"Как говорилось когда-то на латыни?
Homo homini lupus? Человек человеку - волк?...
Но волки, настоящие волки, были бы оскорблены таким сравнением".
Туллио Аволедо "Метро 2033: Корни небес"
Их было двое. Они ровной трусцой пересекали перелесок справа от нас и, выбежав на тропу, остановились, как вкопанные.
Волк видит плохо - как и его прямой потомок, напряженно замерший у моих ног, - особенно плохо он видит днем, как сейчас. В значительно большей степени он полагается на обоняние, но главным образом - на слух. Но на этот раз их подвело то, что весьма свежий ветер был в нашу сторону, поэтому не услышать, ни учуять до последнего момента нас с собакой они не смогли.
Это был взрослый, довольно крупный самец килограммов под 50, - впрочем, волки часто кажутся крупнее из-за своего густого меха, особенно поздней осенью или зимой. Его подруга была заметно меньше по размеру. В апреле у волка завершается брачный период, и хотя уход из стаи достигших половой зрелости зверей происходит круглый год, но чаще сформировавшиеся пары покидают стаю, ища уединения для спаривания и вывода волчат, именно ранней весной.
Видимо, "наша пара" была именно такой. Он вполне осознавал свою силу, поэтому не спешил без оглядки рвануть к ближайшему лесу, темнеющему слева от нас, а оценивал степень внезапно возникшей опасности. Возможно, будь он один, он бы так и сделал. Но он был не один. Он был с матерью своих будущих детей, которая не смогла бы убегать к спасительным зарослям с его скоростью.
Когда они остановились, он был позади волчицы. Несколько секунд подумав, не спуская с меня глаз, он неторопливо обошел её и встал на одной линии между мной и ней.
На линии выстрела.
Я думаю, этот волк отлично знал, чем грозит ему встреча с человеком с ружьем. Именно поэтому он закрыл своим телом свою пригнувшую голову подругу. Но я был один, карабин висел у меня на плече, собака напряженно жалась к ногам, он не чувствовал нас - только видел, поэтому он делал то, что мог делать не потеряв своего достоинства в такой ситуации - напряженно смотрел.
Вы видели глаза волка вблизи?
...В одной популярной песне я слышал слова "...Да я же свой! / У нас одинаковые глаза - / у вас только лай, а не вой". Это - поэтическая фантазия. Это написал человек, который никогда не видел волчьи глаза на самом деле. У волка значительно более тяжелый взгляд, чем у его прирученного человеком сородича - это впечатление возникает из-за того, что его надбровные дуги опущены заметно ниже, чем у собаки; поэтому, если вы не знаете, кого встретили в лесу - настоящего волка или бродячую собаку, - посмотрите зверю в глаза...
...Вообще-то у этой пары почти не было шансов против моего многозарядного карабина с оптикой. Я - хороший стрелок... Две волчьи шкуры в сумме на 600-700 евро - очень неплохая добыча для охотника. Но я - не охотник.
...Формально охота на пушных животных, включая волка, в зависимости от области, начинается в России со второй половины сентября - в октябре, и длится по февраль. Практически же ввиду большой степени опасности этого хищника для человека - круглогодично, при любом законном нахождении охотника в угодьях с целью охоты, т.е. с документами на ружьё и с путевкой на любой вид охотничьих ресурсов со вписанным туда волком. В другое время иметь при себе ружья разрешается только официальным лицам - егерям, лесникам, работникам заповедников и охотничьих хозяйств. Просто в это время столь излюбленная двуногими "сапиенсами" - повальная травля животного с собаками и красными флажками противозаконна даже по лояльным человеческим меркам.
Добывают волка из-за его шкуры. Многие - из спортивного интереса. Нередки ситуации, когда несколько десятков, порой - до пятидесяти, - человек объединяются в банды и устраивают отстрел волка, организовывая на животного полномасшабную облаву. Таким я не падаю руки. Они называют это "коллективной охотой". Я называю это убийством. Я еще могу вынужденно сесть с убийцей за один стол - но пожать ему руку и разделить с ним одну палатку не заставит меня ничто и никогда.
Я многим в охотклубе не подаю руки, поэтому слыву весьма странным человеком. И кроме прозвища Терминатор у меня есть ещё одно, но я вам его не назову. Многие меня сторонятся, считая "не от мира сего". Другие, наоборот, усиленно стараются дружить. ...Обо мне ходят разные слухи. Одни очень далеки от истины, другие - даже ближе к ней, чем они могут себе представить. Но многие дружно сходятся на том, что я - не охотник. И они правы. Они даже не представляют себе - насколько я не охотник.
Волк опасен для человека - да. Но человек значительнее опаснее для волка. Если волк входит в угодья человека, то только потому, что когда-то эти угодья принадлежали его волчьим предкам и были человеком у него отняты. И он приходит туда за едой. Потому что еда - это жизнь. Это жизнь его самого, его волчицы, его детенышей, его стаи. Он никогда не приходит конкретно за человеком. А убив человека, он никогда не вешает его череп над входом своей норы.
...А человек приходит на территорию волка за его жизнью. За "спортивной победой". За его шкурой. Чтобы продать её за три-четыре сотни евро, а потом спустить их в кабаке или оплатить очередной алчной человеческой самке дорогостоящим "подарком" её половые услуги.
Почувствуйте разницу.
Это тоже волки. Только в отличие от настоящего, эти волки в чужой шкуре.
Популяция человека стремительно растет. Популяция волка стремительно убывает. Ареал обитания волка стремительно сокращается. Уникальный красный (горный) волк, как и многие другие животные, находится на зыбкой грани полного уничтожения.
В подавляющем большинстве случаев человек истребляет волка совсем не ради защиты своей жизни и своего имущества, и даже не ради его ценной шкуры, которая по большому счету ему не нужна - а ради "спортивного интереса". Поэтому я не считаю, что в тайге ценность жизни человека выше ценности жизни волка. Я не считаю, что человек имеет больше прав на жизнь только потому, что он имеет более развитый мозг, способный к отвлеченному мышлению. Вот такие у меня странные взгляды на иерархию биологических существ в природе.
И когда один более сильный зверь начинает избивать более слабого ради "спортивного интереса" вполне может найтись еще один зверь, который встанет на защиту слабого. Который окажется сильнее и быстрее, чем "спортсмен". А главное - злее. Потому что в тайге есть только один закон. Закон крови. И кое-кто уже знает, что это не просто слова.
...Мы были с ним одной крови. Мне говорили, что у меня даже глаза, как у волка. Особенно, когда я, как зверь, хочу крови. ...Поэтому мы просто стояли и смотрели друг на друга. Как два соплеменника, встретившиеся на одной тропе.
Волк - одно из психологически самых развитых животных. По уровню интеллекта он уступает разве что приматам, включая человека.
Это проявляется в его умении ориентироваться на местности и в разной обстановке, в оценке степени опасности и способах ухода от нее, в способах индивидуальной и стайной охоты. Волки способны, разделяясь на группы, устраивать засады - тогда одна группа гонит потенциальную жертву именно на затаившихся товарищей, не давая ей свернуть в безопасную сторону; или пока одна группа гонит крупную петляющую жертву, преследуя её по пятам, другая неспешно бежит параллельно, сберегая силы, потом они меняются, беря жертву измором.
А вот по морально-этическому уровню волк превосходит человека. В отличие от "царя природы", взрослый зверь никогда не станет спариваться со своей дочерью, и не полезет на недозревших малолеток (как и у человека, женская особь волка созревает в половом отношении быстрее мужской, т.е. по видимому, у любого животного, включая человека, самка всегда "животнее", чем самец). Я думаю, что назвать волка "человеком", было бы для него оскорблением. Поэтому в большинстве конфликтов между зверем и человеком, я буду на стороне зверя.
Я готов лишить жизни волка, который проявит в отношении меня или другого человека угрозу. Но с не меньшей готовностью я готов ответить и на агрессию человека. Быстро и кардинально. Прав был Владимир Арсеньев - и любой, кто проводит в тайге какое-то время, отлично знает это, - самая опасная таежная встреча - это встреча с человеком. Я уже рассказывал об этом - договориться можно даже с медведем. С человеком - нельзя.
И пока крови волка на моих руках нет.
...Мы с ним напряженно смотрели друг на друга. Это продолжалось бы дольше, но собака - золотистый ретривер, - начала проявлять нетерпение и тихо поскуливать. Волк тоже быстро оглянулся на свою напряженно ждущую развязки подругу. И тогда я медленно сделал один шаг вперед и также медленно поднял руку ладонью по направлению к зверю.
"Ты - на моей тропе. Но я пришел не за тобой. Мы с тобой - одной крови. Ты уходишь - и все будут жить".
Однажды этим жестом я остановил небольшую стаю. Я надеялся, что меня поймет и этот волк. ...У нас одинаковые глаза.
Судя по еле заметным движениям его морды, он опустил взгляд и посмотрел на мою руку, потом снова посмотрел мне в зрачки своими желто-зелеными глазами. Потом опять - на пустую протянутую в его сторону ладонь - и снова перевел взгляд на мое лицо.
Он понял. Но он сомневался, можно ли мне верить. Ставки для него были слишком высоки.
Это длилось около полуминуты. Хотя, возможно, мне так показалось. ...И он поверил.
Он быстрее, чем прежде, но не особенно спеша, потрусил дальше перпендикулярно моей тропе, не скрываясь и смотря в мою сторону - он знал, что я не выстрелю. Что я не нарушу вечный таежный Закон крови.
...Лишь удалившись на достаточно большое расстояние, он остановился и, подняв голову, оглянулся на меня. Посмотрела на меня и волчица. Потом они быстрой рысью темными тенями скользнули в голом кустарнике и исчезли в плотном лесу.
...Волк - честное животное, в отличие от лисы, рыси, кабана, медведя. Если волк друг - значит, друг. Если враг - значит, враг. Он не будет мимикрировать, как это свойственно людям. Он всегда продемонстрирует тебе свои намерения заранее. По этой причине он понимает и ценит то, когда ему демонстрируют свои намерения. Хотя не могу сказать, чтобы он доверял двуногим. Но у меня глаза волка...
Ты никогда не сможешь приручить волка, в отличие от многих других диких животных, даже взяв его несмышленым щенком. "Как волка ни корми..." Но если тебе посчастливится стать его другом, он примет тебя как своего Вожака. Он не будет любить тебя, как это делает собака. Но преданность волка не сравнится даже с преданностью собаки. Хотя время от времени он и может пытаться оспаривать твое первенство. Впрочем, и его дальние потомки - собаки, - тоже имеют такое свойство.
Гораздо быстрее тебе нанесет удар в спину человек. Тот, который к тебе ближе всего и которому ты больше всего доверяешь. Не зря предостерегал великий мыслитель Артур Шопенгауэр: "Не говори другу того, что не должен знать твой враг". Страшнее зверя, чем человек, для другого человека нет. Волки не убили и миллионной доли от того количества людей, которых убили сами люди.
Click to view