Какое бурное негодование у приверженцев цивилизации вызывает призыв «Назад к природе!». Стоит заговорить о тупиковости нынешнего экоцидного способа существования человека на планете, о невозможности вечной экспансии цивилизации и о необходимости сдерживания ее натиска на биосферу, как раздаются возмущенные крики «так значит, вы зовете нас вернуться в пещеры?!», «вы предлагаете человеку регрессировать и стать дикарем?!». Как будто у человека цивилизации еще есть Природа! Даже если бы весь мир был покрыт пещерами и 7 млрд. человек захотели в них немедленно переселиться, проблема куда глубже. Сейчас цивилизация находится в конце того исторического пути, которым она шла тысячелетия, в той катастрофической точке своей истории, в которой у человека фактически нет больше Природы. Нет физически и нет духовно. Человек создал техногенную среду, которая конкурирует с природной, является ее антагонистом и уже доминирует над ней. Человек создал точно такую же враждебную земному миру культуру, основанную на обесценивании Природы и отрицании законов, по которым она существует. И, в свою очередь, обе эти антиприродные среды - материальная и духовная - создали и продолжают создавать свой закономерный продукт - человека бесприродного, существо, у которого ни в окружающем мире, ни в господствующей культуре, ни в сознании нет Природы.
Если кратко охарактеризовать эти три сферы вытеснения Природы, то картина такова. Первое - окружающая среда. Почти все люди сегодня живут в сильно измененной среде, в обедненном мире, в окружении техносферы, не природы. В городах человек, подобно космонавту, обитает в замкнутом пространстве, всё его движение - из помещения в помещение, у него нет никакого природного пространства, с которым он был бы связан как живое существо, как обитатель биосферы. Он, как и его потусторонний монотеистический бог, надмирен - обитает не на земле, а в параллельном, сугубо человеческом мире, без общения с живым миром Земли, без участия в нём. Сельские жители также живут в измененной среде, трансформированной сельским хозяйством, среди «зеленых пустынь», на земле, отобранной у других видов. Их контакт с землей носит утилитарный характер, Природа не ценна сама по себе. Если у кого-то есть время и деньги, он едет отдыхать «на природу», но курортные и популярные у туристов зоны - это также измененная среда, далекая от естественной, такой отдых - это еще один вариант потребления, он не подразумевает настоящего контакта с Природой. Большинству кажется, что стоит сесть на электричку, и вот она «природа». Но в 21 веке многовековая война с Природой привела к тому, что помимо заповедных и труднодоступных территорий на планете практически не осталось дикой природы, свободной от человеческого присутствия. Результат - у человека нет дома, нет родины в подлинном смысле слова - земли, на которой он живет, с которой связан душой и телом, с которой он совместим духовно и физически. У него нет ни возможностей, ни пространства, ни времени, чтобы жить вместе с природным миром, внутри него, как часть целого.
Затем доминирующая культура. Здесь мы наблюдаем итог двух революций (в значении насильственного переворота) - неолитической и, назовем ее условно, монотеистической. Первая привела к возникновению города, государства и самой цивилизации. Вначале появились лишь очаги противоприродно организованного социума, основанного на принуждении, эксплуатации, иерархической структуре, рабском труде и т.п.. Целью стало не поддержание жизни и сохранение равновесия, не жизнь сама по себе, а постоянный непрекращающийся рост. Человек попал в ловушку экспансии: больше людей - больше требуется освоенного пространства и ресурсов - больше получено ресурсов, преобразовано природы - больше людей… Средствами же продолжения роста стали война, насилие и экспансия. Отгородившись от природного мира городскими стенами, словно от вражеского пространства, подлежащего захвату и освоению, человек из участника природного сообщества начал превращаться в функционирующую единицу социального муравейника. Он незаметно переселился из многообразного живого мира в унифицированную армию из подчиненных и командующих, машину по использованию людских и природных ресурсов. Итог. Человек утратил чувство родства с Природой и себе подобными. Его выбросило из Реки Жизни. Природа стала для него внешней силой, он разучился жить внутри нее, он начал колонизировать мир, как чужую планету. Человек стал ресурсом, мир стал ресурсом: появилось новое отношение к жизни, к реальности. История цивилизации стала историей последовательного редуцирования присутствия в жизни. Вместо погруженности в природную реальность пришло встраивание в государственный механизм. То, что начиналось как очаги цивилизации, где существование разбалансировано, антагонистично жизни Природы, позже охватило всю планету и теперь является реальностью, в которой существуют почти все. Вначале этого пути человек попробовал изменять окружающую среду, сделав ставку на насилие над собой и над миром, но коварство насилия заключается в том, что с его помощью можно получить быстрый материальный результат с гибельными последствиями. Насаждая свой обедненный преобразованный мир, вытесняя другие виды, человек получил опаснейшую иллюзию того, что он может взять на себя функции Природы, что можно без последствий менять всё в нужном ему направлении. Сегодня мы имеем дело с последствиями.
Параллельно среди людей охваченных цивилизацией шла трансформация религиозного сознания от изначального природоцентричного восприятия мира - анимизма, панпсихизма, пантеизма и т.д. к аграрному пантеону с преобладанием небесных социоморфных богов, представляющих не природный мир, а социальные функции, а затем к природофобным, нигилистическим идеологиям, претендующим на роль религий, но на самом деле являющимся идеологиями удержания власти и экспансии (сюда входят всевозможные версии монотеизма, дуализма и гностицизма и, прежде всего, наиболее вирулентный штамм всей этой природофобной заразы - христианство). Коротко говоря, происходило разрушение и вытеснение пантеистического мифа гностическим и замена религии (религии в смысле связи человека с мирозданием, с Природой) на антропоцентристские, природоненавистнические идеологии. Когда человек жил внутри природного сообщества, религия связывала его с земным миром, обеспечивала его встраивание в природный мир. Земля была мистическим пространством, сакральное находилось в земном мире, Природа воспринималась как одушевленная. Мир был населен духами - человек знал, что животные и растения происходят из того же источника, что он сам, что все наполняет одна единая жизненная сила. Мистическое было зримо и воплощено в природном. Человек присутствовал в Природе, Природа присутствовала в человеке. Затем в аграрных обществах появляется пантеон богов, вектор земной религиозности постепенно смещается к поклонению небесным божествам. Язычество по-прежнему связано с Природой, потому что человек, работающий на земле, по необходимости связан с ее циклами, явлениями и жизнью окружающего мира. Боги воплощают собой то, что данное общество считает наиболее значимым. Языческие боги - это, прежде всего, природные божества, воплощающие собой явления и силы Природы. Чем более воинственно и репрессивно данное общество, тем меньше в нем выражена природная ипостась богов, тем больше социоморфная - на первый план выдвигаются боги войны, сельского хозяйства, власти, законов и т.д., то есть большую значимость приобретает проекция социального устройства. И, хотя в целом культ Природы в той или иной форме сохраняется до момента утверждения христианства, в империи, как в самом агрессивном и антропоцентричном виде социума, уже есть все предпосылки для возникновения природоненавистнических идеологий. Поэтому цивилизация в какой-то момент закономерно породила антиприродные идеологии, называющие себя религиями, и сейчас являющимися массовыми, господствующими вероучениями. В них нет Природы как таковой, ничего из природного мира нет среди значимого, не говоря уже о сакральном. Зато присутствуют все грани отчуждения и неприятия земного мира. Цель этих вероучений не в обеспечении присутствия человека в Жизни, а контроль над людьми, власть и навязывание своей антиприродной картины мира как можно большему числу людей и, соответственно, работа по переделыванию мира в желаемом направлении. Мы живем в эпоху, когда природофобный миф превратился в окружающий мир. В ходе этой, возможно, самой гибельной революции из всех происходивших на планете, в религии, мифологии, философии, утвердился культ неземного, потустороннего в противовес земному, природному, который является ни чем иным, как нарциссическим поклонением собственному Эго. Искусственное стало мыслиться как высшее, превосходящее естественное. Покорение враждебного природного мира стало мыслиться как само назначение человека, отношение ко всем другим видам как к ресурсу - как веление самого господа, а неограниченное размножение и захват планеты - как первейшая заповедь антропоморфного библейского бога. И эта идеология войны с Природой и покорения того, что является самой жизнью, эта психо-духовная патология только укрепляет сегодня свои позиции.
И, наконец, последняя стена, в которую упираются любые попытки другого видения, мышления и мировосприятия, другой жизни вообще - человек цивилизации. Здесь мы имеем дело с плодом тысячелетних технологий создания молчаливого раба, несамостоятельного индивида, согласного служить не своим целям, а внешней силе. Это человек, отчужденный от реальности, собственной жизни. Его устраивает жизнь не для себя, он согласен быть функцией, осуществлять некую деятельность, не связанную с его личностью, с его жизнью. Согласен перебирать хлам виртуальной реальности антиприродного социума вместо осмысления бытия, участия в нем. Человек не для себя, человек которому привычно не быть, не задавать вопросов. Безразличный, отсутствующий индивид, отстраненный от реальности с рождения и до гроба. Такой человек никогда не заметит исчезновения Природы, зато по умолчанию разделяет все экоцидные стереотипы. Иными словами, цивилизация породила не только конкурирующую с естественной искусственную среду, унифицированный конвейерный мир, но и соответствующего человека, созданного по ее образу и подобию, продукт гигантского антиприродного механизма. Человек, сформированный конвейерной культурой и внутренне не восставший против нее, не избавляющийся от ее стереотипов, не нуждается в Природе. Такой человек никогда не вернется к Природе просто так из-за крушения инфраструктуры. Это не невинный дикарь, временно закабаленный цивилизацией, а продукт долгого процесса переделывания, селекции, проводимой природоборческой цивилизацией, носитель вируса небытия.
Итак, сегодняшний экологический кризис имеет не одно измерение, в равной степени он является кризисом ценностей, кризисом человека - это кризис взаимоотношений человека с мирозданием, с Жизнью. Человек потерял Природу, и теперь ему предстоит сложный путь по ее возвращению. Необходимо, чтобы она вернулась в физический мир, откуда она была изгнана, в культуру, откуда она также была изгнана, и в сознание человека, существующее ныне в бесприродном параллельном мире. Ясно, что это возвращение будет происходить вне пройденного цивилизацией пути, после того, как история трансформации человека от участника природного сообщества к инопланетянину, не желающему знать ничего кроме себя, и даже бога сотворившего по своему образу и подобию, завершится…