Жгучее желание проехать по югу Израиля на велосипеде возникло у меня при
первом посещении етой замечательной страны. Так уж вышло, что прошло целых 6 лет, прежде чем оно реализовалось...
Итак, общее представление о том, куда мы едем, присутствовало. Было также ясно, что ехать лучше всего в феврале. И хотя многие удивлялись: "Ненормальные, куда вас несет в сезон дождей?!", была уверенность, что время выбрано правильно, потому как юг Израиля это не север, и в апреле, скажем, в пустыне делать будет уже нечего. Так и вышло, все 9 дней нам сопутствовала очень теплая, если не сказать, очень жаркая погода. И февраль, как оказалось, в Израиле вообще считается весенним месяцем. Хотя, справедливости ради надо сказать, что скептики тоже были правы - незадолго до нашего приезда и вскоре после отъезда дожди таки были.
День 1 - 15 февраля.
Прибытие на Землю Обетованную. Иерусалим.
Покинув заснеженный Мюнхен, через 4 часа полета на самолете компании ElAl, милостиво не взимающей платы за провоз велосипедов, мы приземлились в Тель-Авивском аеропорту Бен Гурион. Багаж был получен без приключений, маршрутки на Иерусалим оказались прямо у выхода с терминала, велосипеды, упакованные в клетчатые сумки из турецкого магазина со Schwantalerstraße были взяты водителем безропотно, несмотря на выпирающие из них руль и седло. Все шло по плану, и вскоре мы уже ехали мимо травки и деревьев, непривычно зеленых после белого Мюнхена.
В Иерусалиме был забронирован Jaffa-Gate-Hostel, находящийся в старом городе у Яффских ворот. Hostel расположен очень удобно, т.к. с одной стороны это старый город, с другой - он близко от остановки маршрутки, что немаловажно при наличии большого багажа в виде разобранных велосипедов и рюкзаков.
Перетаскивание багажа перебежками все-таки заняло некоторое время и отняло кое-какие силы, так что мы были рады наконец-то оказаться на месте. Номер в Hostelе был не лишен южного колорита: постель, например, была не белой, а каких-то пестро-темных тонов, стены внутри были, кажется, из неоштукатуренного камня, а еще не работала горячая вода. Но это было не слишком важно. Зато на верхнем этаже располагалась чудная веранда с видом на крыши старого города, который стал уже вечерним и зажегся разноцветными огнями. Было нереально приятно расслабиться здесь, созерцая южное великолепие и отходя от тревог и забот дня.
Передохнув, мы отправились на прогулку по старому городу, сначала по опустевшему базару мусульманского квартала, затем, пройдя через армянский и еврейский квартал, оказались у стены плача. На площади у стены жизнь бурлила, несмотря на позднее время. Поразило обилие на улицах детей, создалось впечатление, что у них только что закончились занятия в школе. Встретили много народу, сидящего на улице с ноутбуками.
Совсем уже поздно вечером встретились с Badom с форума
velik.org, которому большое спасибо. Он привез и залил нам в колеса герметик. Совсем уже ночью во дворике hostela собирали велосипеды. Мимо проходил молодой человек с бородой и пейсами. Оказалось, что он понимает по-русски, потому что учился на Украине в Умани, где родился известный ребе. Этот человек ну совсем уж неспортивного вида в черном лапсердаке и шляпе сразу взялся нам помогать. На мой недоуменный вопрос, неужели он ездит на велосипеде, он ответил, что нет, но когда был маленьким, катался. Oтвыкшая в Германии от южной открытости, я довольно резко отвергла его помощь, чего потом устыдилась. Но время было уже позднее и хотелось не общения с соплеменниками, а закончить все поскорей. Выяснилось, что в самолете переключатель одного из велосипедов сильно погнулся. Мне было страшно, что он сломается, если его гнуть обратно, но смелая
klila смогла более-менее выровнять его руками. Где-то к часу ночи все работы были закончены и мы отправились спать, предвкушая завтрашний день.
День 2 - 16 февраля.
Иерусалим - Альмог
С трудом поднявшись по будильнику в 7 утра, мы снова отправились в старый город. Побывали у разноцветной мечети Скалы с золотым куполом, который возвышается над стеной плача. Подход к ней открыт для туристов только по утрам. Затем, как и было запланировано, совершили
екскурсию по Иерусалиму на двухэтажном автобусе с наушниками, говорящими, в числе прочих языков, и по-русски. Выехали из hostela в районе двух дня, намереваясь в этот день проехать немного, лишь бы доехать до Мертвого моря и заночевать там в любом месте.
Все оказалось не так просто. Мы никак не могли найти выезд из города! Нам нужна была 1 трасса, а распечатанная из GoogleMapa схема упорно выводила нас куда-то не туда. Более того, трижды промотав по одному и тому же месту большой круг с крутым подъемом и решив было "ехать совсем по-другому", мы оказались на большой развязке, запруженной сигналящими от безысходности машинами. Минут 15 мы банально не могли перейти дорогу, т.к велосипеды с рюкзаками были шире пространства между машинами, машины же не двигались с места. В итоге выезд из Иерусалима занял часа полтора и километров 10 лишних. Но на конец-то мы таки оказались перед туннелем, который изначально планировалось объезжать, а значит, на нужной 1 трассе. Ура, собственно велопоход начался!
Нам предстоял 20-километровый спуск к Мертвому морю на 1000м. Вскоре наступили быстрые сумерки, а затем и стемнело. Очень кстати оказались оранжевые жилетки, которые наряду со шлемами предписано носить велосипедистам в Израиле. А еще оказалось, что первая трасса освещается фонарями. Ощущение очень непривычное: машин в это время почти нет, на дороге мы почти одни и несемся при 35-45 км/ч, слегка притормаживая. А сверху, на фоне синего неба струится, как из душа, теплый, желто-оранжевый свет. И льется он как будто только для нас... И длится это долго-долго...
Но вот спуск как-будто закончился, а с ним и освещение. Мы выехали на уровень поселка Альмог и остановились перевести дух. Неподалеку от дороги лежало что-то типа стога сена и стоял, пританцовывая, одинокий верблюд. Мы решили присесть перекусить возле верблюда, а перекусив, поняли, что ехать сегодня мы больше не хотим. Невдалеке виднелись финиковие плантации, туда мы и отправились для ночевки.
Пройдено 38 км
День 3 - 17 февраля.
Альмог - Пляж Ейн-Геди - Масада.
Встав опять же по будильнику часов в 6, мы быстро собрались и двинулись в путь. Вскоре мы достигли перекрестка с 90 трассой, где на заправке купили сampingazовский балон. Наш дальнейший путь лежал по 90 трассе вдоль моря. Пейзаж за бортом был пока в меру привлекательным: с одной стороны горы, с другой - то ближе, то дальше неяркая гладь Мертвого моря, отделенного от дороги проволочным забором с надписями: "купаться, разбивать лагерь, оставаться на берегу после наступления темноты и так далее - запрещено". Мы все еще находились на территориях. Небо в етот день было слегка затянуто, благодаря чему и в 10 утра было все еще не жарко, так что купаться было пока не обязательно. Дорога утром была довольно пустынной. Примерно к 11.30 солнце проклюнулось и желание попасть на пляж стало резко возрастать.
К нашему разочарованию, первий со стороны Иерусалима пляж Минерал оказался платным. Мы поехали дальше, зная что впереди в 5 км находится пляж Ейн-Геди, освященный моим посещением в первый приезд в Израиль. Единственным препятствием был довольно большой подъем, который в условиях наступившей уже жары не радовал. Тем не менее вскоре мы были на пляже. Получив от меня предупреждение, что голову нельзя опускать в воду,
klila тут же решила хлебнуть морской водички, чтобы попробовать ее на вкус. О чем долго и горько (в прямом смысле слова) жалела. Получив непривычные ощущения от купания, мы увидели, что отдыхающие вокруг, говорящие преимущественно на родном и почти родном нам языках, были намазаны серой грязью. Конечно же мы не могли отказаться от обязательного пункта программы отдыха в уникальном месте и отправились босиком по колючим камням на поиски грязи. Возвращаться обратно тем же путем уже совсем не хотелось и назад мы поплыли как бы сидя в корыте на попе.
Ложиться на живот лично у меня совсем не получалось. Затем мы внаглую искупались под пляжным душем с шампунем и это было счастье! И отправились за столики варить на горелке супчик из пакетиков. Закупив кое-что в местном киоске с бешенными ценами типа 4 евро за пакет с печеньем, мы тронулись в путь. Время пролетело быстро и было уже сильно больше 2 часов дня. Нам нужно было успеть в Масаду, которая по моим воспоминаниям закрывалась в 16.00. Воспоминания меня не обманули и в Масаду мы на каких-то 10 минут не успели. Испросив разрешения у человека в будке на вьезде, мы остались ночевать под пальмами на парковке у подножия крепости, где в нашем распоряжении были столики, кран с питьевой водой, туалет и вид на лунний ландшафт. По этому лунному ландшафту полночи толпами бродили юные пионеры и, видимо, искали там что-то особенное с фонариками. Но это было уже не важно, т.к. на утро у нас был намечен штурм Масады без фуникулера
Пройдено 71 км
День 4 - 18 февраля.
Масада - Пляж Ейн-Бокек - Плато у горы Сдом
Масада открывается для посещения в 8 утра. Выйдя в районе 7.00, мы без особого труда взобрались наверх по дорожке минут за 40. Нельзя не поразиться тому факту, что защитникам крепости удалось удерживать ее в течение 2 лет - чисто географически крепость не кажется такой уж неприступной. Мы провели наверху часа полтора - здесь много строений, сохранились мозаики дворца, - немного послушали екскурсию на немецком. Возникло желание по возвращении непременно почитать про царя Ирода, Иудейскую войну, Эльзаара бен Яира, хасмонеев, сикариев и зелотов...
Сбежав по тропинке вниз и вознаградив себя тремя апельсинами, купленными за 5 шекелей, мы едем дальше вдоль Мертвого моря. В районе гостиниц можно съехать с трассы и несколько километров двигаться по небольшой асфальтированной дороге ближе к морю. Как не зайти, если мы проезжаем пляж - на етот раз песчаный большой, а не каменистый маленький, как на Ейн-Геди. При въезде часы показывают 11.30, а термометр +29С, при выезде 13.30 и +31С.
Продолжаем ехать вдоль моря, тут уже видны белые соляные перемычки, вдоль берега - прямо кора из соли. Хочется увидеть причудливые соляные фигурки, которые встречались на oткрытках, но они не попались. Начинается промышленная часть Мертвого моря. Вообще-то хочется понять, почему Мертвое море как курорт застроено только в небольшой части, очень много пустого места. Проезжаем места, где отделенные от основного водного пространства части моря имеют ярко выраженный красный оттенок. Справа мы проезжаем много коричневых указателей к геологическим объектам. Нам нужен Nahal Parazim.
Когда достигаем нужной стрелки и сворачиваем на грунтовку, свет становится золотистым, уже не так жарко. И ето замечательно, потому что дорога ведет вверх. После асфальта так приятно оказаться здесь! Пару джипов проезжают мимо нас, но ето уже совсем не трасса! Можно посидеть на земле у дороги и полюбоваться видами. Вскоре мы выходим на просторное плато. Как здесь здорово! Эти места специально для катания, есть схема дорожек.
Скоро солнце заходит. Закат здесь необычный - солнце не красное, а белое. Еще долго светло и мы катаемся по плато, совершенно одни. Видим русло ручья, разумеется, сухого. Смеркается, но нельзя не прогуляться по руслу. Его берега очень красивые - белые с узором.
Ночевать идем на отмеченное на схеме место для кемпинга. На самом деле надо было устраиваться на ночевку в ручье. На открытом месте ветренно, с трудом вскипячиваем воду для традиционного супчика. Ночью дует совсем сильно. Часов в 11 на дальний конец нашей площадки приезжает машина, там ставят палатку, разводят костер и варят что-то вкусное. Мы же палатку не ставим для економии времени, а только возим с собой. После нескольких дней питания в основном растворимыми супчиками обоняние в отношении вкусных запахов очень обостряется. Надо бы подойти к машине, ведь у нас маловато воды на завтра, а набирать здесь совершенно негде, стоило бы попросить. Но вместо этого мы спим дальше, недовольные, что нас разбудили среди ночи. Вообще ночь у нас начинается часов в восемь вечера, утро - в 5, когда только собирается светать. Очень важно выезжать рано, поскольку часов в шесть вечера уже темно, а с двенадцати до двух-трех дня невозможно ехать из-за жары. Оптимально вставать в полпятого-пять, собираться в полутьме и выезжать в полшестого. Если ложишься в восемь, ето несложно.
Пройдено 49 км
День 5 - 19 февраля
Плато у горы Сдом - подъем по пересеченке - кратер
Сегодня нам предстоит трудный день. До сих пор мы ехали по 90-й трассе вдоль Мертвого моря на уровне -400 м . Теперь по джиповкам нужно перебраться на 40-ю трассу, идущую по верху. Мы проспали будильник и выехали только в 7, а ето очень поздно. Стартуем бодренько, но очень скоро с велосипеда приходится слазить и идти рядом. На пологих же участках, когда можно ехать, скорость составляет в основном 5-7 км/ч. Дороги по которой мы движемся нет на карте, она была на схеме, которую мы видели вчера. Карты-полуторокилометровки не годятся для езды по пересеченке.
Сначала мы еще любуемся видами и фотографируем. Но скоро мы перестанем доставать фотоаппараты, будем экономить силы и воду. После каждого подъемчика хочется отдохнуть. Поскольку мы идем фактически без карты, совершенно неясно, сколько еще до асфальта. Вокруг никого. Каждый новый подъем кажется последним - за ним вроде уже некуда подыматься. Но каждый раз, вскарабкавшись наверх, мы видим, что надо подниматься еще. Водички осталось уже немного, граммов по 200 у каждого. Пока еще жить можно, но сколько еще предстоит идти?
Когда стало немножко страшновато, что вода кончится раньше, чем мы выберемся, мы услышали машину сзади. Это был патрульный автомобиль, объезжавший заповедник. Мы мгновенно замахали пустыми бутылками, машина остановилась, и нам дали полуторалитровую бутылку воды, обыкновенной воды из крана, и мы почувствовали, что спасены. Уже часа два сильно хотелось пить и получив бутылку, мы первым делом утолили жажду. Довольно скоро показался указатель и щит, обозначающий конец заповедника. Наверное, даже не встретив машину, мы бы не умерли от жажды, наверное... Но больше в подобной ситуации оказываться не хотелось бы.
Довольно длинный подъем вскоре после выхода на асфальт показался сущим пустяком. В первом попавшемся месте с тенью мы съедаем остатки продуктов и валимся отдыхать. По пересеченке мы ехали 5 часов, проехали километров 17 с подъемом на 600-650 м. Дальше мы едем по 258-й и 206-й трассе, местностъ не особенно живописная и, согласно большим щитам, здесь запрещено останавливаться и нельзя фотографировать, т.к. военный район. Дует сильный встречно-боковой ветер, поэтому едем медленно, даже на спусках скорость 18 км/ч, а так вообще 12.
У
klila второй раз за сегодня силы на исходе и она больше не говорит восторжено, как первые 3 дня, "мне здесь всё нравится!" Вода у нас опять кончается. Но слава богу, мы уже на трассе, где ее можно попросить. Мы поднимаем пустую бутылку - сразу же останавливаются три машины. Мы получаем по бутылке минералки на брата. От платы за воду люди отказываются. От признательности начинаю благодарить их на каких угодно языках, только не на тех, что надо.
Свернули на 225 трассу, которая ведет через кратер к Иерухаму. Где-то около кратера сажусь у дороги варить суп и чай, других продуктов уже нет. Вид у нас, наверное, тот еще. Пешие туристы, ждущие автобус, интересуются, откуда мы такие, и очень кстати дарят нам большой багет с сыром.
Вскоре после еды мы оказываемся в месте, где цветные пески и среди них дорожки. Песок есть белого, розового, бордового, сиреневого цветов. Потрясающе! Можно бы заночевать здесь, но у нас нечего есть и кажется, что есть шанс доехать до Иерухама. На самом деле впереди большой подъем и мы все равно не доедем, а заночуем рядом с дорогой. Здесь
klila почти в темноте чинит порванный тросик переднего переключателя.
Пройдено 17 км по пересеченке и 49 км по асфальту.
Продолжение следует.