"Зеленеющею маслиною, красующейся плодами (и) видом своим, назвал тебя Г-сподь" (Йирмейа 11:16)

May 31, 2020 08:53



Шавуот времен Второго Храма... Сразу можно себе представить торжественную процессию, везущюю в Храм в Иерусалим первые плоды. Впереди идет  вол, рога которого позолочены, а на голове венок из оливковых ветвей. Я думаю, такой вол был не один... Прежде всего везли первые плоды семи видов, которыми Всевышний благословил землю Израиля. Среди них были и плоды оливы.
Оливковую ветвь принес голубь, которого послал Ноах... Из уважения к оливе ее древесину было запрещено использовать для сжигания в Храме. Да олива просто "неофициальное официальное" национальное дерево Израиля, что тут еще скажешь...

Но как написать об этом дереве и не скатиться в производство оливкового масла, о котором я писала уже много раз и не писала толком о маслине/оливе - дереве? И не только я этим грешу. Очень многие солидные источники вместо ботаники скатываются к рассказу о масле, о его полезности и экономической важности. С этим никто и не спорит. Просто хочется отдать дань дереву, а не использованию его плодов человеком. И интересно понять, почему так хочется поговорить о масле, а не о растении.
Мне кажется, что я поняла почему.


Давайте посмотрим на первоисточник, Тору, где написано о знаменитых семи видах плодов, которыми Всевышний благословил землю Израиля.
"...В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда."
(Дыварим 8-9:7,8).

אֶרֶץ חִטָּה וּשְׂעֹרָה, וְגֶפֶן וּתְאֵנָה וְרִמּוֹן; אֶרֶץ-זֵית שֶׁמֶן וּדְבָשׁ
(דברים ח' ז'-ח')

Если внимательно прочитать текст на иврите, то можно заметить, что первые упомянутые пять видов написаны как конкретные растения: пшеница и ячмень, и виноградные лозы, и смоковницы, и гранатовые деревья.
А вот с оставшимися двумя все не так просто. Это два продукта, а не растения!
Про проблемы с медом, который седьмой вид, а совсем не финиковая пальма, я уж писала тут.

И совсем не олива в данном случае записана в Торе, а אֶרֶץ-זֵית שֶׁמֶן, а буквально "земля оливкового масла", и делайте со мной что хотите :). Я не знаю, почему перевели это как "масличные деревья" на русский. Мед же не перевели пальмой :)
Так что израильские авторы, пишущие об оливковом масле правы. Оно, масло, и есть, прежде всего, тема для разговоров, если говорить о семи видах. Хотя, конечно, в других местах Танаха говорится и о деревьх, а не только о масле.

В древности значение оливы и оливкового масло было просто невероятно важно. Из маслин делали масло, которое использовали как для еды, так и для освещения. В Храме в меноре горело оливковое масло. Кроме того, маслины мариновали и сушили. Масло использовалось в тогдашней медицине, из него делали мыло, его использовали для очистки тела от грязи... Масло использовалось для ритуального помазания в церемониях возведения на престол царя и посвящения в сан первосвященника.
Во времена, когда не было  способов охлаждения, растительное масло сохранялось гораздо дольше, чем масло животного происхождения.



Выращивание олив было важным для экономики  и культуры в древности. Выращивание культурных олив происходило в Средиземноморье с глубокой древности, поэтому теперь тяжело понять и различить дикое ли это растение или культурное, которое одичало. Также остается вопрос, растут ли здесь дикие оливы в принципе.

Попробуем поговорить о дереве

Олива/маслина (Olea europaea זית אירופי) - это культовое дерево Средиземноморья. В наших краях может быть как диким, так и культурным растением.
Дикое растение гораздо мельче, ниже культурного и живет меньше. По форме напоминает куст. Плод дикой маслины меньше и в нем меньше масла.
Культурное растение имеет раскидистую крону, толстый ствол.
Маслина, как дикая, так и культурная - вечнозеленое растение.

Олива - очень крепкое дерево, оно устойчиво к засухе, радиации и солености, оно выдерживает большие перепады температуры, растет на разных видах почвы, живет много лет, не требует много воды и особенно серьезного ухода, дает тень и плоды. Она может расти на камнях.
Кроме того, это очень красивое дерево.

Олива - невероятно живучее дерево. Оно хорошо восстанавливается после пожара.
У оливы новые побеги идут от основания ствола. Что дает возможность дереву выжить даже без ствола имея корни.


Вот яркий пример такого выживания дерева. Старый ствол погиб очень давно, и на его месте выросли новые побеги. Они появились вокруг места, где был ствол. Эти побеги превратились во взрослые немолодые деревья.

Форма стволов у старых деревьев будоражит воображение.
На оливах, помимо того, что сам ствол столь впечатляющий, можно еще встретить кап (капокорень) - нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины. Вот здесь мы видим его на фото.


А здесь его изобразил художник.


"Олива", 1940г., Анна Тихо.

Листья

Олива знаменита своими листьями, которые придают дереву какой-то необыкновенный сверкающий серебристый цвет.


Листья у олив простые, кожистые, жесткие, край целый, сверху оливкового цвета. Они не опадают на зиму. Лист может жить до трех лет. Самый край листа загнут вниз.



Лист маслины с разных сторон разного цвета, с одной - темно-зеленый, цвета маслины, с другой - серебристый.


Цветовые особенности листьев прекрасно подходит для жизни дерева в соответствии с его местом произрастания, они помогают дереву противостоять тяжелому лету нашего района и пережить его. Два основных препятствия, которые стоят перед деревом в жаркий-сухой сезон: количество воды доступной для дерева ограничена, и оно уязвимо из-за формы устьиц (специализированное образование эпидермиса растений через которое  осуществляется газообмен и движение воды). У оливы есть решение вопроса нехватки воды: устьица находятся на нижней части листа. Так они меньше открыты для солнца и меньше воды испаряется. Эта часть листа плотно покрыта очень короткими волосками, которые выглядят как войлок. Они создают дополнительный слой для меньшего испарения воды и дают листу серебристый цвет.



Может быть и завернутый край нужен для этого же? Лист как бы прикрывает свою серебристую часть.

И мне бы хотелось предположить, почему сверху лист такой жесткий и гладкий. Хотя ни в каких источниках я не нашла этой информации для маслины, но мне кажется, что это для того, чтобы дождевая вода, которая в дождливый сезон может литься на дерево как из ведра, очень сильным потоком, стекала бы быстрее. Как у тропических растений, у части которых есть даже восковой налет на верхней части листа для быстрого скатывания воды.



Многие средиземноморские деревья и кусты такие как лавр, олеандр, мирт, фисташка мастичная и др. приспосабливаются к местному лету с помощью небольших крепких вечнозеленых листьев, зеленых с одной стороны и с устьицами с нижней стороны.
Я уже рассказывала как прячет устьица ретама обыкновенная (Retama raetam רותם המדבר), там растение применило другой "патент".

Цветы

Цветет олива в апреле-мае.



Дерево покрывается множество маленьких белых цветов. Соцветия повляются на ветках прошлого года.



Душистые цветки очень мелкие от 2 до 4 миллиметров длиной.
У каждого цветка 4 лепестка чашелистика и 4 лепестка венчика.



Цветки с двумя тычинками, расположены в пазухах листьев в виде метельчатых кистей. В одном соцветии от 10 до 40 цветков, но только 1-3 из них разовьются в плоды. Остальные цветки выполняют функцию мужских цветков, т.е. дают пыльцу.
У цветов много пыльцы, которую они рассеивают в воздухе.
Цветки опылются насекомыми, любителями пыльцы или ветром. Цветки имеют механизм, чтобы самоопыление не происходило и цветок опыляется пыльцой другого цветка.
Пыльца в воздухе является очень серьезным аллергентом и вызывает аллергию у многих людей.



В течении лета цветки будут оплодотворены и развиваются в плоды, маслины. Видите, здесь уже нет пыльцы.

Плоды



Плоды начинают созревать в сентябре. Они включают в себя мясистую жирную оболочку и очень жесткую косточку с одни семенем. Оболочка горькая, ее можно есть только после обработки, например засолки. Изначально цвет плода зеленый, затем он чернеет и становится блестящим. Зеленая маслина - незрелый плод, используется для засола и получения "зеленых маслин". Зрелая маслина имеет черный цвет и его едят в качестве "черных маслин" и из них получают оливковое масло.

Зеленые плоды содержат 10-15% масла, черные плоды содержат 20-38% масла. Это один из способов узнать, созрели ли маслины.


Я перефотографировала фото в хозяйстве "Галили".



Из этих самых маслин и делается масло, после того как они будут собраны.
О том, как собирают маслины.



Работа современного художника Давида Йоханана (David Yohanan), которые продаются на улице Кардо в Еврейском квартале Иерусалима. Или в сети тут

Древесина

Внутренняя часть ствола старых деревьев всегда пустая или очень дырявая из-за естественных процессов гниения. Может быть из-за болезней, грибков, бактерий - точно не нашла...
Поэтому невозможно определить возраст этих деревьев принятыми научными способами, то есть по годовым кольцам.



Это кусок пустого ствола оливы, который можно увидеть в Национальном парке Афек.



Так пустой ствол выглядит изнутри, жаль только что народ решил превратить его в урну.



Еще один пустой старый ствол, но дерево живо.



Эта, можно сказать, олива в разрезе. Ровно пол дерева.
Обратите внимание, насколько трухляв ствол, но ветки все равно растут и на них листья. Очень живучее дерево, не знаю только, плодоносит ли.



Вот дырка насквозь крупным планом.

Я не смогла найти научное объяснение, почему ствол сгнивает изнутри, но вот есть легенда, это объясняющая.

После того, как Храм был разрушен, вся земля погрузились в бесконечный траур. Все деревья увяли, их плоды высохли и опали. Деревья не хотели продолжать плодоносить. Особенно страдали семь видов, которые раньше украшали собой Эрец-Исраэль. После разрушения Храма исчезло все великолепие, осталась одна пустыня. Все деревья увяли, и только олива продолжала плодоносить. Деревья ворчали и сердились, что олива, символ Израиля, предательница, продолжает жить и плодоносить. Они её бойкотировали и сердились на нее. Когда деревья подошли к оливе, то увидели, что она пустая изнутри. Она "сама себя съела" от горя.
-"Я скорблю и плачу вместе с вами", сказала олива. 
-"Но почему же ты не увяла и не погибла как другие?"
-"Я не могу увять и упасть, я символ Израиля, а Израиль вечен и не разрушен, не зачах и не пал, и я как он."

Древесина оливы очень красивая и используется для вырезания декоративных предметов. Даже просто спил посмотрите как хорош.


Возраст

Возраст маслины, конечно же, отдельная тема для разговоров. Как настоящие дамы, они скрывают свой возраст и делают это хорошо.
Большинство старых деревьев имеют пустые или дырявые стволы или же это стволы растущие вокруг старого погибшего дерева. Нет годовых колец или они неясны, поэтому очень тяжело определить возраст оливы.
Есть те, кто считают, что в Израиле растут деревья, которым 2000 лет. Ксожалению, этому нет документального подтверждения.
Огромные старые оливы находятся рядом с древними поселениями на территории Израиля: в Дейр-Ханна и в Раме (Галилея), в Эйн-Керем и в Гефсиманском саду в Иерусалиме.
Предполагают, что маслины в Гефсиманском саду посажены крестоносцами 900 лет назад. Но первое письменное свидетельство, в котором они упомянуты, написано всего 400 лет назад. Древние оливы в Галилее местные арабы называют "оливы римских времен", но только немногие из них действительно древние, остальные гораздо моложе.

Это одно из древних деревьев в деревне Дейр-Ханна.


Видите, на нем номерочек нарисован, 8? :)
Самые старые деревья пересчитаны, каждое имеет свой номер. За ними следит Сельскохозяйственный факультет Еврейского университета. Эти деревья весьма известны среди производителей оливкового масла.
Можно оценить возраст маслины только в очень общем виде по диаметру ствола.
В деревне Дейр-Ханна находится дерево, ствол котого в обхвате 9 метров и по утверждениям местных жителей, его возраст 980 лет. Деревья в Дейр-Ханна я показывала тут.

Большинство олив в Израиле растут десятки - сотни лет.



У дерева возрастом сто лет и более ствол начинает гнить и становится полым или имеет большие дыры. Если центральный ствол полностью сгниет, то новые побеги идут от точки роста. Таким образом, теоретически, дерево может жить вечно.



Вернемся к дикой маслине

Есть данные, говорящие что у дикого дерева ветви ребристые и колючие, листья яйцевидной формы короткие, плоды мелкие с малым количеством масла. Колючесть  наиболее заметна у молодых растений и на нижних ветках. Колючесть исчезает с увеличением размера дерева.
Дикая маслина растет в рощах и на скалах. Их места обитания на твердом карстовом известняке или доломите. Источники говорят, что Израиле их можно встретить на севере в горной средиземноморской части на высоте до 600м., например на Кармеле и на западе Верхней Галилеи.



Оливу тут можно разглядеть с трудом, среди густой окружающей растительности. Настоящая средиземноморская роща. Это гора Кармель - может быть это действительно дикое растение?



Это ее листья.



Вот они крупнее.

В Африке существует маслина африканская (Olea europaea subsp. cuspidata) подвид маслины европейской. У нее очень маленькие плоды и золотистые листья, а не серебристые как у привычной нам оливы. В ботсаду в Гиват Рам растет такое дерево и там можно его сравнить с обычной оливой. Дополнительные виды рода олива - это тропические виды, растущие в лесах Африки и южной Азии, это намекает на тропическое происхождение европейской оливы, несмотря на сегодняшнее распространение в Средиземноморье.

Как дикая олива стала культурным растением

Скажем сразу, что каждое культурное растение начинает как дикое. Олива - одно из первых растений окультореное человеком.
Не то чтобы человек проснулся утром и решил окультурить оливу. Это был длинный и постепенный процесс, и он связан с одной из самых драматичных революций древности, с сельско-хозяйственной революцией. Древний человек, когда хотел есть, выходил собирать плоды с диких деревьев. Он, естественно, предпочитал их как можно более крупными, как можно более вкусными, и если говорить об оливках, то тех, что давали как можно больше масла. Когда находили такие деревья, к ним возвращались снова и снова, чтобы собирать плоды, а вокруг мест проживания бросали косточки от плодов. Процесс выбора начался уже тогда для маслины, пшеницы, ячменя и для других растений, а также для животных, которые в последствии стали служить человеку. Постепенно собирательство кочевников превратилось в оседлое сельское хозяйство.
Человек хотел размножить понравившиеся ему оливы и он делал это сажая косточки. Но  размножение семенами не гарантирует получение плодов того же качества, а человек хотел получить как можно более качественный результат. Затем человек научился укоренять корневые побеги,  т.е. научился вегетативному размножению. Такие растения будут полностью соответствовать материнскому растению. Но при таком способе размножения приходится долго ждать, пока вырастет взрослое дерево.
Крестьяне также открыли, что могут вмешиваться в характеристики урожая с помощью прививок. И это гораздо быстрее, чем размножать с помощью корневых отпрысков. Можно взять молодую ветку, которая понравилась, с хорошо плодоносящего дерева и привить ее на другие корни. Техника прививки была известна с глубокой древности.
Я нашла дату 500г.д.н.э., с рассказом о том, что прививка была хорошо развита и практиковалась в нашем регионе.
Мишна (2-3вв.н.э.) описывает прививку как обычную технику, используемую для выращивания виноградных лоз, значит ее использовали и для других деревьев.

Возможно ли сейчас найти древние дикие сорта из которых были выведены культурные?

Д-р О.Баразани из Института Вулкан проводит исследование, одна из целей которого, найти древние дикие сорта из которых были выведены культурные.
Дикая олива как часть средиземноморской рощи была распространена по всему нашему району.
Считается, что она стала культурным растение ок. 6000 лет назад. Первым центром окультуривания оливы был Ближний Восток. Отсюда караваны и корабли шли на запад, например в Карфаген, где оливы не росли в природе, но выращивались как сельскохозяйственное растение.
Каждый, у кого был кусочек земли, выбирал дерево, которое ему нравилось, скрещивал дикие и культурные деревья уже тысячи лет. В результате, судя по генетическим исследованиям, в нашем районе сохранилось невероятное количество сортов оливы европейской.
Путаница, которая получилась, усложняет нахождение в природе дикой оливы.
В настоящее время в Израиле растут в основном оливы - культурные растения или их потомки, растущие на заброшенных местах, которые раньше обрабатывались.
Если вы спросите ботаников, существует ли "дикая олива", то вам скорее всего ответят, что нет.
После того, как рассмотрели этот вопрос в исследовании д-р О.Баразани, то поняли, что например на Кармеле можно найти оливы, которые может и не дикие растения в чистом виде, но они ближе всего к диким.
Д-р О.Баразани иследовал старые оливы (старше 200 лет) в Израиле и окрестностях (900 деревьев) и обнаружил, что большинство исследованных деревьев - привитые. Нижняя часть дерева очень разнообразна, а верхняя часть наоборот, генетически гораздо более однообразна и представляет собой сорт "сури" (цури).
Это доказывает, что местные сорта олив служили подвоем, к которому люди прививали избранные культурные сорта, которые не отличались генетическим разнообразием.

Сорт "сури" может быть это самый древний сорт масла на земле. "Сирийский" это неправильно вошедшее в иврит название. На самом деле происходит этот сорт из Ливана, из города Цур (по-русски Тир) и правильное его название на иврите цури צורי .

Что о маслинах рассказала нам археология

Сразу скажу, что данные источников расходятся, и я, как обычно, не несу за это ответственность :)

Данные, полученные при раскопках, говорят о широком распространении диких олив в нашем районе. 45.000 лет назад оливы были особенно распространены. Пыльца деревьев, которые росли 30.000 лет назад была найдена в райное озера Хула.
В слоях, которые относятся к периоду 10.000 лет назад надена пыльца олив, которая составляет треть от всей найденной пыльцы деревьев.

Самые древние в мире косточки маслин, найденные при археологических раскопках, были обнаружены в Израиле на Кармеле, в ручье Орен. Они датируются примерно 10.000г.д.н.э.

При подводных раскопках напротив хайфских берегов была найдена деревня, существовавшая 7.500 лет назад (неолитический период). В этой деревне была найдена маслодавильня, которая считается самой древней маслодавильней в мире.
В подводных раскопках в Атлите были найдены остатки олив, которым 7000 лет, и их маленькие косточки. Косточки того же возраста были найдены в долине Бейт-Шеан.

В бронзовый век, 5.000 лет назад человек начал выращивать оливы в больших количествах. Были найдены остатки древесины того периода. Тогда дерево использовалось для строительства и на дрова. Также остатки древесины найдены в древних маслодавильнях в приспособлениях для дробления и маринования тех же маслин.

Косточки культурных олив были найдены на территории Эрец-Исраэль во многих местах и их возраст был определен точно, около 4000 лет.



Это довольно свежие косточки. Они найдены в пещере Посланий (מערת האיגרות), на ручье Хевер в районе Мертвого моря. Это одна из пещер, в которых прятались евреи после поражения восстания Бар-Кохбы (132-135вв.н.э.). Сохранились они благодаря необычной сухости тех мест.

При археологические раскопках в нац парке Бейт Гуврин было найдено 23 подземные маслодавильни. Это говорит о том, что долгое время здесь производили масла гораздо больше чем требовалось на местном рынке. Масло экспортировали в Древний Египет, где пустынный климат не позволял выращивать оливы.

В античные времена только люди с высоким статусом могли намазываться оливковым маслом, чтобы для очищения тела от грязи.


Античный скребок, которым собирали избыток масло с тела.
Лаборатория по восстановлению и сохранению археологических находок из металла Израильского управления древностей

Что можно узнать из письменных источников об оливковом дереве на протяжении истории Эрец-Исраэль.

Олива, может быть, само характерное дерево в Эрец-Исраэль на протяжении истории.
Оливковое масло упоминается в ТаНаХе 216 раз. Олива-дерево упоминается десятки раз в Танахе и Талмуде.

Впервые в Торе олива упоминается в рассказе о Всемирном потопе, когда  голубь, которого послал Ноах с ковчега, вернулся с оливковым листом в клюве.
"И прилетел к нему голубь под вечер, и вот оливковый лист сорвал он клювом своим".  Берешит 8:11

"ותבא אליו היונה לעת ערב והנה עלה-זית טרף בפיה"
בראשית ח,יא

"виноградники и оливы"  
Дворим 6:11

כרמים וזיתים
דברים ו, י-יא

О величине распространения можно понять из факта, что царь Давид назначил ответственных за оливковые деревья и масло:
"А над маслинами и смоковницами, что на низменности, - Баал Ханан, гедэратянин, и над запасами масла - Йоаш."  
Диврэй Айамим I (27:28)

ועל הזיתים והשקמים אשר בשפלה בעל חנן הגדרי ועל-אצרות השמן יועש
דברי-הימים א כז,כח

"...и масла, выбитого (из) двадцати кбров маслин." 
Мелахим I 5-6:25

עשרים כר שמן כתית שנה בשנה
מלכים א ה,כה
Тут используется древняя единица веса или объема, значение которой я не нашла (כר кбр).

"И взял Шемуэйл рог с елеем, и помазал его среди братьев его"
Шемуэйл I 16:13

ויקח שמואל את קרן השמן וימשח אתו בקרב אחיו
שמואל א טז יג


Так изобразил помазание елеем художник Арик Брауэр (Хайфский торговый центр Кастра).

Зеленеющею маслиною, красующейся плодами (и) видом своим, назвал тебя Г-сподь. 
Йирмейа 11:16

זית רענן יפה פרי-תאר קרא ה' שמך 
ירמיהו יא, טז

Чудо Хануки происходит вокруг оливкового масла, которое горело в меноре в Храме.
Реальные события это - удивительная победа Восстания Маккавеев (Хасмонеев), начавшегося в 166г.д.н.э, которая привела к возрождению Храма и к восстановлению Иудеи, как самостоятельного государства.

В Мишне (трактат Бикурим) говорится о том, нет дома без оливы и инжира.

В Мишне (трактат Бикурим) описывается процессия везущая в Храм в Иерусалим первые плоды. Впереди идет  вол, рога которого позолочены и на голове венок из оливковых ветвей.

В Мишне говорится о том, что для сжигания на жертвеннике в Храме годятся все деревья, кроме маслины и виноградной лозы. В Гмаре есть споры, почему нельзя использовать древесину маслины и виноградной лозы. Есть мнение, что в их древесине слишком много воды, и при сжигании это дает дым. Но есть и другое мнение, что если использовать их на дрова, то количество плодоносящих растений уменьшится.

В Иерусалимском Талмуде (3в.н.э.) рассказывается о том, что в древности было принято есть маслины в разной форме: свежие, сушеные, соленые, а также давленные (стукнутые), так чтобы из них вытек сок.

В Талмуде рассказывается, что во время восстания Бар-Кохбы римляне вырубили большинство оливковых рощ в Иудее, чтобы с их помощью построить крепости и насыпи.

Выращивание маслин продолжалось и во времена римского и византийского правления в Эрец-Исраэль.

Кочевые племена, которые пришли с аравийского полуострова, уничтожили множество оливковых рощ. Но после того, как они начали жить оседло и научились обрабатывать землю, они поняли ценность олив и посадили много оливковых деревьев.

Иерусалимский географ 10 века Мукаддаси  писал, что в Акко и в окрестностях огромное количество оливковых рощ, которые плодоносят. Они производят масло, в гораздо большем количестве, чем им требуется.

Раввин Вениами́н Тудéльский в своей книге путешествий по Эрец-Исраэль  (1170г.) писал, что Шомрон (Самария) - земля ручьев, садов, виноградников и олив.

Раввин Овадья из Бертиноро или Бартенура (втор. пол 15в.) описывая дорогу из Бейт-Лехема в Иерусалим, писал, что вдоль дороги полно виноградников и олив.

Путешественник Фредрик Хассельквист посетивший эти края в середине 18в.  писал, что ел в Яффо маслины самые лучшие из тех, что он ел во всех странах Востока. Самыми лучшими по его мнению были маслины из Эрец-Исраэль.

Путешественник  Ричард Поукок (1743) писал, что Иерусалим, который раньше был богат оливами, теперь заброшен и грустен. А ведь когда-то  Иосиф Бен-Матитьягу (Флавий) описывал его как район, где росли во множестве оливковые деревья.



"Маслодавильня на Масличной горе", Дж.Д. Гардинг по эскизу С. Бракенбридж, гравер Е. Финден, 1836г..
Выставка "Иерусалим 19 века в графике и фотографии", Национальный морской музей", Хайфа

Исследователь природы Эрец-Исраэль Г.Б.Тристрам (кон.19в.) писал,  что район самый богатый оливковыми рощами это район Эфраим. Там он скакал на лошади часами в тени олив. Он писал, что это самый хорошо обрабатываемый район из всех районов Эрец-Исраэль. Он также упоминал плантации олив в Шхеме, вдоль дороги в Иерусалим, в Хевроне, в Хитине и др.

Марк Твен в 1867г. писал что в Галилее нет деревьев и кустов, даже олив и опунций.



"Маслодавильня", Иерусалим, гравер Дж. Карст, 1881г..
Выставка "Иерусалим 19 века в графике и фотографии", Национальный морской музей", Хайфа



Долина Бейт-Джибрин (по имени арабской деревни около Бейт-Гуврин. Бейт-Джибрин - искаженное Бейт-Гуврин).
Изображен тут арабский пастух с собакой, а за ним регулярные посадки олив.
Ebers, Georg und Guthe, Hermann
"Palästina in Bild und Wort nebst der Sinaihalbinsel und dem Lande Gosen" 1884г.

Был грандиозный сионистский проект по созданию огромной оливковой рощи имени Б.З.Герцля в 1904г.. Роща должна была состоять из тысяч оливковых деревьев и распологаться на землях, купленных Еврейским национальным фондом. Я подробно писала об этом.

С начала Британского мандата (1917) в Галилее платации олив были восстановлены и посажены новые в еврейских поселениях, а также в арабских хозяйствах.



Официальное дерево

Хотя олива и не выбрана официально национальным деревом Израиля, но она безусловно, уже давно играет эту роль. Я думаю, что никому не приходит в голову проводить конкурс :)

Чтобы в этом убедиться, достаточно просто посмотреть на наш герб, украшенный оливковыми ветвями.


מאת Original design by Max and Gabriel Shamir; Tonyjeff, based on national symbol. - symbol created in 1948., נחלת הכלל, קישור

А также на символ Армии обороны Израиля, тоже украшенный оливковой ветвью.


מאת רונאלדיניו המלך - נוצר על ידי מעלה היצירה המקורי, CC BY-SA 3.0, קישור

Озеленение

Олива любима и озеленителями, поэтому мы видим ее на улицах наших городов. Она хороша тем, что можно пересадить взрослое дерево. Кроме того, она очень красивая. Это дает огромные возможности озеленителям.
Но вместе с тем, у оливы есть свойства, которые стоит узнать прежде, чем вы решите посадить ее на улице. Прежде всего - пыльца оливы вызывает аллергию у многих людей. И хотя кажется, что на улице много воздуха и пространства, те кто страдает от аллергии, страдают весь период цветения.
Кроме аллергии надо брать в счет еще несколько вещей. Например то, что олива - большое дерево. Без обрезки дерево может вырасти до 15м высотой.

Важно иметь в виду, что взрослая олива дает очень много плодов. Олива начиная с 10летнего возраста может дать 100-150кг маслин в год. И если плоды вовремя не будут собраны, они упадут на землю, когда созреют. Они не только замусарят тротуар, но и устроят настоящий каток, где люди могут упасть.


Так выглядит улица Антке в Хайфе, в той части, где посажены маслины.



Здесь хорошо видно, как корни оливы поднимают мощение тротуара. Все таже улица Антке в Хайфе.



А это новые и более удачные посадки после хайфского пожара на ул. Цолелет Дакар. Тут как видите, маслины растут на газоне и плоды будут падать на землю.

Ландшафтный парк "Оливковые колонны" скульптора Рана Морина

Говоря о маслинах стоит вспомнить и об этом интересном парке.
Архитектор Ран Морин создал парк олив на площади пять гектаров. Парк создавался 7 лет, с 1990 по 1997гг.
Он расположен около кибуца Рамат Рахель, недалеко от Иерусалима. Парк находится на холме с видом на Иерусалим и Бейт-Лехем, Мертвое море и Иудейскую пустыню.



Центром парка является скульптура "Оливковые колонны", вокруг концентрические посадки оливковых деревьев.



Скульптура состоит из 3х колонн высотой 15м. Сверху на каждой колонне посажено взрослое оливковое дерево. Возраст деревьев определяется десятками лет. Колонны отлиты из бетона и покрашены специальной краской. Уход за деревьями производится специальной компьютеризированной системой, которая их поливает и подкармливает, и которая не видна посетителям. Среди колонн спрятана лестница, которая позволяет подняться к деревьям. Я ее не смогла увидеть - хорошо замаскирована.



На входе в парк растут две оливы в пирамидах из обработанных камней. Их ветви стыкуются и они создают как бы ворота в парк.
Всего в парке 200 олив.
К сожалению, парк очень большой и его сложно не только полностью рассмотреть, но и сфотографировать.
Как выглядит парк сверху можно посмотреть тут
Вход в парк находится рядом со входом в кибуц для туристов.

И еще один неожиданный факт из жизни маслины.

Олива попала в качестве сельскохозяйственного растения в Южную Австралию. Там она стала инвазивным видом, вытесняющим местную растительность. Ее семена распространяются интродуцированной рыжей лисой и многими видами птиц, в том числе европейским скворцом и местным эму.
Оливы хорошо себя чувствуют в лесах и препятствуют нормальной жизни местных деревьев. Поскольку климат Южной Австралии очень сухой и лесные пожары частое явление, богатое маслом одичавшее оливковое дерево значительно увеличивает пожароопасность местных лесов.

Из-за ограничений по размеру поста в жж, этот пост полностью не вошел. Полный пост https://dona-anna.dreamwidth.org/2375521.html

деревья, еврейская традиция, статья

Previous post Next post
Up