Александр Березин
Мэтью Джонсон (
Matthew Johnson) из
Копенгагенского университета (Дания) запатентовал атмосферный фотохимический ускоритель - аппарат, копирующий фотохимические процессы разложения органики, имеющие место в атмосфере. В отличие от естественных процессов, здесь разложение органических волатильных соединений протекает со значительным ускорением: весь процесс проходит всего в пяти алюминиевых ёмкостях, собранных в компактный очистительный комплекс, поэтому долгим быть не может.
Завод Jysk Miljoerens в Орхусе оснащён довольно компактной системой очистки газообразных выбросов, не нуждающейся в фильтрах и даже трубе. (Фото UC.)
Никаких фильтров, требующих замены; энергопотребление невелико; наконец, даже труба не нужна. Теперь вы понимаете, почему датская компания
Jysk Miljoerensухватилась за концепцию г-на Джонсона обеими руками? Сооружение пресловутой трубы оказалось в целом дороже, чем предложенная схема очистки, тем более что в ней опасные органические загрязнения в значительной степени не отделяются от выбрасываемых газов, а попросту уничтожаются.
Jysk Miljoerens зарабатывает на жизнь, отделяя нефть и масла от
льяльных вод крупных морских судов. Одна беда: стопроцентной очистки добиться не удаётся, и даже от самой станции очистки остаётся запах, отчётливо чувствующийся в воздухе рядом с ней. С появлением новой редакции правил ЕС по выбросам органических волатильных соединений этот запах может стоить компании бизнеса.
Схема работы очистной установки довольно проста. Как и в атмосфере, при подъёме вверх частицы органических соединений начинают взаимодействовать с ультрафиолетом, разрушающим их молекулы, и озоном, образующимся как пробочный продукт того же ультрафиолета и также разрушающим органику. Однако часть органических соединений всё же переносит такое воздействие: чтобы уничтожить органику на корню одним ультрафиолетом, нужно либо много времени, либо интенсивное УФ-излучение. И здесь в действие вступает третий природный механизм самоочистки атмосферы: остатки органики в виде взвеси выступают центрами каплеобразования (ёмкости установки насыщают водяным паром) и вместе с дождевыми каплями падают на землю. В установке искусственные капли стекают по дну последнего из пяти резервуаров.
Воздух на выходе из такой установки настолько чист от запаха, что теперь его не нужно рассеивать на большой площади при помощи высоких труб. Такой метод очистки может пригодиться широкому спектру химических предприятий, выбросы которых загрязняют всё и вся и вынуждают «больших химиков» устремлять в небо циклопических размеров трубы.
Подготовлено по материалам
Копенгагенского университета.
http://science.compulenta.ru/730050/