МЕТОДОЛОГИЯ

Apr 13, 2006 04:10

Парадигма модульного мышления

Люди столь часто пользуются рисунками графов и таблиц, что можно говорить о парадигмах табличного и графового мышления. Общедоступность таблиц и графов объясняется тем, что их можно рисовать на бумаге и экранах компьютеров. Графы изображают в виде точек, связанных стрелками или линиями, а таблицы - как упорядоченные прямоугольные ячейки, заполняемые данными. Обычно люди делают такие рисунки, даже не подозревая о существовании у них математических основ в виде соответствующих теорий.
Парадигмы табличного и графового мышления имеют давнюю историю. Таблицы с данными о запасах зерна в древнеегипетских номах писцы чертили на папирусах задолго до начала нашей эры. В современном компьютерном мире двумерные и многомерные табличные представления информации хранятся в памяти миллионов компьютеров как базы данных. Их математическая основа - теория реляционных баз данных. Кажется, что такой прорыв человеческой мысли, как квантовая механика, не имеет ничего общего с представлениями древних египтян. Однако основу квантового счисления составляют всевозможные вектора и тензоры - по сути, многомерные матрицы или наборы таблиц. Значит, и самый современный метод познания базируется на парадигме многотысячелетней давности.
Графы появились намного позже, чем таблицы, а именно в 1736 году, когда были опубликованы знаменитые рассуждения Леонарда Эйлера о мостах Кенигсберга. В наше время они развились в необозримую теорию графов. Графовая парадигма мышления опирается на простые, нарисованные на бумаге схемы графов. Ныне трудно назвать область знаний, где не использовались бы графы и графовое мышление.
Однако появление мощных вычислительных машин и систем связи сильно изменило ситуацию. Сегодня существуют глобальные и локально распределенные компьютерные системы, такие как интернет, Всемирная паутина (WWW), электронные правительства стран и регионов. Они состоят из многих взаимодействующих друг с другом физических и логических блоков - модулей.

modularity, эпистемология

Previous post Next post
Up