Побывал на симпозиуме
BRAINSTORMS: художник в контексте нейронаук. Проект - своего рода возобновление давнего диалога физиков и лириков. В этот раз была попытка свести в открытой дискуссии ученых, занимающихся исследованиями мозга, и «современных художников-экспериментаторов». Полагаю, в качестве мероприятия для широкой публики симпозиум удался. В зале аншлаг, причем пришла преимущественно молодежь, что дает определенные надежды и вообще радует. Было ли действо полезным для непосредственных участников, вопрос неоднозначный. Кажется, им было сложно нащупать общий язык и найти тот ракурс, где они могли бы сообщить друг другу какие-то новые для собеседника смыслы. Изначально я предполагал, что разговор пойдет главным образом об истоках искусства через призму устройства когнитивных механизмов, в духе «универсальных законов» Рамачандрана. Однако событие оказалось значительно более гуманитарным, спикеры высказывались максимально свободно на тему науки и творчества вообще. А философ Дубровский говорил обо всем, что его волнует. В частности, по его утверждению, тенденция нашего времени состоит в потере контроля над появлением проблем. И неизменная сложность в том, что человек не знает масштабов собственного незнания (перекличка со знаменитыми
unknown unknowns Доналда Рамсфелда).
Наиболее содержательной показалась дискуссия о восприятии мозгом музыки, в которой со стороны ученых участвовал сам
Gyorgy Buzsaki, крупная фигура в neuroscience. В ней действительно речь шла об экспериментах и исследовательских вопросах. Проводилась параллель с изучением языков: то, как человек слышит музыкальный лад, сродни приобретаемому в детстве акценту, характерному для данной культуры. Обсуждали музыкальные предпочтения китайцев и европейцев. Бусаки показал, как компьютеры позволяют проверять особенности музыкального восприятия - он проигрывал мелодии на скорости, недостижимой для исполнения человеком, и те утрачивали то очарование, которое мы в них обычно находим. Иными словами, то, что мы называем музыкой, ограничено параметрами мозга, ее нельзя считать средой, подчиняющейся исключительно законами композиции. Со своей стороны, пианистка Марина Корсакова-Крейн утверждала, что музыканты лучше решают задачи мысленного вращения фигур (стандартный тест на пространственное мышление). Пожалуй, их разговор был наиболее близок тому, что я бы ждал от данного формата. Вероятно, причина в том, что Корсакова-Крейн сама ведет исследования и даже защитила докторскую в Школе Науки о Мозге в Университете Техас. Так что им было, что обсудить по-существу.
Следующие дискуссии показались менее предметными, и мне с большим трудом удавалось обнаруживать в них тот самый контекст нейронаук. Если же не привязываться к нему, то можно исходить из того, что послушать интересных людей в любом случае полезно. Особенно когда у них есть возможность говорить то, что им близко в данный момент. Так что задумку нахожу в целом положительной. Это как раз тот случай, когда можно идти не за знаниями, а за атмосферой и впечатлениями.
Под катом несколько фотографий и пара комментариев
Татьяна Черниговская модерировала дискуссию Бусаки и Корсаковой-Крейн
Черниговская: "Искусство имеет какой-то ключик, которого не имеет наука. Есть инструмент, который помогает показать мир, не описывая его. Творцы могут выразить свое отношение к миру без объяснений".
В перерыве. После разговора о музыке Бусаки и Черниговской еще есть, о чем поговорить
Черниговская, участвуя в дискуссии о сознании с Дубровским, на мой взгляд, не совсем корректно изложила гипотезу Менского (хотя, справедливости ради, долго на ней не останавливалась). О сознании всегда говорить что-то конкретное тяжело, предмет темный, поэтому говорилось обо всем понемногу. Есть ли сознание у маленьких детей, у животных, и как любые мысли о самом себе могут быть самообманом.
Обратите внимание на запястье правой руки
Антонио Келла, Михаил Бурцев и Юлиус Попп
Келла показывал роботов, способных обучаться и внешне все более походить на людей. Попп представлял свои проекты по использованию механических устройств для выражения идей в искусстве. Ближе к концу Келла признался, что воодушевление американцев, гордящихся избранием чернокожего президента, его не очень впечатляет. Гораздо экстремальнее был бы избранный президентом робот. И такое, по его мнению, в будущем не исключено.
Пока Келла стоит за кафедрой и демонстрирует ролики с роботами, его собеседники глубоко задумались над перспективами
Юлиус Попп показался очень искренним и непосредственным человеком
Мэтр нейронаук Бусаки честно отстоял очередь в буфет
Круглый стол по итогам симпозиума. Слушают вопрос из зала
Марина Абрамович спасала заключительный этап симпозиума, отвечая на вопросы аллегориями и притчами, когда никто из прочих участников не знал, что сказать. Из зрителей в зале особо выделялась девушка, обладавшая редким даром пространно и хаотически формулировать вопрос, в результате чего его смысл полностью терялся в глубинах потока сознания. В течение симпозиума девушка делала это несколько раз, на русском и английском (так, что даже переводчик, по словам одного владельца наушников, признал свое полное поражение). Очень хотел эту замечательную девушку сфотографировать, но в зале было слишком темно для этого. Но вот две другие.
Переводчик покидает вахту после сложного трудового дня