Учитывая, что периодичность издания Красной книги Российской Федерации составляет десять лет, Минприроды России начало процесс подготовки пересмотренного перечня объектов животного мира, предлагаемых к включению/исключению в Красную книгу Российской Федерации. Очередное издание должно учитывать международный, зарубежный и отечественный, в том числе региональный, опыт.
В соответствии со Стратегией сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов (Приказ Минприроды от 6 .04.2004 г. № 323) целью красной книги является, в том числе, определение природоохранных приоритетов и основных направлений деятельности. В Стратегии прямо указано на необходимость разработки стратегий и планов действий по сохранению отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также региональных стратегий. Признана необходимость создания и внедрения экономических и финансовых механизмов сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также разработку и внедрение системы категорий и критериев для выявления и классификации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, и определения приоритетов охраны.
Сотрудники Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, с привлечением экспертов сторонних организаций, преимущественно авторов видовых очерков Красной книги Российской Федерации (2001) и членов Межведомственной комиссии по красной книге, подготовили проект аннотированного перечня объектов животного мира, предлагаемых к включению/исключению в Красную книгу Российской Федерации. В предлагаемой ревизии лежат два основополагающих принципа:
- оценка степени уязвимости (степени угроз выживания) - статус редкости объектов, по стандартным критериям МСОП, позволяющая сопоставлять в единой системе критериев степень уязвимости объекта в России, на сопредельных территориях и в глобальном масштабе;
- ранжирование объектов по приоритетам охраны - природоохранный статус, позволяющее, сохраняя законодательные меры охраны на все объекты, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, применять к отдельным объектам специальные, неотложные, реальные в осуществлении меры охраны.
Ниже приведены основания для пересмотра традиционных подходов к составлению красной книги и результаты применения этих подходов.
Процедура согласования списков такова: ИПЭЭ РАН, получив замечания и предложения ведущих НИИ, ВУЗов, природоохранных неправительственных организаций и обществ, а также отдельных экспертов, направляет списки в Минприроды России. Минприроды России просит Межведомственную комиссию по красной книге рассмотреть их и дать заключение. На основании этого заключения Минприроды России начинает официальное согласование списков с администрациями субъектов Российской Федерации и заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами. Практика показывает, что процесс официального согласования занимает более полугода. Таким образом, очевидно, что заинтересованные эксперты ещё не один раз будут вовлечены в этот процесс. Есть надежда, что к середине 2013 г. списки очередной Красной книги Российской Федерации будут утверждены. К этому времени Межведомственная комиссия должна рекомендовать стандарт видового очерка и форму издания книги.
С целью ускорения процесса убедительно просим до 1 февраля с.г. дать предложения по предлагаемым спискам, исправить ошибки и дополнить информацию в аннотации к конкретным видам (имея виду, что аннотация не должна превышать одного - двух абзацев), дать предложения к формируемому составу Межведомственной комиссии по Красной книге Российской Федерации.
Предложения просим вносить непосредственно в текст и направить на электронную почту valpero53@gmail.com
Заведующий лабораторией сохранения биоразнообразия
и использования биоресурсов ИПЭЭ РАН, к.б.н. В.Ю. Ильяшенко
Принципы составления красной книги
Введение
В начале XX века на прогрессирующее истощение биологических ресурсов и видового разнообразия было обращено особое внимание. Общество в целом и органы власти пришли к мнению, что при стремлении сохранить всё биоразнообразие животного мира, большая доля объектов животного мира нуждается в принятии специальных приоритетеных мер поддержки их существования.
Создание в 1948 г. Международного союза охраны природы (МСОП) и Комиссии по редким видам при нём стали пусковым механизмом в области разработки теории вымирания современных видов. Решение проблемы, как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах, развивалось в двух параллельных направлениях. Первое - инвентаризация редких видов, как в планетарном масштабе, так и на уровне конкретной территории или государства, второе - анализ и оценка причин вымирания или деградации биологических видов, как стратегическая основа их сохранения.
Международный опыт ведения красных книг
Накопившийся к настоящему времени зарубежный и отечественный, в том числе региональный, опыт демонстрирует разнообразие подходов к созданию и ведению красных книг. Площадь территории, разнообразие фауны и степень ее изученности, федеративное устройство государства требуют периодического совершенствования путей и методов сохранения редких и исчезающих видов животных и управления этим процессом.
При всём разнообразии подходов и мнений в разработке концепций классификации объектов животного мира по степени их редкости разделяют две стратегические линии:
- экспертная оценка степени редкости объекта;
- комплексная оценка по стандартным качественным и количественным критериям, совокупность которых позволяет более объективно определять степень редкости конкретного объекта по отношению к другим.
В 1960-1970-е гг., во времена подготовки Красной книги МСОП и Красной книги СССР (1974), высказывали мнение, что каждый натуралист уверен, что он правильно определяет понятие «редкие виды». Однако анализ красных книг субъектов Российской Федерации показал, что в 58 изданиях дано 16 интерпретаций термина «редкий». «Редкость» можно определить только в сравнении с чем-то другим, поэтому очень сложно из всего разнообразия объектов животного мира выделить редкие виды, заслуживающие первоочередной охраны.
Практически одновременно с началом публикации красных списков МСОП, то есть с 1989 г., по инициативе Комиссии по редким видам МСОП, начата ревизия системы категорий статуса редких видов животных.
Проследим, как изменялся качественный и количественный состав красных книг МСОП, СССР и России, в зависимости от применяемых категорий статуса редкости и определяющих их критериев (табл. 1). Изменения в числе таксонов, занесённых в Красные книги МСОП и Красные списки МСОП, отражают, главным образом, не скорость нарастания деградации фауны, а изменения в применяемых критериях, расширение анализируемых групп животных, а также изменения в систематике таксонов.
Таблица 1. Число таксонов животных и категорий статуса редкости в красных книгах
Читать далее