Новая законодательная катастрофа в системе управления лесами: единая субвенция

Aug 26, 2013 00:15

Оригинал взят у ayaroshenko в Новая законодательная катастрофа в системе управления лесами: "единая субвенция"
В российском лесном хозяйстве произошла очередная законодательная катастрофа, разрушительные последствия которой могут сравниться по масштабам с разрушительными последствиями введения Лесного кодекса РФ 2006 года: распоряжением от 17 августа 2013 г. № 1456-р Правительство РФ включило лесные субвенции на 2014-2016 годы в состав так называемой "единой субвенции", распоряжаться которой региональные власти смогут фактически по своему усмотрению (в границах переданных им федеральных полномочий - но круг этих полномочий очень широк, и лесные полномочия занимают среди них не самое заметное и почетное место). При этом главным распорядителем единой субвенции на федеральном уровне будет Минрегион (согласно постановлению Правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 275), то есть Рослесхоз и Минприроды могут потерять заметную долю механизмов своего влияния на ситуацию с лесоуправлением в субъектах РФ.

Примечание. Основная часть лесов России (леса на землях лесного фонда) находится в собственности Российской Федерации, а полномочия по управлению этими лесами переданы региональным властям. На то, чтобы выполнять эти полномочия (то есть на ведение лесного хозяйства и на охрану лесов, в том числе от пожаров) деньги выделяются из федерального бюджета - это и есть лесные субвенции. До сих пор регион обязан был тратить эти деньги именно на лес, согласовывая расходы на предстоящий год с Рослесхозом.

Предполагается, что субъекты РФ будут сами решать, как и на что им тратить "единую субвенцию", а результативность ее использования применительно к конкретным переданным полномочиям (например, лесным) будет оцениваться по достижению региональными органами власти целевых показателей, касающихся этих полномочий. При существующем качестве отечественной лесной статистики, для достижения этих показателей в большинстве случаев будет достаточно слегка "подправить" отчетность - все равно к реальной жизни она уже давно не имеет почти никакого отношения.

На практике это может привести к тому, что органы государственной власти субъектов РФ, получив единую субвенцию, начнут тратить ее в приоритетном порядке на те переданные им федеральные полномочия, неисполнение которых быстрее всего может привести к острым социальным проблемам (в частности, на полномочия в сфере социальной поддержки населения, образования, градостроительства и др.), а прочие полномочия финансировать по остаточному принципу. Скорее всего, во многих регионах в число полномочий, финансируемых по остаточному принципу, попадут лесные полномочия - это, скорее всего, будет означать сокращение объемов финансирования лесного хозяйства, особенно с учетом нарастания нищеты и социального неблагополучия в государстве в целом.

Кроме того, введение нового порядка распоряжения субвенциями может привести к обычному для "реформ" последних лет хаосу - пока федеральные и региональные ведомства будут договариваться о том, как делить "единые субвенции", лесохозяйственные и лесопожарные организации могут оказаться без финансирования. В результате может произойти очередная волна оттока квалифицированных специалистов, может быть упущено время для подготовки к пожароопасному сезону, сезону лесокультурных работ и т.д.

Ссылки:

распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2013 г. № 1456-р

обсуждение темы на Лесном форуме Гринпис России

лесное хозяйство, экологическая политика, экологический ущерб

Previous post Next post
Up