В объятиях Кавказа. Вылазка вторая.

Nov 30, 2015 22:36

Сперва я думал, выложу на Ваше обозрение снимки видов и пейзажей немного, из летней нашей поездки. Но слово за слово, фотографии обросли небольшими комментариями, ибо отказать себе в этом было нельзя, и уже получился полноценный пост, чистый экспромт. А все потому, что даже спустя несколько месяцев, в конце ноября, глядя на ужасную погоду за окном, пролистывая снимки, помнишь все до мелочей и переживаешь заново.

Река Ходзь, расположена в Мостовском районе Краснодарского края. Эти места я специально спланировал посетить минувшим летом. Предгорья Кавказа, как и собственно горы, а также горные реки - это нечто потрясающее. Кажется, что глубина этой сильно пересохшей летом речки повсеместно - по щиколотку. Ну максимум- по колено. Но я убедился, что это не так. Несмотря на всю очевидность. Я купался в нескольких местах, исследуя омутки. В них глубина запросто доходила до 2х метров. Хотя совсем рядом можно было разглядеть камешки на дне в прозрачнейшей воде на мизерной глубине.






Рядом с руслом и с дорогой - есть скала, очень похожая на тройку слонов, будто они в упряжи. Или это у меня фантазия разыгралась?


Три

А на другой стороне, недалеко от места впадения в реку Ходзь речки Кизинки, на возвышенности "растет" скала Кизинчи. Что это означает - я не знаю, топонимика названий меня не сильно интересует, потому что у каждого аула обязательно есть своя легенда, удивительно похожая на легенду из соседнего аула, которая повествует про гордую дочь горца, в которую влюбился сын какого-нибудь царька, а в конце... "в общем, все умерли". Поэтому меня больше интересует визуальная часть красот, нежели их культурная составляющая. Вот такой я неглубокий человек.




Вблизи это нагромождение причудливых скал выглядит волшебно. Столбы, которые, как кажется, поддерживают замысловатую конструкцию, на самом деле огромные цельные куски породы, выдавленные землей наружу и обработанные дождями и ветрами, поросшие большими деревьями и кустарниками.




А огромная каменная шапка- вся проедена насквозь гигантскими грызущими камень червями, проделавшими глубокие ходы прямо в скалах.




Вот по той тоненькой ниточке тропинки я карабкался в самый верх, ибо было невозможно не потрогать эти скалы руками. Осталось бы чувство неудовлетворенности путешествием, однозначно.




Длину тропинки снимком не передать. Она весьма длинная и крутая, подниматься было непросто. Но спускаться было не в пример страшнее и опаснее. Лишь позднее я узнал, что есть более пологая, пусть и куда более длинная тропа, позволяющая добраться почти до самого верха этой красоты. Умные люди ходят в обход!

А сверху открываются виды дивного масштаба и красоты, на леса, над которыми парят орлы, но при этом они летают под тобой, ниже тебя, на долину реки и на станицу Баговскую.






На речке Кизинке, которая не в пример меньше, чем Ходзь, и которая протекает в очень красивой долине под пологом старого лиственного леса, спрятался даже вот такой красивый цветной водопад, с ярко-красными и зелеными лентами, вплетенными в его косы. Летом в жаркую погоду подойти к нему, вдохнуть прохладу, распространяемую им в низине - незабываемое ощущение. И вода - вкуснее не найти. А высота его - весьма приличная, под 5 метров. В темной нише под корнями, что виднеется слева от водопада, спокойно в полный рост становится взрослый человек.




А этот водопад на речке Бугундже - еще выше, но почти лишился воды, своей одежды, и предстал перед нами голым. Отшлифованный камень был очень красив, но водопад без воды, согласитесь, в этом есть что-то грустное.




Сама Бугунджа расположена в глубокой ложбине меж двух горных гребней, а вдоль одного из них, вглубь гор, вдоль реки, по неширокому выступу над 40 метровым обрывом, ведет нас лесная дорога в заповедное место, к Гришкиной яме. Дорога проходима лишь для лесовозов и УАЗов, причем двум машинам на ней не разъехаться. Места настолько глухие, что за день, проехав 20 км в каждую сторону, мы не встретили ни души. Слева обрыв вниз, справа вертикальная стена вверх, под колесами УАЗа- месиво и колея по двери, впереди- неизвестность. Вот прямо у подножья лысой каменной стены несколькими минутами раньше прополз наш УАЗ. А масштабы этой стены можно оценить, приглядевшись к соснам на вершине горы. Это большие, под 30 метров высотой, старые деревья. Отсюда и по сравнению с величием скал, они кажутся спичками.



Наконец-то дорога привела нас к цели нашего рискованного предприятия, к Гришкиной яме. На самом деле, это был всего лишь затон в русле Бугунджи, где бурное течение попадало между огромными, по несколько метров в радиусе валунами. А водовороты и весенние паводки за сотни или тысячи лет вынесли всю мелкую породу дальше в русло, углубив Гришкину яму до 3-4 метров. Почему яму назвали Гришкиной, я тоже не знаю. Наверное, в ней какой-то Гришка расшиб буйну голову. Это совсем немудрено, в таком месте и сложить голову не стыдно.




Я, подойдя к краю, стоя на огромном валуне, сразу глянул вниз, в воду. Кристально чистая вода замедляла свой бег подо мной, она была настолько прозрачна, что некрупные форельки и ладошечные плотвины четко просматривались сквозь толщу аквамариновой воды. Я внимательно рассмотрел, что в толще воды не прячется коварная коряга, снял штаны, рубаху, взошел на бревно над водой, и сиганул вниз.











От ледяной воды на мгновенье перехватило дыханье, но через пару секунд я уже с открытыми глазами нырял до самого дна, дивясь кристальной чистоте воды, периодически заплывая и заныривая в темноту под скалами, которые местами кровоточили. Уж не Гришкина ли кровь стала такой пурпурной?




Один из дней мы полностью посвятили любованию красотами Псебая и р. Малой Лабы, также забираясь весьма далеко и глубоко в святая святых Заповедника. Хотя, надо сказать, мы не обследовали и малой части, лишь составив общее впечатление о местах, прилегающих к руслам многочисленных горных рек, речек и речушек, с лазурной водой, бегущей по камням и бурлящей на перекатах.












Местные жители совершенно не боятся ставить свои жилища на берегу столь бурной реки, как Малая Лаба. Хотя, я думаю, по весне, когда тает снег, им тревожно всем. Кто знает, где в следующие часы проляжет бурлящее русло горной реки?




Ливни в тех местах могут быть страшными. И по силе, и по последствиям. Но люди готовы расчищать дороги от оползней, на каждый поселок приходится сразу по 2-3, а то и больше тракторов.
Тем не менее, моменты перед ливнями, когда наблюдаешь, как они приближаются, запоминаются до мелочей и надолго.
















Очень сильно я надеялся на встречу с оляпкой на этих замечательных перекатах, но этого не случилось. Зато случилась куда более значительная и неожиданная встреча, но это уже немного другая история, о которой я вскоре поведаю.







Previous post Next post
Up