Спорную инициативу критикуют часть оппозиции и сельские муниципалитеты
Реформу местного самоуправления в Челябинске утвердили на законодательном уровне. Областной закс принял соответствующие поправки в ряд региональных законов сразу в трех чтениях. Опыт столицы Южного Урала после сентябрьских выборов могут распространить и на другие города и районы. Сторонники реформы в региональном парламенте уже думают над соответствующими поправками в законы. Тем временем ее противники сулят областному центру накануне выборов проблемы, в том числе финансового характера. Подробности - в материале «УралПолит.Ru».
Закон о муниципальной реформе в Челябинске поддержали 49 из 59 депутатов заксобрания. Семь парламентариев уклонились от голосования, еще двое высказались против закона, один - воздержался. По словам спикера южноуральского парламента Владимира Мякуша, пока речь идет только о реформе местного самоуправления в Челябинске. Будет ли опыт областного центра распространен на другие муниципалитеты Южного Урала, решится после сентябрьских выборов.
«Федеральный закон дает право регионам самим определять структуру органов МСУ. Мы пришли к тому, что двухуровневая схема органов власти на сегодня наиболее для Челябинска оптимальна. Но мы можем дифференцированно подходить к каждой территории. Изучим мнение жителей городов и районов, а затем с учетом него будем принимать закон для территорий, который устроит и людей, и власть», - прокомментировал Мякуш, подчеркнув, что этот закон должен усилить влияние органов МСУ не на политику, а на решение конкретных проблем в сфере ЖКХ и инфраструктуры.
Владимир Мякуш также отметил, что нынешняя правка регионального законодательства - только первый этап реформирования. В ближайшее время парламентариям также предстоит определить полномочия районных органов власти, позицию по налогам и бюджету.
Напомним, законом в Челябинске образовано семь внутригородских муниципальных образований. В каждом из них появится собственный райсовет, устав, глава района, районный менеджер и бюджет. Из представителей всех семи райсобраний сформируют Челябинскую гордуму, в которую войдут 49 депутатов. А сити-менеджер и районные менеджеры будут избираться конкурсными комиссиями.
Обсуждая законопроект, депутат южноуральского парламента Андрей Барышев обратил внимание на несправедливость выборной системы во внутригородских районах и сельских поселениях и на необходимость «привести ее к общему знаменателю». «Получается, что глава муниципального района избирается путем прямого голосования, тогда как во внутригородских районах назначается. В чем тогда юридические различия между этими муниципальными образованиями?» - поинтересовался он у коллег, выступавших за принятие закона.
Вице-спикер заксобрания Семен Мительман на это ответил, что федеральный закон предусматривает возможность многовариантности формирования муниципальной власти. «В муниципальных районах также можно принять двухуровневую схему. В Челябинске такая схема одобрена на публичных слушаниях. Если по истечении срока полномочий нового состава муниципальных образований будет другое решение принято, то может быть изменена и структура формирования муниципальной власти. Сегодня закон нам дает возможность всех трех вариантов», - пояснил парламентарий.
Перенесут ли такую схему на другие муниципалитеты - их главы и население должны решить самостоятельно. По словам Мительмана, на сегодня муниципальным властям поручили предоставить специальной рабочей группе консолидированное мнение рядовых жителей и чиновников по этому вопросу. «Приниматься такое решение будет только с учетом мнения населения. До 1 сентября мы соберем предложения, а в течение сентября - октября будем разрабатывать законопроекты по формированию власти в муниципалитетах в 2015 году», - рассказал он.
Депутат заксобрания Константин Захаров назвал реформу МСУ в Челябинске возвращением к хорошо забытому старому. Райсоветы существовали в городе до 90-х годов, напомнил парламентарий. «Сомнения, вопросы, претензии, которые мы слышим сегодня, - они и 80 лет назад такими же были. Само по себе приближение депутатов к людям - это хороший посыл. Но нужно четко понимать, что решение проблем на местах зависит от двух факторов: активности самих жителей, их вовлеченности в процессы проектирования своего будущего - и бюджетного наполнения тех программ развития территорий, которые они примут. Жители должны быть авторами народных бюджетов и программ развития территорий, где они проживают», - поделился мнением Захаров.
Впрочем, по мнению представителей оппозиционных парламентских партий, депутаты поторопились с окончательным принятием данного законопроекта в трех чтениях. По словам лидера фракции КПРФ в заксобрании области Константина Нациевского, реализация реформы МСУ в Челябинске до конца не продумана. «Я как юрист чувствую, что она сырая. И мы можем столько проблем получить от ее реализации в том виде, в котором она сейчас есть. Поэтому наша фракция не голосовала за принятие этого закона. Нас поддержали и другие оппозиционно настроенные депутаты ЗСО», - прокомментировал коммунист, подчеркнув, что в целом критично воспринимает эту муниципальную реформу, которая, по мнению парламентария, заключается в отмене выборов в больших городах. «Это усугубит финансовое и общее положение муниципалитетов. По замыслу законодателей это нововведение позволит приблизить власть к народу, но я думаю, что это приближение будет лишь формальным», - уверен Нациевский.
Вопросы у депутата вызывает формирование бюджетов внутригородских районов. В частности, по словам Нациевского, закон перекладывает проведение выборов в райсоветы на плечи территориальных избирательных комиссий, у которых нет на это денег, при этом вопрос, откуда они будут поступать на формирование бюджета, пока остается открытым. Кроме того, федеральный закон присваивает райсоветам 13 полномочий, на которые также потребуются средства. «А на какие деньги эти полномочия исполнять, когда бюджет на 2014 год уже сформирован? Только с 2015 года мы сможем говорить о том, что казна челябинских районов будет формироваться и заполняться средствами», - отмечает парламентарий.
Коммунист также предполагает возможность возникновения внутрирайонных и межрайонных конфликтов власти в Челябинске при работе двухуровневой системы. «У нас сегодня есть примеры, когда внепартийная структура имеет большой авторитет в муниципалитете и у нее есть возможность сформировать большинство в думе. И есть вероятность того, что это будет провоцировать какие-то конфликты и мешать нормальной работе райсоветов, в том числе и при принятии каких-то важных нормативных документов», - поясняет Константин Нациевский.
Не исключает такого риска и Константин Захаров. «Подобные риски есть всегда. Но во многом они связанны с несколькими факторами. Когда люди не могут профессионально исполнять свои обязанности, они начинают изображать деятельность и одной из форм такого изображения становятся конфликты. За ними видится якобы борьба. А второе - борьба за собственные личные интересы. В нашей ситуации опыт, в том числе негативный, будет учтен», - комментирует депутат заксобрания. Выход из таких ситуаций парламентарий также видит в развитии программы народных бюджетов, которая позволит кардинально изменить ситуацию с выборами: «В этом случае в кандидаты будут идти не те люди, которые что-то громко обещают, а те, кто, глядя на принятые народные бюджеты, может доказать своему избирателю способность их реализовать».
Отметим, в законопроекте уточняется, что поправки потребуют дополнительных расходов областного бюджета и внесения соответствующих изменений в закон о региональной казне, однако точная сумма, на которую планируется пересмотреть бюджет, не называется.
Между тем, по словам Семена Мительмана, значительных трат для этого не понадобится. «В 2014 году на формирование районных советов депутатов деньги действительно не потребуются, потому что они будут создаваться только в конце года. Кроме того, все депутаты будут работать на общественных началах. На освобожденной основе будет работать только председатель райсовета, и у него будет аппарат из двух-трех человек. Численность аппарата будет определять городская дума. Но договоренность такая, что все эти затраты будут в пределах уже утвержденного бюджета Челябинска», - прокомментировал вице-спикер южноуральского парламента.
Не успел закон еще вступить в силу, как представители малых городов и поселков уже предлагают внести в него поправки. Так, вице-президент Ассоциации сельских поселений РФ Юрий Гурман выступает с инициативой изменить выборную систему во внутригородских районах Челябинска с одномандатных округов на многомандатные, включающие пять мандатов. «В одном многомандатном округе кандидаты могут в ходе избирательной кампании не по партийному признаку, а по коренным интересам избирателей объединяться в коалиции и вести кампанию совместно. В организационном плане ТИКам будет проще организовать работу по пяти округам вместо 25. А избиратель должен будет в бюллетене поставить не одну, а пять галочек. Таким образом, и после выборов у одного избирателя будет не один, а пять депутатов, к которым у него будет полное моральное право обращаться и которые будут перед ним отчитываться», - рассказывает Гурман, подчеркивая, что это сделает кампанию более интересной с точки зрения избирателя.
Также эта система, по словам представителя АСП РФ, сможет повысить статус избранных депутатов и снизит риск попадания в народные избранники «неадекватных, случайных людей».
Добавим, предложение пока не оформлено в качестве законодательной инициативы и в южноуральский парламент еще не поступало.
Источник:
http://uralpolit.ru/news/polit_vlast/reviews/1402485610-eksperimenta-radi-yuzhnouralskie-deputaty-odobrili-reformu-msu-opyt-postavyat-nad-chelyabins