про Санкт-Петербургский парадокс

Nov 18, 2013 00:09

(объясняет, почему мы до последнего не хотим тратиться на отказ от технологий, авария на которых грозит неприемлемым ущербом)

"Рождение субъективного подхода [в оценке рисков] относится к работам Г. Крамера и Д. Бернулли, выполненным в первой половине XVIII века. Они связаны с объяснением так называемого Санкт-Петербургского парадокса. Рассмотрим следующую игру. Подбрасывается монета до тех пор, пока в первый раз не выпадет орел. Если потребовалось n бросков, то выигрыш составит 2n единиц. То есть выигрыши 2,4,8,…2n будут происходить с вероятностью 1/2,1/4,1/8,…1/2n. Ожидаемый выигрыш в этой игре бесконечен:


Спрашивается, сколько человек готов заплатить за право войти в такую игру. Парадокс состоит в том, что большинство людей готово заплатить за это право не более 100, а иногда и 20 единиц.
Бернулли предположил, что люди максимизируют не денежный выигрыш (чему соответствует формула (1)), а ожидаемую полезность. Предложенная им функция полезности U(x) имеет вид логарифмической кривой:


То есть, с ростом выигрыша полезность равных приращений падает.
Парадокс можно сформулировать и иным образом, имеющим непосредственное отношение к техногенному риску. Допустим, что мы располагаем экономически выгодной (если не учитывать ее влияния на среду обитания) технологией. Ликвидация последствий ее применения может обойтись в 2n единиц с вероятностью 1/2n. То есть математическое ожидание ущерба здесь также бесконечно. Сколько общество готово заплатить за то, чтобы отказаться от такой технологии? Какова должна быть разумная стратегия в том случае, если такая технология уже используется? В ряде случаев действия мирового сообщества парадоксальны - затраты на отказ от технологий, грозящих неприемлемым ущербом, оказываются, как и в Санкт-Петербургском парадоксе, весьма невелики".

Владимиров В.А. и др., 2001. Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика.

экологический риск, загрязнение, социальная психология

Previous post Next post
Up