У норвежских дорог, как и у многого другого, есть свои национальные особенности. Прежде всего - это их уникальная красота. (Хотя самые красивые виды в Норвегии все же на севере!) Так и тянет смотреть не на дорогу, а на то, что открывается вокруг. Вторая - это, конечно, их платность.
Если вы въезжаете в Норвегию на автомобиле или арендуете здесь "железного коня", готовьтесь к тому, что это существенно повысит ваши туристические расходы - многие автодороги и большинство автостоянок - платные. Добавим к этому кемпинги, въезды в центры городов, проезды через мосты и тоннели, а также паромные переправы, которые при всем желании вам не объехать никак (Норвегия в каком-то смысле - островное государство); и за все это предприимчивые норвежцы дерут просто три шкуры! Мне, привыкшему к российской халяве, каждый раз хочется округлить глаза и изумиться по-русски: "Шо, опять?! ...Скока, скока?!!" И заключить голосом известного вам бывшего советника государственной думы, гиганта мысли и отца русской демократии: "Одна-а-а-а-ко..."
А норвежцы, хитрецы, в ответ только улыбаются и разводят руками: "Beklager, jeg forstår deg ikke ... / Извините, я вас не понимаю ..."
Однако, платная дорога в Норвегии всегда удобнее и быстрее бесплатной, которая где-то параллельно петляет по горам, и где часто с трудом разъезжаются две машины, едва не царапая друг друга боковыми зеркалами, а то и кому-то приходится сдавать назад, чтобы пропустить встречный транспорт. Не хочешь платить - рули в обход и трать нервы, время, тормозные колодки и лишний бензин.
Так что особой экономии не получится.
Да, в Норвегии много платных дорог, при этом плата часто берется не только с водителя и автомобиля, но с каждой пассажирской головы, и это вводит многих автотуристов в уныние. Но экономическая политика государства такова, что новая построенная дорога, тоннель или мост платны только до момента, когда затраты на строительство окупаются. При этом для жителей местности, по которой проходят новая дорога, проезд стоит значительно дешевле. Так что лет через 15-20 большинство автодорог в Норвегии станут бесплатными для проезда.
А платных дорог много, потому что Норвегия активно их строит и не менее активно модернизирует старые. Так, десять лет назад трассу "Скандинавия" активно перестраивали: прокладывали новые участки в объезд населенных пунктов (да, чтобы дорога не беспокоила местных жителей, была более скоростной и безопасной), с учетом рельефа разделяли встречные полосы так, чтобы дальний свет фар вообще не мог достигнуть встречной машины.
Норвежцы повернуты на безопасности автомобильных дорог. Несмотря на сложнейший природный рельеф, Норвегия, как и Швеция является одним из мировых лидеров по безопасности движения: в 2015 году в Норвегии на дорогах не погиб ни один ребенок в возрасте до 10 лет, и норвежцы восприняли это как национальное достижение - ведь в прямом смысле вклад в это вносил каждый из них - прежде всего, строгим соблюдением скоростного режима. Но об этом - в следующий раз.
Если проезд по какой-то причине становится опасен (камнепад, угроза обвала, снежные заносы), то вам на нее не проехать никак - опасный участок не только перекрывает шлагбаум, но из мостовой поднимаются ограничители, такие, как установлены на железнодорожных переездах.
Откуда денежки? Конечно, нефть. Так что свои нефтедоллары Норвежское королевство тратит с умом, в отличие, увы, от России. Несмотря на то, что уже несколько десятилетий Россия залита нефтью по самые уши, дармовые деньги воплощаются во что угодно - но только не на реальную пользу своим гражданам: в России по прежнему две беды - дураки и дороги.
Другое направление дорожной политики государства: это убежденность, что каждый гражданин королевства имеет право на развитую инфраструктуру, независимо от того, где он живет.
Поэтому русский путешественник может столкнуться с вещами, совершенно, на его взгляд, ирреальными. Едешь-едешь по какой-нибудь приличной дороге с серьезным тоннелем (пару поворотов под землей), рассчитывая приехать в какой-нибудь норвежский городок и там найти стол и приют, а вдруг упираешься в тупик - высокогорную ферму из двух домов и трех сараев. И никаких признаков того, что здесь сейчас есть люди.
В Норвегии до любого экстрима, до любой фермы, не говоря уже о любой достопримечательности, можно доехать по вполне приличному асфальту.
Три года назад я рассказывал: на рыбацком остров Верёй / Værøy на Лофотенах / Lofoten в Норвежском море / Norsk Sea от паромной переправы до рыбозавода проложена очень приличная асфальтированная дорога. И это для острова с населением в 800 человек, расположенного в 120 км от побережья.
Хочу обратить внимание еще на две особенности, которые, не знаю, есть ли в других странах. Учитывая особенности рельефа, чтобы не создавать пробки на ровном месте платные участки часто не перекрываются. На полотне дороги имеется надпись "Do not stop" и над каждой полосой висит по камере, которая в автоматическом режиме считывает номера проезжающих автомобилей. У местных жителей плата за проезд автоматически списывается с банковского счета, а вот гостям следует быть внимательным - если не оплатить проезд в 3-хдневный срок или, что еще хуже, с неоплаченными счетами уехать из страны, у вас могут возникнуть небольшие, но неприятные проблемы, вроде гвоздя в ботинке, да и денег вы этом случае потратите раза в два больше.
Другая забавная особенность состоит в том, что некоторые способы взимания платы за проезд весьма непривычны для русского человека. Представьте себе: горы, река, вдоль которой идёт грунтовая дорога. Вдруг ни с того, ни с сего на дороге обнаруживается шлагбаум. Рядом на столбе табличка с уведомлением, что проезд платный и с соответствующим прейскурантом. На столбе же висит ящик с щелочкой, напоминающий почтовый, куда следует положить прилагаемый бланк с данными машины и денежку. Или же на бумажке написать реквизиты банковской карточки. Заполнили - положили. Открыли шлагбаум. Проехали. Закрыли за собой шлагбаум. Поехали дальше. Это Норвегия. Другая планета.
Еще несколько лет назад такие "КПП" стояли на въездах в некоторые природные объекты. Конечно, можно проехать и "просто так", но норвежцы обычно так не делают. Однако если вы уже знаете о том, что в Норвегии на дорогах можно встретить магазин без продавца, это вызывать удивление у вас не должно.
Сейчас в небольшой Норвегии 45 платных дорог. Унифицированной платы за проезд по ним нет, обычно она составляет 10-20 NOK (75-150 рублей), что вполне адекватно даже для экономного русского человека, но может, порой существенно, повышаться в часы пик. Но по некоторым дорогам стоимость проезда может доходить до 80 и даже 170 NOK (как, например, проезд
по Atlanterhavsveien / Атлантической дороге).
Вообще, норвежские дороги - это песня. Трудно представить, какого труда и средств стоило проложить эти трассы в массиве скал и между островами: дорога над обрывом - тоннель - виадук - мост - дорога над обрывом - мост - тоннель...
и так до бесконечности. Местная экзотика: едешь себе, едешь и вдруг видишь... яму! И сразу что-то такое... почти родное... Невольно ностальгически вздыхаешь... "Det er som i Russland... / Как в России..." - "Åh, wow! Dette er fantastisk! / О, вау! Это фантастика!" - почему-то приходит в бурный восторг рядом сидящий пассажир - местный житель.
Забавная деталь, которая, наверное, тоже возможна только в Норвегии. ...Обычно после въезда в тоннель, когда сигнал со спутников теряется, навигатор продолжает показывать передвижение по дороге, основываясь на последних данных о скорости автомобиля. Представьте себе такую картину: вы едете по тоннелю, ни о чем таком не думаете и вдруг видите на навигаторе приближающийся... ПЕРЕКРЁСТОК (!!). Подъезжаете к указанному месту - никакого перекрестка, естественно, нет. Сбой навигатора?.. Но если вы возьмете в руки карту, то увидите, что тоннель в этой скале проложен восходящей спиралью (!!), поэтому на этом месте дороги действительно пересекаются, но на разном уровне. Еще один хороший повод, чтобы проникнуться уважением к норвежским дорожным строителям, не правда ли?
Итог. Что касается дураков и дорог.
Дороги в Норвегии есть. А дураков очень мало. И это одна из причин, по которой Норвежское королевство уже 7 лет подряд занимало высшую ступень по
индексу благополучия и в 2016 году только из-за изменения методики подсчета, уступила её Новой Зеландии. А "великая" Россия - на 95-ом. Рядом с Танзанией, Непалом и Кенией. И сколько бы вы не вопили "Россиявеликаястрана!", ваши вопли этого печального факта не отменят.
Ибо, сколько не кричи "Халва!.." Ну, вы и сами знаете.
Это печальный факт отменит только, если вы начнете, наконец, думать. 15 % думающего населения на 140 миллионов человек - это мало. Поэтому и этот мой пост, как и все другие, не только о Норвегии. Он - о России тоже. А, может быть, и в первую очередь - о России.
Дураки и дороги - как сообщающиеся сосуды. Чем меньше в стране дураков, тем в ней лучше дороги. И если в России столько дерьмовых дорог при таком количестве дармовых денег, это еще один показатель того, что она заселена дураками.
Только не спешите бросать в меня тухлые яйца. Это не мои слова. Это утверждение братьев Стругацких.
"Надо быть идиотом, чтобы иметь правительство, которое довело вас до такого положения".
И сказано это было ровно 50 лет тому назад. Именно тогда ими были написаны "Гадкие лебеди", которые я советую вам перечитать.
Ибо в этой книге в блестящей обертке фантастического романа - голая правда жизни. Как и в моем блоге.
Ваш выбор прост: пустопорожние "духовные скрепы" (кстати, обычная канцелярская скрепка изобретена именно в Норвегии), которыми кукловоды всех мастей пытаются (и надо сказать успешно) "скрепить" нацию в стадо послушных зомбированных дураков, которым можно легко внушить, что война в Сирии, Олимпиада, оккупация Крыма важнее пенсий стариков и зарплат учителей, или вполне себе материальные качественные удобные скоростные дороги. Даже если они будут платные. Ваши зарплаты и пенсии должны быть такими, что их должно хватить и на достойную жизнь, и на высококачественное питание, и на проезд по удобным дорогам.
Дураки и дороги - это как сообщающиеся сосуды. Или одно или другое. Третьего не дано.
Такова голая правда жизни.
Аминь.