В медицинской литературе описано немногим более 20 примеров, когда после смерти беременной женщины плод оставался живым, и врачи прибегали к искусственному поддержанию функционирования организма матери с целью продолжения развития ребенка в утробе. Каждый такой случай - выдающееся достижение докторов. Самый продолжительный период нахождения плода в мертвом теле наблюдался аж в 1989 году - 107 суток жизнеобеспечения начиная с возраста 15 недель.
В течение всего срока приходится решать вопросы гомеостаза материнского организма: механическая вентиляция, постоянная доставка крови в плаценту, обеспечение питательными веществами, витаминами и микроэлементами, поддержание pH, поступление гормонов, регуляция температуры тела, защита от инфекций и загрязнений, вывод отходов и проч. При этом подавляющее большинство исходов положительные, то есть плод успешно доводили до стадии, когда можно было делать кесарево сечение и вызволять маленького человечка на свет.
Отчего-то статьи на эту тему чуть ли не в обязательном порядке сопровождаются разделом об этических рассуждениях. Что я не до конца понимаю. Для меня здесь никакой этической дилеммы нет: очевидно, если ребенок жив, его нужно спасать всеми доступными средствами. Так называемые «права матери» или мнение родственников представляются искусственными конструкциями в данном вопросе. Есть одно практическое соображение, с которым действительно приходится считаться - о распределении финансового бремени, ибо это дорогостоящая процедура. Однако оно не относится к этической области. Жизнь должна быть спасена, а дальнейшее регулируется в правовом поле. Тем более, что такие случаи исключительная редкость.
Cтатьи в открытом доступе:
When the Fetus is Alive but the Mother is Not : Critical Care Somatic Support as an Accepted Model of Care in the Twenty-First Century? -- Crit Care Nurs Clin N Am (2009)
ссылка The prolongation of somatic support in a pregnant woman with brain-death: a case report -- Reproductive Health (2006)
ссылка