В связи с появившимися в ряде региональных СМИ информации о нарушениях чиновниками профильных ведомств строительной отрасли г.Челябинска законодательства РФ в части не соответствия требований качества сдаваемых объектов, а так же поступившему в приемную депутата обращения Президента предприятий стройиндустрии Южного Урала Салтыкова А.В., обратился к прокурору города Р.Самойлову по следующей проблематике.
https://www.znak.com/2016-03-02/v_prokuraturu_chelyabinska_pozhalovalis_na_halatnost_chinovnikov_i_plohoe_kachestvo_novostroekhttp://www.verstov.info/news/society/55321-vygoda-dlya-stroiteley-opasnost-dlya-zhiteley-v-magnitke-prodaetsya-do-40-kontrafaktnogo-cementa.htmlhttp://domchel.ru/text/daynews/139540509741056.html?full=3 Союз предприятий стройиндустрии Южного Урала (далее - Союз) провёл ряд контрольных закупок строительных материалов в период с 2013 по 2016 год с последующей проверкой соответствия их фактического качества относительно заявленного в товаросопроводительной документации в аккредитованной лаборатории кафедры «Строительные материалы» Архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ. Также Союз совместно с Управлением регионального государственного строительного надзора Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - управление Госстройнадзора) проводил проверки качества материалов, изделий и конструкций на объектах строительства г. Челябинска.
В ходе проведения контрольных закупок было выявлено несоответствие фактического качества относительно заявленного от 25% до 50% случаев. Крайняя контрольная закупка тарированного цемента, проводившаяся в розничных точках продаж г. Челябинска (61 точка) и г. Магнитогорска (30 точек) показала, что только 50% точек и 40% точек соответственно продают качественный цемент, в остальных точках реализуют контрафактную продукцию. Протоколы прилагаются. Полученные в ходе контрольной закупки результаты свидетельствуют о нарушении действующего законодательства при производстве и реализации продукции со стороны производителей. Данные материалы переданы в Главное управление Министерства внутренних дел РФ по Челябинской области, ведутся проверочные работы.
В ходе дальнейшей работы Союза и действий работников Управления Госстройнадзора выявлены следующие правонарушения:
1. В ходе проведения Союзом совместно с Управлением Госстройнадзора проверки качества материалов, изделий и конструкций на объектах г. Челябинска было установлено, что при строительстве жилых объектов применяются материалы заведомо с несоответствующими характеристиками требованиям технических регламентов (норм и правил). В соответствии с требованиями СП 51.13330.2011 индекс звукоизоляции воздушного шума межквартирных перегородках должен быть не ниже 52 дБ. Фактические замеры существующих межквартирных перегородок в доме, готовящемся к сдаче в эксплуатацию по адресу г. Челябинск, ул. Агалакова, 60 составили 48 дБ. Протоколы испытаний прилагаются. Данная информация также освещалась в средствах массовой информации “31 канал” 9.10.2014 года.
По результату выявленных нарушений со стороны Управления Госстройнадзора не было принято мер к застройщику, направленных на устранение нарушений. Данный факт подтверждается протоколом испытания звукоизоляционных свойств межквартирных перегородок сданного в эксплуатацию дома по адресу г. Челябинск, ул. Агалакова, 60 . Одновременно с этим были установлены факты применения некачественной электротехнической продукции, а именно кабеля ВВГ 3х2,5, протокол прилагается. Осуществлять входной контроль применяемых при строительстве объекта строительных материалов обязано лицо, осуществляющее строительство. (Градостроительный кодекс РФ статья 52 пункт 6). Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов. (Градостроительный кодекс РФ статья 54 пункт 2.1). При проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора должно проверять документы подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов. (РД 11-04-2006) По данным экспертов подобная ситуация складывается на большинстве объектов Челябинской области.
На мой взгляд, данные действия застройщика подпадают под признаки составов правонарушений, предусмотренных статьями КоАП 9.4 (Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)). Действия же должностных лиц управления Госстройнадзора носят характер халатности и злоупотребление должностными полномочиями.
2. В 2013 году был заключён договор между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО «КонцептКом» на оказание услуг в рамках выполнения мероприятия по созданию системы электронного документооборота государственного строительного надзора Челябинской области. Основанием разработки системы электронного документооборота является областная целевая программа «Развитие информационного общества и формирование электронного Правительства в Челябинской области на 2011-2012 годы», в которой было определено, что Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства является ответственным за создание единой системы электронного документооборота государственного строительного надзора области. На выполнение данной программы были выделены средства из областного бюджета. Программа утверждена Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 года № 191-П. В областной целевой программе «Развитие информационного общества в Челябинской области на 2013-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Челябинской области 27 сентября 2012 года № 520-2-П отмечается, что создана и внедрена единая система электронного документооборота государственного строительного надзора Челябинской области, к системе подключены территориальные отделы Управления государственного строительного надзора Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. На обращение Союза в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (вх. №14578 от 02.11.2015 г.) по вопросу доработки и внедрения системы электронного документооборота “СтройНадзор” был получен ответ: Программное обеспечение “СтройНадзор” не является системой электронного документооборота, а служит для создание внутренних документов управления Госстройнадзора. На сегодняшний день вышеуказанное программное обеспечение не используется сотрудниками Управления Госстройнадзора по причине его недоработки. Копия ответа прилагается. Денежные средства освоены, цели финансирования не достигнуты. Факт недоработки программного обеспечения укрывается.
Данные действия должностных лиц управления Госстройнадзора можно расценивать как нецелевое расходование бюджетных средств.
3. Органами местного самоуправления должны вестись информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, в целях обеспечения органов государственной власти достоверными сведениями, необходимыми для осуществления своей деятельности. В частности, дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются разрабатываемые и принимаемые при подготовке документации по планировке территории, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.
Градостроительный кодекс РФ N 190-ФЗ. Статья 56.
(Между Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области 23 октября 2015 года заключено Соглашение с Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация «Союз проектных организаций Южного Урала», Челябинской региональной общественной организацией «Союз архитекторов России», Некоммерческой организацией «Челябинский межрегиональный союз строителей», Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация «Союз строительных компаний Урала и Сибири» и «Союз предприятий стройиндустрии Южного Урала» (далее Соглашение)).
В рамках реализации соглашения в части обмена информацией, относящейся к компетенции сторон, непосредственно связанной с выполнением полномочий сторон по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений технических регламентов (норм и правил) при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также об обмене информации о качестве материалов, изделий, производимых предприятиями Челябинской области. В соответствии с п.4.1.6 данного соглашения был направлен запрос (вх. №410 от 19.01.2016 г.) о предоставлении информации о фактическом качестве, звукоизоляционных свойствах и их соответствии действующим техническим регламентам (нормам и правилам) применяемых материалов при устройстве ограждающих конструкций, межквартирных и межкомнатных перегородок при строительстве объекта, расположенного по адресу г. Челябинск, Советский район, ул. Орджоникидзе, 62, застройщик ООО «Парк Пушкинский».
В ответ на запрос Управление сообщило: в ходе проведённой проверки в период с 26.01.2016 г. по 28.01.2016 г., установлено, что работы ведутся в соответствии с проектной документацией, прошедшей экспертизу. Все используемые при строительстве объекта материалы имеют сертификаты и паспорта качества.
И здесь, как мне кажется, произошло фактическое сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.
В связи с изложенным, попросил прокуратуру Челябинска провести проверку по указанным фактам, и, в случае выявления нарушений правовых актов РФ, принять соответствующие меры в части исполнения ответственными лицами и организациями действующего законодательства в сфере строительства. Ответ будет опубликован в обязательном порядке.