Скиапарелли

Oct 19, 2016 10:02


Сегодня посадка на Марс. Проект европейского ESA и Роскосмоса. Веха для обеих сторон - с Марсом что у нас, что у них не складывается. Отлично помню декабрь 2003-го: аппарат Бигль-2 от ESA сел, но так и не вышел на связь. А спустя несколько дней, уже в январе, NASA утерли нос Европе, доставив аж два марсохода, и они много лет трудились на планете. То была настоящая гонка, у европейцев не вышло, а в 2008-м NASA упрочили свое лидерство модулем Phoenix и в 2012-м Curiosity.

Сегодня новый заход - Европа и Россия вместе, в одной космической миссии. Держим кулаки и смотрим трансляцию, вход в атмосферу 17.42 мск. В тот же день в Берлине, чуть ли не в тот же час, Россия и Европа поведут спор из непримиримых позиций - какая злая ирония.

Но вдолгую сила и правда за такими идеями как ExoMars. Потому что открывают лучшее в человеке и человечестве. В нас много 'животного' и низменного, мы легко дичаем, но иногда достигаем подлинной высоты, вот в подобных делах. Они наше искупление и надежда.

Сухая сводка, но сколько за ней труда, разума и духа:

"Ориентировочно в 17:48 мск модуль «Скиапарелли» начнет передачу сигнала с поверхности. Сигнал от посадочного аппарата будут принимать и записывать марсианские зонды Mars Express (ЕКА, непосредственно во время посадки), Mars Reconnaissance Orbiter (NASA, через несколько минут после посадки) и TGO (непосредственно во время посадки). Прием и ретрансляцию сигнала будут обеспечивать TGO (до момента выхода из зоны приема) и Mars Express.

Сигнал от космических аппаратов будет приниматься на станциях дальней космической связи Европейского космического агентства (система ESTRACK) в Маларгуэ (Аргентина) и NASA (система DSN) в Канберре (Австралия) и Мадриде (Испания). Кроме этого, планируется впервые задействовать радиотелескоп GMRT (Giant Metrewave Radio Telescope) около Пуны (Национальный центр радиоастрофизики, Институт фундаментальных исследований Тата, Бомбей, Индия), который будет записывать радиосигналы от спускаемого модуля «Скиапарелли» непосредственно во время спуска.

В России, в рамках создания объединенного наземного сегмента проекта «ЭкзоМарс», планируется прием сигналов орбитального модуля TGO станциями в Медвежьих озерах и Калязине, по которым можно будет судить о начале маневра торможения и о выходе аппарата из радиотени Марса после окончания торможения".

Посадкой на Марс уже не удивишь, хотя это все еще серьезный вызов. Сигнал с Земли идёт минуты, и нельзя управлять спуском вживую. Но поистине дерзкая идея - сфотографировать спуск модуля камерой ровера Opportunity. Того, что сейчас работает на Марсе. Спуск Curiosity в 2012 году снял спутник MRO, который был на орбите. И это потрясающее фото:




как и фото спуска Phoenix



Но то сверху, с орбиты. А снимок снизу - такого еще не было. Робот, стоящий на марсианском грунте, должен сделать фото другого робота, как тот спускается с неба. То есть направить камеру в то место и щелкнуть аккурат в тот момент, как там появится парашют. Управлять с Земли невозможно, и прямой связи у этих аппаратов нет. Значит, телеметрию от модуля должны поймать TGO и Mars Express на орбите и тут же передать её вниз, на Opportunity.

Должны всё сделать сами, без людей. И если получится, это будет настоящая победа человека.

UPD. Вот снимки, которые сделал Opportunity в момент посадки европейского модуля.Он честно старался, но модуля на них нет. Было бы очень круто, если бы Opportunity поехал к месту падения аппарата и сделал бы его фото крупным планом. Тогда бы разобрались наверняка, что с ним случилось. Зависит от NASA, захочет ли оно менять программу ровера. Думаю, вряд ли... Впрочем, может, Schiaparelli еще выйдет на связь (на это еще есть несколько дней). Но, скорее всего, повторяется история с Биглем-2.

tech, human, космос

Previous post Next post
Up