Все, что вы хотели знать о сикоморе и стеснялись спросить.

Feb 10, 2020 15:59



Сикоморы нашего региона - совершенно удивительные растения. Еще удивительней сикоморов живущих в других местах. Чем больше о них читаешь, тем больше удивляешься.  А уж как удивляешься, когда читаешь об их НЕ размножении с помощью семян в бассейне Средиземного моря... Не производят они тут семена и все тут. То есть только если человек поможет, они получат потомков.... При этом совсем неплохо живут, вернее жили в прошлом и до нас дошли уже огромные древние деревья, многие из которых известны лично, как легендарное дерево в Натании.



Бывают у меня такие долго пишущиеся проекты, которые занимают годы... Перед вами один из них. Написать про сикомор я думала в течении 5 лет. И вот наконец уже наступив на горло собственной песни, все-таки написала его к празднику Ту Бишват (Новый год деревьев). Правда, в двух частях - уж очень много материала.

Теперь вернемся к сикомору.


Это дерево с плодами я сфотографировала в Холоне, на гербе которого изображено дерево-сикомор.

Сикомор - одно из древнейших культурных плодовых растений, растущих в бассейне Средиземного моря.
Может быть именно поэтому почти по каждому пункту информации об этих деревьях есть самые разные мнения. Или может благодаря его ботаническим особенностям.
В чем все источники единогласны, так это в том, что ВСЕ сикоморы в Эрец-Исраэль были посажены человеком.

А вот о том, когда они попали в наши края есть разные мнения. Самая ранняя дата - 10.000 лет тому назад. Есть те, кто считает, что это случилось 6.500 лет назад.
Также есть научная работа 2015г. (Университет Бар-Илан), в которой говорится, что филистимляне ввезли сикоморы в Эрец-Исраэль в железный век (12-7вв.д.н.э.).
6.500 лет назад это приблизительно времена Древнего Египта, в котором активно выращивали сикомор. А Египет тут рядом и евреи жили в Египте... Но о Египте дальше.

Начнем с ботаники, потому что во многом из-за нее так много противоречий вокруг сикоморов.

Сикомор (Fícus sycómorus שקמה) - один из видов рода фикус семейства Тутовые, родственник инжира.

Вы не поверите, но у сикомора, как и у инжира и прочих фикусов есть цветы, собранные в соцветия. Мне всегда кажется, что это просто соцветие, полностью вывернутое наизнанку :). У них даже есть специальные названия - сиконии. Они характерны именно для всех фикусов.



Вот дерево и с цветами вернее с соцветиями и с плодами вернее с соплодиями, но правильнее всего сказать с сикониями.

На иврите сиконий называется פַּגָּה.

Вот что можно увидеть, если сикония разрезать.


На внутренней стороне стенки сикония располагаются цветки.

Тут сразу выясняется, что есть разные мнения на этот счет:

Сайт Иерусалимского университета и сайт парка Неот Кдумим считают, что в одной сиконии есть и мужские и женские цветки. Также считает и справочник "Деревья и кусты в Израиле" А.Шмида-Д.Даром.

А вот сайт wildflowers.co.il считает, что есть сиконии с мужскими и женскими цветами отдельно. Может они имеют в виду дикие сикоморы, которые в Израиле не растут? Не знаю...



Вот сиконий в разрезе. Он похож на полый сосуд. У сикония есть маленькое отверстие, закрытое чешуйками. Пока цветы не созрели, отверстие закрыто. В соцветии есть цветки мужские и женские. Большинство цветков - женские. Мужские цветки находятся рядом с отверстием. Вначале созревают женские, а затем мужские цветки. Когда цветки созревают, вырабатываются определенные химические вещества с запахом, характерным только для сикомора. Отверстие открывается и запах из него выходит наружу. Каждый вид фикуса имеет свой собственный запах (!) Именно он привлекает на фикус конкретный вид насекомых, желательно опылителей.
Что происходит дальше там, где сикоморы-дикие растения, рассказывает нам книга "Жизнь растений":
"Генерация насекомых-опылителей, ос Ceratosolen arabicus, развивающихся внутри сикония активно заготавливает пыльцу. Самцы ос срезают пыльники, а самки при помощи специальных щеточек на ножках счищают пыльцу в специальный кармашек расположенный на теле. Только после этого насекомые выходят наружу, прогрызая тоннель в стенке сикония, так как его входное отверстие к этому времени полностью зарастает. Выйдя из сикония, самка проникает в молодые соцветия, в которых откладывает яйца и опыляет цветки. Пыльца из ее кармашка высыпается в тот момент, когда самка, отложив очередное яйцо, вытягивает яйцеклад. Отделение пыльцы небольшими порциями обеспечивает опыление множества цветков"

Классно, да?
Такая гармоничная жизнь сикоморов и ос называется симбиоз.
Прям стихи.

Но вот проблемка - в Израиле и во всем Средиземноморье осы Ceratosolen arabicus не живут. Деревья - сикоморы живут, а опылители - нет. Так что все деревья на территории Израиля посажены человеком, то есть они, я не побоюсь этого слова, культурные растения, даже если вы их встречаете в лесу.

Оказывается, еще древнегреческий ученый Теофраст (372-288г.д.н.э.) писал, что в сикоморах в Египте и на Кипре живут осы, и эти деревья не имеют семян. И у нас, в Эрец-Исраэль таже фигня история с очень-очень древних времен.

Осы есть, а опыления нет.

У нас в сикониях живет оса Sycophaga sycomori, а совсем не оса-опылитель сикоморов Ceratosolen arabicus. И жизнь ее очень похожа на жизнь осы опылителя, только с одной разницей - она цветки не опыляет. Такой вот облом.

Так как цветки находятся внутри сикония, то оса Sycophaga sycomori попадает во внутрь  через отверстие, после того как цветки созревают. Надо отметить, что женские цветки внутри сикония двух видов. Одни более высокие, а другие более низкие. Оса Sycophaga sycomori имеет более длинный яйцеклад, и откладывает яйца в более высокие цветки. 
После того, как оса забралась в сиконий, отверстие опять закрывается чешуйками. Личинки осы развиваются и первыми вылупляются бескрылые самцы. Они находят еще не вылупившихся самок и спариваются с ними. Вот такие нравы у этих ос. Уже оплодотворенные самки выходят в пустое пространство сиконий. Часть самцов начинает бурить дыру около закрытого  отверстие. Через эту дыру вылетают оплодотворенные самки. Они будут искать еще сиконии, которые будут на том этапе развития, когда можно будет в них отложить яйца. Эти осы не переносят пыльцу и оплодотворение не происходит. Соответственно, нет семян.

Видимо, оса Sycophaga sycomori к нам прибыла вместе с деревьями, без них она не в состоянии существовать.

И эта оса - паразит сикомора.

Почему опылителей здесь нет никто не знает.

"... а кедры приравнял к сикоморам..." Мелахим 1 10-11:27

О важности сикомора для еврейского народного сельского хозяйства и экономики в древности говорит то, что он много раз упоминается в Танахе и в древних еврейских источниках. Кроме того, древние еврейские источники указывают, что сикомор во множестве выращивался в районе Шфела (район между Иудейскими горами и Прибрежной полосой). Именно здесь сикоморы до сих пор можно встретить в больших количествах.

Царь Давид назначил смотрителя олив и сикоморов в Шфеле, это говорит о значимости дерева для экономики Шфелы в те времена.
וְעַל-הַזֵּיתִים וְהַשִּׁקְמִים אֲשֶׁר בַּשְּׁפֵלָה, בַּעַל חָנָן הַגְּדֵרִי
דה"א כז כח
"А над маслинами и смоковницами, что на низменности, - Баал Ханан", Диврей а-ямим I 27:28
Здесь переводчик назвал сикомор смоковницей, что на мой взгляд проблематично. Об этом дальше.

О богатстве царя Шломо сказано в Мелахим 1 10-11:27: "... а кедры приравнял к сикоморам, что во множестве (растут) на низменности".   
כשקמים אשר בשפלה לרוב
מל"א, י, כז  
Древесина кедра, как известно, очень дорогая, в отличии от древесины сикомора. А Шломо использовал кедр как будто он был дешевым.

שקמים גדעו וארזים נחליף
ישעיהו ט, ט    
"...сикоморы вырублены, так мы заменим их кедрами" Йешайа 9-10:9

Что все-таки делал пророк Амос в сикоморовых садах?

Пророк Амос - был человек скромный, один из "социальных" пророков, которые критиковали власть имущих. О себе он говорил: 
"И ответил Амос Амацйе, и сказал: не пророк я и не сын пророка, а скотовод я, обрабатывающий (деревья) сикоморы.". Амос 7-8:14
וַיַּעַן עָמוֹס וַיּאמֶר אֶל אֲמַצְיָה לֹא נָבִיא אָנכִי וְלֹא בֶן נָבִיא אָנכִי כִּי בוֹקֵר אָנכִי וּבוֹלֵס שִׁקְמִים
עמוס ז, יד

Амос говорил он בוֹלֵס שִׁקְמִים (болес шикмим - обрабатывает сикоморы, так аккуратно и грамотно переводит первоисточник сайт toldot.ru). Амос говорил об этой обработке как о своей профессии.

Слово בולס (болес), которое употребил Амос, появляется в ТаНаХе всего один раз и нет единого мнения на тему, чтобы это могло быть значило... Не только как его перевести, но и что же делал Амос с сикоморами конкретно.

В такой ситуации, как обычно, еврейские мудрецы каждый выдвигает свое мнение.
Предлагаются варианты того, чем зарабатывал на жизнь скромный пророк, кроме того, что работал скотоводом. Что же он мог делать: собирать плоды, или обрабатывать деревья\плоды(?) или выращивать или же надрезать или прокалывать. А также может быть он сушил сиконии аналогично сушке инжира.

Такой знаменитый религиозный авторитет как Раши считал, что Амос был заикой просто неправильно произносил слова. Он сказал בולס (болес) вместо בולש (болеш - искать) и на самом деле он разыскивал на плантации сикоморов деревья, которые годятся для изготовления балок. И это вполне логично, так как многие древние источники указывали на сикомор как на источник древесины, а не на источник плодов.

Есть мнение, что в древности было взаимовыгодное сотрудничество между хозяевами плантаций сикоморов и пастухами. Именно пастухи, возвращающиеся со своими стадами из пустыни, занимались обработкой сиконий, а в качестве платы получали разрешение на выпас своих стад на территориях принадлежащих хозяевам сикоморов.



Надрезать или не надрезать, вот в чем вопрос

Хотя Раши и большой авторитет, большинство авторов, как древних так и современных считает, что Амос надрезал сикоморы, в крайнем случае прокалывал.

С помощью надрезания плодов уменьшается время их созревания и дает возможность есть плоды до того как в них осы отложат свои яйца. Кроме того, от надрезания плоды  становятся более сладкими и крупными.

Техника надрезания плодов была принята еще в Древнем Египте. Это подтверждается найденными надрезанными характерным образом высушенными сикониями, которым тысячи лет. Они были найдены при археологических раскопках.
Теофраст писал: "Плод созревает после того, как скребем снаружи железными когтями". Плиний писал: "Плод сикомора, если не надрезаем крюком из железа не созревает..."

В Израиле сейчас не принято надрезать плоды сикомора, потому что с течением времени поменялись местные сорта и они заменились на сорта партенокарпии. Это сорта, плоды которых развиваются без оплодотворения и созревают без надрезания. О том, когда исчезли сорта, которые надо было надрезать, есть, естественно, разные мнения. Может быть, они исчезли после написания Талмуда, исчезновения еврейских поселений и замены населения после этого. По мнению проф. Зоара Амара (Бар-Илан) в Эрец-Исраэль в первый мусульманский период (641-1099гг.) были распространены разные сорта, два из которых требовали надрезание. В качестве доказательства он приводил слова раввина Гая Гаона: "надрезание сикомор известное ремесло в Эрец-Исраэль".

Незадолго до образования государства Израиль арабские крестьяне собирали плоды сикомора в огромных количествах и продавали их на рынках. Эти плоды были не надрезанные и невысокого качества.

Для надрезания используются специальные ножи, которые до сих пор существуют, например, на Кипре. Кроме того, можно надрезать плоды вдоль и обычным ножом.

Делать мелкие надрезы плодов сикомора - действие принятое до сих пор на Кипре и в Египте.

Еще про плоды, то есть соплодия, они же сиконии.

Есть авторы, которые считают, что у нас сикоморы, в основном, сажались ради тени, а также ради плодов. Плодов на дереве появляется множество, они съедобны, но не считаются качественными. И желающим их кушать совсем неважно, что они собой представляют с ботанической точки зрения, хоть сиконии, хоть соцветия - в пищу годится все, лишь бы вкусно.

Понятно, что сладкие плоды всегда привлекали и привлекают внимание людей и животных к этому дереву... Тут плоды пока еще незрелые. Туристы не смогли попробовать их с дерева в парке Неот-Кдумим.


Сиконии растут на ветках и стволе, как это часто принято у тропических растений (например у церциса и рожкового дерева), и этим они отличаются от большинства деревьев в Израиле.



Веточки эти растут на стволах сикомора группами. На их концах находятся сиконии.

Как уже было сказано, у нас цветки не оплодотворяются, семена не образуются, но на каком-то этапе можно есть сиконии. Их на деревьях очень много, они падают и засоряют улицы.
В районе Шфела у деревьев развиваются плоды из неоплодотворенной завязи. Это партенокарпия - девственное оплодотворение без опыления у растений, обычно с образованием плодов без семян. С патернокарпией мы сталкиваемся регулярно в супере, например арбузы без косточек или виноград без косточек.

Когда сиконии дозревают и становятся розово-красными и сочными, их поедают птицы и египетские летучие собаки (Rousettus aegyptiacus עטלף פירות מצוי). Они предпочитают плоды сикомора всем другим плодам.


By Вых Пыхманн - Own work, CC BY-SA 3.0, Link

Об использовании древесины

В древности в Эрец-Исраэль сикомор использовался для изготовления балок, крыш, на дрова и для изготовления гробов.
На территории Эрец-Исраэль были найдены двери древних синагог, сделанные из древесины сикоморов. Десятая часть древесных остатков, найденных при раскопках на Мосаде, относящихся к римскому периоду, это остатки древесины сикомора.
При археологических раскопках в пещерах времен Второго Храма в пустынях на востоке Эрец-Исраэль были найдены гробы из сикомора.
Нет свидетельств о выращивании сикоморов в районе Эйн-Геди. Но во время археологических раскопок в этих местах были найдены захоронения времен Второго Храма и в них самое  большое количество гробов из дерева из найденных на территории Эрец-Исраэль. Часть из них сделана была из сикомора.



Видите какое красивое прямое дерево я сфотографировала в Тель-Авиве? Из него бы получилась прекрасная балка.

В Вавилонском Талмуде написано о трех девственницах: человеческой, земле и сикоморе. Ну, кого называют девственницами нашего вида всем понятно, девственная земля - необработанная земля, а девственный сикомор - дерево у которого не рубили ветви для использования в строительстве. И пилили дерево определенным образом, чтобы выросли новые стволы для балок. С древности было известно, что сикомор прекрасное дерево для строительства, так как на него не влияют изменения климата и оно почти не гниет. Тогда почему же царь Шломо использовал для строительства своего Храма привозной  ливанский кедр вместо местного сикомора? Может уже тогда предпочитали  иностранные товары отечественным? :) Или хотел таким образом подчеркнуть важность Иерусалима, для которого он желал самого дорогого и не жалел средств, что всем и демонстрировал.

Пару слов о дереве.

Сикомор - долгоживущее дерево, но невозможно определить его возраст, так как он не образует регулярных древесных колец (как олива).

Здесь у сикомора нет четкого ритма активности, а есть, к примеру, несколько циклов цветения в году летом. На своей жаркой родине он вечнозеленый. У нас он иногда сбрасывает листья, а иногда - нет, в соответствии с климатом в конкретном месте, где растет дерево. В холодных местах, например в горах, он вообще не растет, как указывают еще еврейские мудрецы древности (хазаль).



С возрастом ствол дерева может быть толстым, живописным, корявым и очень впечатляющим. На определенной высоте он разветвляется и создает круглую крону, похожую по форме на гриб. Внизу ствол расширяется к корням, и это происходит над землей.



На стволе дерева видны места, где были ветки, они выглядят как огромные бородавки.

В Древнем Египте сикоморы были очень популярны.

Египет, конечно же, был основным районом, в котором культивировали сикоморы.

В Древнем Египте выращивались сикоморы, есть множество свидетельств этому.

Самые древние находки относятся к 3900-3650гг.д.н.э. Остатки древесины сикомор находят в Египте времен Ранних Царств (3120 по 2649 годы до н. э.). Через некоторое время, с 3000г.д.н.э. остатки древесины сикомора находят на разных  раскопках в больших количествах.
При археологических раскопках были найдены высушенные плоды относящиеся к 2000-1000г.д.н.э..

Широкое использование древесины сикомора для изготовления саркофагов было благодаря тому, что она не гниет.


Саркофаг из Музея Библейских стран. Может быть сделан как раз из сикомора. К сожалению, редко пишут из какого конкретно дерева саркофаг сделан.

В те времена выращивание сикомора было весьма существенным в долине Нила.
Даже на территории Эрец-Исраэль есть свидетельства этому. Пред нами знаменитая мозаика из Ципори "Праздник Нила".
Ученые говорят, что под правым предплечьем божества лежат именно сиконии. А я-то думала, что инжир... Ну может инжир в верхней корзинке?


מאת Anatavital - נוצר על ידי מעלה היצירה, CC BY-SA 4.0, קישור

В наше время и в Египте сикоморы не размножаются естественным образом. На фоне сельскохозяйственной революции в выращивании культурных растений и там исчезли дикие сикоморы, а с ними и оса Ceratosolen arabicus.

Где можно встретить сикоморы.

Во многих древних источниках указывается, где конкретно в Эрец-Исраэль выращивали сикоморы в те времена. Прежде всего, это Шфела (район между Иудейскими горами и Прибрежной полосой), в Нижней Галилее, а не в Верхней.

В Хайфе, прямо на берегу моря находилось древнее поселение, которое называлось Шикмона. Сомнительно, что название его происходит от названия сикомора на иврите шикма (שקמה). Есть много других вариантов происхождения этого названия да и Хайфа находится слишком на севере для того, чтобы здесь росли сикоморы. Я, во всяком случае, их тут не встречала. Если кто-то встречал - пишите где.

В Эрец-Исраэль сикомор выращивался на юге. Он любит тепло и воду, поэтому его можно встретить в Иорданской долине и в районе Йерихо, там где есть пресная вода.
Основанием для утверждения, что сикомор был распространен в районе Йерихо, являются археологические раскопки. В этих  местах были поселения в период Микра (1800г.д.н.э.), Второго Храма, Мишны и Талмуда (3-5вв.н.э.). 
О сикоморе районе Йерихо много упоминаний в Мишне и Талмуде.

В ограниченных количествах сикомор выращивали в Ливане, на Кипре и в Тунисе.

Генри Бейкер Тристрам, который посетил Эрец-Исраэль в конце 19в. описал сикоморы в районе Йерихо и ручья Кельт.

Дикие сикоморы распространены сейчас на востоке Африки, от Судана до Южной Африки, и частично в Йемене и Намибии. Это высокие деревья, которые растут у воды или там, где их корни могут достать до подземных вод, они часть ландшафта саванны.

Сегодня культурные сикоморы растут в Израиле, Египте, Кипре, на Родосе, на Крите, и, видимо в Алжире.

Ученые собирали плоды сикомор в Эфиопии, Кении  и Танзании и во всех них были семена. В сикониях, которые собирали в в Израиле, на Кипре и на Родосе семян не было.

О кашерности сиконий сикоморов ничего не могу сказать...

Я нашла информацию о том, что еврейские мудрецы древности разрешали есть плоды сикомора. Но чтобы было где-то написано, что происходит сейчас - не знаю. Я думала, что кашерность сикоморов аналогична кашерности инжира. Но инжир-то один из семи плодов, которым Всевышний благословил Землю Израиля, а Он плохого не посоветует не кашерное не будет благословлять.
Сикомор - не столь знаменитое растение.

О путанице в сети.

Вопрос названия на русском языке я бы сказала, проблематичен.
Вот как называет инжир википедия:
Инжи́р, или Фи́га, или Фи́говое де́рево, или Смоко́вница обыкнове́нная, или Смо́ква

А так она называет сикомор Сикомо́р (лат. Fícus sycómorus), так называемая библейская смоковница

В результате на русском все кому не лень смоковницей называют и то и другое дерево...

Кроме того, в русском синоидальном переводе Библии, на который cсылка в википедии, пророк Амос говорит:  "я был пастух и собирал сикоморы", что, как вы понимаете, добаваляет общей путаницы.



Окончание или тут

Инфа:
https://www.teva.org.il/?CategoryID=1271&ArticleID=21499
http://www.kalanit.org.il/%D7%9E%D7%93%D7%95%D7%A2-%D7%90%D7%99%D7%9F-%D7%96%D7%A8%D7%A2%D7%99%D7%9D-%D7%91%D7%A4%D7%92%D7%95%D7%AA-%D7%94%D7%A9%D7%A7%D7%9E%D7%94-%D7%91%D7%90%D7%A8%D7%A6%D7%95%D7%AA-%D7%90%D7%92%D7%9F-%D7%94/
https://daf-yomi.com/DYItemDetails.aspx?itemId=30874
https://daf-yomi.com/DYItemDetails.aspx?itemId=15314
https://www.tiuli.com/flora/41/%D7%A4%D7%99%D7%A7%D7%95%D7%A1-%D7%94%D7%A9%D7%A7%D7%9E%D7%94 
https://kotar.cet.ac.il/KotarApp/Index/Chapter.aspx?nBookID=96631264&nTocEntryID=96632606
https://www.itu.org.il/?CategoryID=511&ArticleID=1341  
http://meyda.education.gov.il/files/PreSchool/shikma70year.pdf
https://xnet.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4722939,00.html
https://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=13184&kwd=7484
http://www.horashim.co.il/document/68388,7672,310.aspx
https://xnet.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4722939,00.html 
https://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=13184&kwd=7484   
http://flora.org.il/books/plant-stories/9-trees-i-loved/%d7%a9%d7%99%d7%9e%d7%95%d7%a9%d7%99_%d7%a6%d7%9e%d7%97%d7%99%d7%9d_%d7%962/ 

деревья, еврейская традиция, культурные растения

Previous post Next post
Up