Мучительно пытаюсь вспомнить, что нам говорили на физиологии ВНД (или писхофизиологии...?). Схему рефлекторной дуги помню. Теорию Гельмгольца о нервах как проводниках - не помню. Схему синапса с высвобождением нейромедиаторов в синаптическую щель, а также механизм образования трансембранного потенциала - припоминаю. В приницпе, ИМХО, знание двух последних механизмов уже предполагает, что состояние клетки как-то надо учитывать, изучая возможность проведения нервного импульса. Опять же, явление тонуса (или тетануса?) - тоже иллюстрирует сей факт. Про пейсмейкеры в сердце нам тоже говорили. А рефлекторная дуга - это скорее для анатомии, чем для клеточной биологии. Так что, я таки не очень понимаю, (наверное, не будучи нейрофизиологом), в чем тут кардинальная стычка между рефлекторной дугой и внутренней клеточной жизнью при обучении студентов-биологов (про медиков ничего не скажу, у них всегда все по-своему). Что же касается изучения в рамках школной программы от медуз - я только за эволюционный подход, но кто ж его внедрит в школьную программу???
Re: 5 коп.nature_wonderDecember 24 2009, 16:08:23 UTC
Главное различие между подходами - в ответе на вопрос, где находится причина поведения организма. Стимул-реактивная схема видит причину во внешних сигналах. Организм реагирует на них. Согласно активному принципу причина помещается внутрь организма. Поведение направляется не внешними событиями, а внутренними причинами - целями. Мозг моделирует будущий результат взаимодействия со средой и с помощью поведения достигает его.
Вопрос не ставится так, проводит синапс сигнал или нет. Здесь другое, какова природа возбуждений. Одни говорят, что возбуждение нейрона происходит в ответ на стимул, другие - бывает, что и до предъявления стимула. Тогда это в корне меняет дело.
В таком случае, я так понимаю, проблема в том, что роль какой-то парадигмы преувеличивается в ущерб другой, поскольку изначально причин две - внешняя и внутренняя. Было бы интересно прочитать курс от Сахарова, а то как вспомню учебник по ВНД - и подступает привычная головная боль. "Симультантно и скуцессивно", тфу.
Так что, я таки не очень понимаю, (наверное, не будучи нейрофизиологом), в чем тут кардинальная стычка между рефлекторной дугой и внутренней клеточной жизнью при обучении студентов-биологов (про медиков ничего не скажу, у них всегда все по-своему).
Что же касается изучения в рамках школной программы от медуз - я только за эволюционный подход, но кто ж его внедрит в школьную программу???
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment