Конец Российской империи

Apr 01, 2014 14:00

Присоединив в себе Крым и Севастополь, на законных основаниях являющиеся частью другой страны, какими бы красивыми словами это ни называлось и какими бы благими намерениями не прикрывалось - фактически оккупировав часть сопредельной страны, - Россия тем самым включила механизм собственного развала.

Возможно, первым, кто "покинет" родную пристань,
станет остров Сахалин.

Как мне стало известно накануне от очень высокопоставленного источника, в руководстве Сахалинской области активно обсуждается вопрос о проведении народного референдума об статусе острова по примеру украинских Крыма и Севастополя - признании его независимым и обращении к Японии, с которой у островитян весьма теплые соседские отношения, о присоединении к ее территории на праве автономного губернаторства.

* * *

...Напомню, что в настоящее время на Сахалине проживает около 500 тыс. человек и численность населения имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Если бы исконное население (люди прожившие здесь десятки лет) активно не замещалось мигрантами из южных республик, этот процесс можно было считать просто катастрофическим.

Проблема мигрантов из бывших "дружественных республик" для Южного Сахалина - одна из самых острых. Отношения местного населения с гастарбайтерами очень напряженные. Автобусы пока еще водят славяне, за прилавками магазинчиков тоже, как правило, девушки привычной наружности, но это в центре города. Южно-сахалинцы невесело шутят, что район Шанхая смело можно переименовывать в Нью-Бишкекск, и что скоро они будут возвращаться из отпусков в аэропорт города Южно-Курбанбайрамск...

Когда я осенью был на Сахалине, мне то ли в шутку, то ли всерьез, в случае переезда на остров посоветовали прихватить с собой "лыжи, побольше теплых вещей, и, главное, русско-узбекский разговорник..."

Обо всем этом я уже писал.

Писал я так же и том, что за годы японской колонизации остров бы превращен в цветущее губернаторство с развитой промышленностью, включая рыбо-разводные заводы, от которой к настоящему времени остались лишь жалкие обломки. Однако и до сих пор многое из того, чем пользуется Сахалин - железная дорога, здания (в частности, в которых находятся местные музеи и банки), мосты, вокзал, водопровод построено руками японцев.

Сейчас многое из того, что построено японцами выглядит приблизительно так:

Цеха ремонтно-механического завода (бывшие).



Бумажно-целлюлозный завод в г. Холмске (бывший).



Спиртзавод в г. Южно-Сахалинске (тоже, судя по внешнему виду, бывший).



Останки маяка на скале Сивучья возле мыса Анива



Могу лишь добавить, что попытка свободной колонизации острова (реально она осуществлялась только силами каторжан, ссыльнокаторжных и поселенцев из числа бывших каторжников) властями царской России потерпела полный крах ввиду обычного казнокрадства, мздоимства, бюрократизма, непрофессионализма и кумовства - подавляющее большинство чиновников руководствовались только личной выгодой. Кто скажет, что сейчас обстоит дело иначе?

В исследованиях наших отечественных историков, как правило, подчеркивалась лишь колониально-хищническая направленность освоения Южного Сахалина японцами с 1905 по 1945 год. Еще чаще в книгах и статьях по истории Сахалинской области, публиковавшихся в советское время, эта "неудобная" тема вообще опускалась. История Южно-Сахалинска не стала исключением. Однако голая правда жизни не всегда такова, как это пытаются представить официальные власти.

Случаи хищнического отношения к разрабатываемым природным ресурсам, в частности, к лесам, со стороны отдельных японских предпринимателей, несомненно, были. Однако кто, положа руку на сердце будет утверждать, что российские бизнесмены относятся к ресурсам страны иначе? ...Кроме того, японцы честно пытались восстановить вырубленные ими леса, в частности, кедровые, за счет новых лесопосадок, но, правда, неудачно.

...На самом деле за время 40-летней японской колонизации Сахалин превратился в развитый промышленный край.

Сахалинский областной краеведческий музей.
(Здание бывшего Музея губернаторства Карафуто, построено в 1937 году.)



Сахалинский областной художественный музей.
(Здание бывшего Японского колониального банка «Такусёку».)



"Чертов мост". Железнодорожный мост, находится в районе станции Николайчук Холмского района.
(Уникальное сооружение, построенное японцами в 1920-х годах. В настоящее время не функционирует.)



Парк им. Ю.Гагарина. Парк был разбит японцами в живописном месте под склонами горного хребта.
Здесь находится единственная в России детская узкоколейная железная дорога протяженностью 2 км.



"Безлюдные побережья и долины на юге острова быстро оживали. Кроме переселенцев в период рыбной путины на Карафуто из Японии приезжало несколько десятков тысяч рабочих-сезонников. По данным русского японоведа Д.П.Позднеева, в июле 1907 года население Карафуто (японское название Сахалина. - Примечание моё.) составило около 48 тысяч человек. Благодаря строительству железной дороги между городами Тоёхарой (японское название Южно-Сахалинска, что в переводе значит "богатая, плодородная долина". - Примечание моё.) и Оодомари (ныне - г. Корсаков. - Примечание моё.) долина реки Сусуи обживалась японскими колонистами быстрее остальных районов Карафуто. В самом городе Тоёхаре в 1907 году насчитывалось уже 4800 жителей. (В 1885 году во Владимировке насчитывалось 58 жителей.)"

...Интереснейшие сведения о судьбе Владимировки и строительстве Тоёхары мы находим в путевых заметках представителя русской православной церкви в Японии епископа Киотосского Сергия Тихомирова. В 1909-1911 годах он неоднократно бывал в Тоёхаре, встречался с русскими жителями и представителями японских властей. Его воспоминания, отличающиеся непредвзятостью и точностью наблюдений, содержат описания одной из самых малоизвестных страниц прошлого Южно-Сахалинска.

Впервые на Карафуто отец Сергий приехал из Японии в августе 1909 года. В поездке его сопровождал японский православный священник отец Николай. По железной дороге путешественники приехали из Оодомари в Тоёхару. Жалкое зрелище являло собой бывшее русское селение Владимировка (на месте которой и возник нынешний Южно-Сахалинск. - Примечание моё.) Всюду полуразвалившиеся заборы, заброшенные дворы. Грустным напоминанием о недавнем прошлом стояла покосившаяся на юго-восточный угол большая церковь, с неснятым еще крестом.

(Таким получили японцы "наследство" от Российской империи - Примечание моё.)

О своих впечатлениях от этой и второй поездки, состоявшейся в мае следующего года, епископ Сергий писал: "К Владимировке с южной стороны примыкает правильно распланированный японский город Тоёхара . Широкие улицы; конечно - всюду новые дома; красиво отстроенные присутственные места (управление островом, дом губернатора, почта); на всех углах улиц - колодцы, с тесовыми шатрами над ними; несколько в стороне - дымящиеся трубы завода; казармы местного гарнизона... Масса магазинов... Словом, настоящий город! Правда, пока есть лишь до 300 домов; правда, не все улицы мощеные; конечно, - масса еще пустырей... Но, видимо, администрация верит в возможное развитие города, ибо распланированные улицы тянутся далеко к югу...

И главное управление островом, и дом губернатора, и дом начальника гарнизона - деревянные, хорошие здания; красиво серое здание почты. И вообще в городе много домов "европейской" постройки, с окнами, с трубами печей. Город распланирован красиво, улицы вытянуты прямо... Для поддержания плана не останавливались не перед чем! Так, на месте задуманного и разбиваемого города оказалось оставленное русскими кладбище: все гробы вырыли и с костями и трупами их сожгли. И теперь - от бывшего кладбища и следа нет!" (с)

(Замечу, что обычная манера русских в подобных ситуациях - вывозить кости на свалку или, что еще чаще, отправлять туда надгробия, а кости предков просто закатывать в асфальт. - Примечание моё.)

Не менее интересные сведения о первых годах строительства Тоёхары оставил русский этнограф В.Н.Васильев, побывавший здесь в середине 1912 года, то есть спустя год после последней поездки епископа Сергия. Прибыв в столицу Карафуто, ученый нанес визит губернатору, который обещал ему полное содействие в научных исследованиях.

"Несколько дней проведенных в столице губернаторства оставили у В.Н.Васильева хорошее впечатление: "Тоёхара уже значительный для Сахалина город, с прямыми правильными улицами и типичными японскими постройками, выросший рядом с бывшим нашим селением Владимировкой. Последняя, нисколько не изменившая своего облика и только заселенная японцами, является теперь как бы предместьем города.
В Тоёхаре в настоящее время не менее 6000 жителей. В нем находится резиденция губернатора, разные областные учреждения, банк, почтамт, лесопильные заводы, гарнизон войска, выходят две ежедневные газеты". (с)

( А. В. Колесов, М. М. Прокофьев "Южно-Сахалинск. Три цвета времени")

А это сделано в России:

Автомобильный мост российского производства. Как видно, вполне себе действующий.



"Учительский дом" (Сахалинская область) Дом для учителей местной школы. Кроме шуток - жилой. (2007 год)



Кладбище кораблей в акватории г. Корсакова. Действующее. Т.е. постоянно пополняющееся "свежими" корабельными трупами. Здесь примерно его 1/20 часть.



Остров погибших кораблей. Пейзаж. Это не остатки русской эскадры после Цусимы. Это 1990-е годы. Последние два бедолаги сели на мель во время шторма 13 октября 1994 года между селами Соловьевка и Первая Падь.
Так там и остались. Россия стянуть два корабля с мели не смогла. Копила силы к будущей Олимпиаде.



Конец города... (Сахалинская область. Действующий дорожный знак.)



Эти фото, ко всему прочему, и иллюстрация многократно высказанного мной мнения, что Олимпийские игры 2014 года - это пир во время чумы. Если бы господин Путин вбухал 50 миллиардов долларов не во вполне благополучный Сочи, а в дышащий на ладан Сахалин, может быть, не поплыл бы "остров изгнания" в сторону Японии?

К русской культуре японцы относились лояльно, и принимали решение о сносе, например, православных церквей, как и кладбищ, руководствуясь только практическими соображениями. Когда же Советский Союз вернул себе Сахалин после Великой Отечественной войны, первым делом были сметены с лица острова все японские храмы, включая уникальный "Карафуто-дзиндзя", который был до основания разрушен. Разобрали на слом и находившийся рядом прекрасный буддийский храм. А под горячую руку - и некоторые отечественные памятники матросам и солдатам, погибшим в Первую Мировую, в частности, памятник матросам и офицерам героического крейсера "Новик", первыми вступившими в неравный бой с японцами в 1904 г., бесценную реликвию с которого - изрешеченную осколками и пулями трубу, - просто отправив в металлолом.

К слову сказать, еще в 1808 году японские экспедиции, которые возглавляли Мацуда Дензюро и Мамия Риндзо, доказали, что Карафуто (Сахалин) является островом, именно составленные ими карты вошли в состав знаменитого атласа географа д'Анвилля; и до открытия Невельского в 1849 году, который за него и пострадал, едва не закончив свою жизнь в тюремных застенках, т.е. еще 40 лет на картах Российской империи Сахалин значился в качестве полуострова, соединенного с материком узким перешейком.

Южная часть Сахалина, когда-то колонизированная японцами, до сих пор разительно отличается от его северной части и является значительно более развитой в промышленном отношении, от которой к настоящему времени, правда, осталась преимущественно энергодобывающая отрасль (уголь и нефть).

* * *

По конфиденциальным данным такой референдум может быть проведен уже 20 апреля - к дню освобождения Южного Сахалина (с позиции Российской империи это, естественно, расценивалось как "оккупация") или в середине мая - всё зависит от достижения взаимовыгодных договоренностей с японскими властями - одним из условий присоединения Сахалина к Японии является сохранение русского языка, русских названий населенных пунктов и автономии острова. Высказывается также предложение об обращении с аналогичной просьбой к Сенату Соединенных Штатов Америки.

И может быть, поплывут над туманными сопками к удивлению бродящим по ним медведям новые песни.


пир во время чумы, Япония, Сахалин, Россия

Previous post Next post
Up