в инкубационном яйце с помощью методов магнитно-резонансной и компьютерной томографии.
.
Сергей Циханович и Надежда Дорофеева. Съемка "внутренней жизни" яйца
.
Но основным местом съемок был Лодейный - один из островов Кандалакшского заповедника, озера которого давно облюбовали гоголи. В течение весны, лета и осени съемочная группа несколько раз выезжала в заповедник, чтобы снять все основные этапы жизни птиц: брачное поведение и начало откладывания яиц, вылупление птенцов, поведение подросших выводков и линных самцов…
.
Съемки в середине мая. На Белом море еще не сошел лед...
.
Снимать жизнь любого дикого животного не просто, они ведь совсем не стремятся позировать и тем более выставлять напоказ интимные стороны своей жизни. А гоголя снимать особенно сложно - в отличие от многих других уток, гоголь гнездится не на земле, а в дуплах деревьев вблизи водоемов. Подходящих дуплистых деревьев не так много, чтобы помочь гоголям в жилищном вопросе, уже несколько десятилетий сотрудники заповедника развешивают на деревьях большие дуплянки - «гоголятники».
.
Гоголятник на о.Ряжков. Фото А.Горяшко
Самка гоголя в гоголятнике. Фото Н.Дорофеевой
.
Чтобы снять все этапы жизни гоголя в ход идет множество ухищрений: скрадки, засидки, специальные системы наблюдения, миниатюрные камеры и микрофоны…
.
Засидка на берегу озера, рядом "нежилой" гоголятник. Остров Лодейный, Кандалакшский заповедник
.
- Какие специальные технические средства используются в съемках?
Сергей Циханович: Например, мы используем рапидную камеру. Это камера, которая снимает в 10 раз быстрее обычной съемки, и потом изображение на экране получается в 10 раз медленнее. Это позволяет показать в замедленном движении, например, взлет птицы, или прыжок гоголенка из гнезда. Это мгновенные процессы, которые протекают доли секунды, а с помощью рапидной камеры мы можем разглядеть, как они происходят.
У нас есть квадрокоптер для съемки с воздуха, этот аппарат уже лет 5 как широко в кино используется. У нас не самая последняя модель, существуют более мощные, с 6 пропеллерами, более устойчивые, с системой гашения колебаний. У нас достаточно простой вариант, который очень сильно болтает в воздухе при ветре, а выбрать безветренную погоду на Белом море не просто. Но с его помощью можно подняться на 50-70 метров и снять с воздуха. По wi-fi с ним есть связь, и мы на смартфоне видим картинку, которую он передает.
.
Сергей Смирнов - оператор воздушных съемок (пилот квадрокоптера) на съемках в заповеднике
.
Помимо квадрокоптера и рапидной камеры, используем микрокамеры, которые можно подкладывать в гнезда и по wi-fi с помощью смартфона ее включать-выключать, менять настройки, не подходя к камере. Она чуть больше спичечного коробка. Это очень полезная камера, уже третья модель, которой мы пользуемся, и с каждой моделью очень заметные улучшения. Мы не устаем благодарить создателей этой камеры.
.
Оператор Артур Бергарт и Надежда Дорофеева устанавливают и маскируют мини-камеру
на каркасе радиоуправляемой модели внедорожника. Фото С.Циханович
Массивная длиннофокусная аппаратура, набор фото-киноохотника. Фото Н.Дорофеевой
.- Можно ли выделить, что при съемках научно-популярного фильма самое важное? Хорошее современное оборудование, или биологическая подготовка авторов, или?…
Надежда Дорофеева: Очень важно стараться минимально вмешиваться в происходящее и быть скрытым наблюдателем. Важен хороший сюжет, для чего надо знать, куда идти и что смотреть, и тут биологические знания очень помогают. Но нельзя сказать, что биологические знания первостепенны. Важно, когда в команде есть люди, умеющие посмотреть с разных точек зрения. Например, какими-то биологическими знаниями я могу с Сергеем поделиться, зато художественным взглядом и способами решения технических проблем - он со мной. Мы три года вместе работаем и три года друг у друга учимся.
.
Сергей Циханович и Надежда Дорофеева за работой. Фото В.Вишневский
.
Сергей Циханович и Надежда Дорофеева разбирают отснятый за день материал. Фото Д.Дешевых
.
Сергей Циханович: Без биологических знаний о жизни животных и птиц съемка просто невозможна. В съемках кино о природе должен непременно участвовать биолог. Иначе можно без толку просидеть на одном месте и ничего не снять. Вот известно, что две самки делят одно озеро. Одна на нем держится, а другая рядом села на гнездо. И знающий человек может рассчитать, когда птенцы вылупятся, понимает, куда самка птенцов поведет. Можно поставить укрытие заранее и ее ждать. Кроме того, можно ожидать, что у самок возникнет конфликт. Хотя очень многое не предугадать. Сплошь и рядом птички ведут себя совсем не так, как мы ждем, делают что-то интересное совершенно непредсказуемо. Но знание биологии и поведения очень сильно помогает.
.
Оператор В.Вишневский, автор сценария-оператор Н.Дорофеева, режиссер-оператор С.Циханович на съемках «Озера в море» в заповеднике. Фото Ирины Харитоновой
.
Надежда Дорофеева: Важно, чтобы вся съемочная группа была достаточно компетентна. Вот наш оператор Василий Вишневский - автор двух книг о жизни птиц, биолог. Это очень большое подспорье, потому что ему многое не надо объяснять. Ведь в наших съемках есть своя специфика. Например, очень важно умение многие часы сидеть в засидке и смотреть на пустое озеро. Для того чтобы потом успеть поймать и снять какие-то несколько секунд.
.
Засидка на берегу озера на о.Лодейный. Фото В.Вишневский
.
Очень важна роль научного консультанта. На всех наших фильмах, снятых в заповеднике, консультантом был Виталий Витальевич Бианки - ведущий научный сотрудник заповедника, доктор биологических наук, главный знаток птиц и местных реалий. Также нам очень помогает Ирина Харитонова, орнитолог из Центра кольцевания, многие годы работающая на острове Лодейный, где шли съемки. Незаменимую помощь и поддержку оказали и другие сотрудники заповедника - Елена Шутова, Вадим Хайтов, Надежда Бойко... А также работники охраны и администрации.
.
Научные консультанты: И.Харитонова и В.В.Бианки. Фото Н.Дорофеевой
.
Работа с научным консультантом начинается уже на этапе сценария. Он просматривает сценарий, чтобы там не было никаких ляпов. Он советует нам, куда пойти, где больше шансов увидеть те события, которые мы хотим снять. Я, например, знаю, что самцы гоголей начинают линять, но в каком конкретном месте это происходит, могут подсказать только местные специалисты. Потом научный консультант работает с нами в течение всего съемочного и монтажного процесса, и в конце просматривает готовый фильм, чтобы не было ляпов. Так как фильмы мы стараемся делать научно-популярные, это важно.
.
И.Харитонова и В.В.Бианки во время кольцевания и измерения самки гоголя. Фото С.Циханович
.
- Если вы считаете важным минимально вмешиваться в естественный ход событий, значит, вы следуете за теми сюжетами, которые возникают в процессе съемок, предлагаются самой природой? А как же существующий изначально сценарий?
Надежда Дорофеева: Да вмешиваться надо минимально. Тем более, что мы снимаем в заповеднике, где вообще не принято вмешиваться в естественный ход событий. Это создает свои сложности, но и дисциплинирует, заставляет больше думать. Но это даже интересно! Придумать, как и не помешать, и снять то, что хочется. Тут как раз приходят на помощь биологические знания. А иногда и основанные на них маленькие обманки. Например, съемка воробьиных птиц при привлечении их на голос. Этим пользуются почти все фотографы-анималисты, в этом нет ничего плохого, если не приносишь вреда природе.
Что касается сценария, то готовый фильм от него отходит очень далеко. По ходу съемочного процесса мы регулярно обдумываем и перестраиваем сюжеты. Изначальный сценарий скорее служит для того, чтобы спланировать, что именно мы хотим увидеть. А когда ты сидишь и наблюдаешь за животными много часов, то возникают совершенно неожиданные сюжеты. Не отказываться же от них! На последних съемках главные герои - гоголи - преподнесли несколько сюрпризов. Например, мы познакомились с удивительной парой уток: самка - гоголь, а самец луток. Будучи в полтора раза мельче соперников, он стойко отбивал ее от других гоголей, которые стаей гонялись за ними и боролись за внимание гоголюшки. А уточка все стремилась к нему, избегая настырных соплеменников.
.
Самка гоголя и самец лутка в стае гоголей. Фото Н.Дорофеевой
.
В мире есть тысячи разных птиц и разных сюжетов, и только десятки, которые удается снять. А когда наблюдаешь долго за одним конкретным видом, открываются детали, которых и не предполагал. Важно суметь их заметить, снять, а потом придать им осмысленное драматургическое решение, которое обязательно должно соответствовать научной истине. По набору отснятых кадров выстраивается новая линия, которую мы обдумываем. И в этот момент также крайне важно, чтобы рядом был биолог, который не даст увлечься фантазиями, который вовремя скажет: «Это все, конечно, очень интересно, здорово и лирично, но так не может быть». Иначе можно попасть в нелепую ситуацию. Например, показать птичку, которая поет там, где она не может петь.
- Каждый ваш фильм становится событием. Их смотрят, их любят, им дают призы на фестивалях. Как вам кажется, почему эти фильмы оказываются успешными?
Надежда Дорофеева: Наверное потому, что там есть моменты очень неожиданные для зрителя. Многие считают, что жизнь птички примитивна, однообразна и скучна, что одна птичка ведет себя точно так же, как другая. А на деле, когда много часов наблюдаешь, видишь, что они очень разные, и даже птенчики маленькие очень разные по характеру, и их маленькие жизни, их судьбы складываются по-разному. Мы стараемся показать эти разные характеры, привычки, особенности. Мы не пытаемся сделать вид, что знаем, о чем думает птица. Но мы стараемся интерпретировать увиденное, совмещая наши человеческие переживания с научными знаниями и фактами. Когда показываешь эпизоды из жизни животных, которые близки для человека, не голые факты о биологии, а какие-то житейские события, то у людей просыпается внимание и наблюдательность.
.
Птенцы гоголя. После первого в жизни длинного путешествия. Фото Н.Дорофеевой
.
Наверное, нам удается пробудить интерес. Человек, который не привык вникать в особенности жизни птиц, делает для себя маленькие открытия. А если человек делает открытие, у него пробуждается интерес. И от интереса зарождается более нежное, бережное отношение.
Еще успех, вероятно, связан с тем, что мы работаем на достаточно пустынном поле. Последние лет десять в России подобное кино снимают всего 3-4 группы. Традиции этого кино глубокие, их заложил еще А.М. Згуриди на Центрнаучфильме, Ю.М. Климов на Леннаучфильме. Но с уходом мастеров эта традиция пресеклась, и теперь немногие люди готовы этим заниматься. В России сейчас это Светлана Быченкова в Москве, Сергей Попов и Ольга Подольская в Петербурге и еще две-три фамилии.
- А спрос на такие фильмы большой?
Сергей Циханович: Спрос большой, а возможности создания и реализации, к сожалению, маленькие. Отчасти из-за того, что телеканалы заполнены продукцией ВВС и Discovery, а российских фильмов почти нет. У них совсем другой уровень технологии и индустрии. Важно, чтобы кино было не усилиями одиночек, а именно индустрией. Недавно мы снимали прыжок гоголенка из гнезда, у нас было пять человек в съемках задействовано. А если бы снимало ВВС, то было бы минимум десять. На фестивалях во Франции и Бельгии наши фильмы были отмечены именно за содержание, хотя было замечено, что технические возможности слабоваты. Правда, работа на Russian Travel Guide заставила нас подтянуться, у этого канала были определенные технические требования, т.к. они показывают и на Европу. Так что до среднеевропейского уровня мы уже дотягиваем, но нам еще есть куда расти.
- Рассчитываете ли вы на какую-то определенную аудиторию, когда снимаете свои фильмы?
Надежда Дорофеева: Мне кажется, что такие фильмы должны ориентироваться на самую широкую аудиторию. И, похоже, что у нас это получается. Наши фильмы интересны и для обычного семейного просмотра, их любят мои знакомые, которые сидят дома с маленькими детьми. И в Университете, Зоомузее и других биологических организациях нас просят их показывать, они востребованы как учебные фильмы. Совмещение трогательности с научностью, наверное, это наша сильная сторона.
Недавно Сергей Циханович вернулся с кинофестиваля, на котором мы показывали два года назад «Морскую сороку». И когда в кадре нового нашего фильма появился кулик-сорока, все, кто были два года назад, сказали: «Это кулик-сорока! Мы знаем, знаем!» Значит, они запомнили! Такие моменты бывают приятнее любых призов.
.
Съемочная группа отправляется на остров Лодейный. Фото А.Горяшко