Оригинал взят у
antontsev в
Если премьер Медведев заявляет об отмене соцнормы, юрист Медведев должен отменить свое постановлениеЗаявление Медведева на совещании (30 января) о соцнорме потребления коммунальных услуг о том, что
«Решение о введении социальной нормы, ее корректировке регион должен принимать самостоятельно с учетом реального состояния дел в регионе - климата, доходов населения, состояния жилищного фонда, причем делать это можно будет в определенной временной перспективе» окончательно запутало тех, кто следит за СНП электроэнергии.
Так, отменена соцнорма или нет? - именно в такой форме чаще всего задают вопрос и на кухнях, и в кабинетах власти после премьерского заявления о внезапной "самостоятельности регионов" в принятии соцнормы…
На мой взгляд, заявления премьера противоречат им же подписанным постановлениям правительства: №614 от 22.07.2013 и №1254 от 26.12.2013 гг.
И, чтобы внести ясность, юрист-премьер-Медведев должен или внести изменения в указанные документы, или попросту их отменить…
«ЭКСПЕРИМЕНТ» УДАЛСЯ?
28 января я принимал участие в работе круглого стола в Общественной палате РФ: «пилоты» докладывали об итогах эксперимента. К сожалению, доклады были устные, поэтому итоги экспериментов излагаю по своему конспекту. Итак.
РОСТОВ. Норма в рамках «пилота» - 96 кВтч/чел. Действующий тариф - 3,62 руб. Тариф в пределах нормы - 3,5, сверх нормы - 3,89 руб. (экономически обоснованный тариф - 4,95). 82% всего объема потребления - в пределах нормы. Была проделана большая «информационная» работа. Ликвидацию перекрестки целью не ставили. Тем не менее, ростовчане сделали вывод, что «введение соцнормы целесообразно, в будущем позволит сократить перекрестное субсидирование». Предложили:
- распространить льготы для пенсионеров на многодетные семьи;
- изменить схему начисления на второго и последующего члена семьи с 50, 20, 20… на 60, 40, 40…;
- ввести сезонную надбавку.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ. Норма существует с 1 января 2006 года (75 кВтч). «Пилотная» норма - 75 кВтч. Теперь норма «подрастет» до 124 кВтч. С начала введения нормы покрыли около 20% перекрестки. Скорее всего, дополнительного сокращения перекрестки не произойдет.
НИЖНИЙ НОВГОРОД. Норма существует с 2005 года - 50 кВтч/чел (+ по 50 кВтч на каждого члена семьи). «Пилотная» норма - 50 кВтч. Тариф внутри нормы - 2,72 свыше - 4,84 руб. По сокращению перекрестки «нет информации».
ВЛАДИМИР. Норма существует с 2005 года - по 50 кВтч на каждого члена семьи. С 2005 по 2013 ликвидировали перекрестку на 1,291 млрд. «Пилотная» норма - 50 кВтч. С 1 июля запланировали норму в 140 кВтч. Считают, что «введением соцнормы усилили социальную защиту». Предложение: сделать больше на каждого члена семьи + поддерживают предложение по льготам для многодетных семей.
ОРЕЛ. До 2012 года норма была 200 кВтч. В «пилоте» соцнорма стала - 190 кВтч. Около 94% потребителей в норму укладываются. За время эксперимента ликвидировали перекрестку на сумму около 30 млн. руб. Поддерживают введение льгот для многодетных, введение региональных коэффициентов (учитывающих, например, сезонность).
Присутствовавший на совещании Андрей Чибис, замминистра Минстроя и ЖКХ, отметил, что «выводы у нас позитивные… соцнорма - это тема «справедливая»… эксперимент успешен, но есть нюансы… готовятся поправки по многодетным семьям; изменении схемы 50, 20, 20… на 60, 40, 40…; возможен учет сезонности; уточняется порядок предоставления данных ФМС и органами соцзащиты».
Общее впечатление от круглого стола: «пилоты» стеснялись объективной оценки своих экспериментов, Чибис был оптимистично упрям.
Для себя сделал вывод: стратегия и цели введения соцнормы не выдерживают никакой критики. Логика введения соцнормы отсутствует: преследуя цель социальной защиты и уменьшения платежей социально незащищенных граждан, невозможно достичь цели экономической - ликвидации перекрестного субсидирования.
Кстати, о перекрестке. Вывод Медведева:
«…благодаря эксперименту перекрестное субсидирование сократилось на сумму почти 3 млрд. рублей» (там же, на совещании 30 января непонятно на чем основан. У меня есть большое сомнение в объективности этих 3-х миллиардов. Неоткуда им взяться (читайте выше). А ведь практически всех «пилотников» и Чибиса на Общественной палате я пытал с пристрастием по поводу перекрестного субсидирования…
ТАК, ОТМЕНИЛИ СОЦНОРМУ ИЛИ НЕТ?..
21 января ОНФ предложил если не отменить, то отложить на неопределенный срок введение соцнормы (
Круглый стол Народного фронта: правительственный эксперимент по введению СНП не состоялся ), 31 января «
Единая Россия» сообщила: «Медведев поддержал обращение «Единой России» по соцнорме - Неверов», и «
Соцнорма на потребление воды вводиться не будет - Качкаев».
Но. В постановлениях правительства на сегодняшний день записано:
«Расчеты населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляются… с 1 июля 2014 г.» (ПП №614),
и
«…органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов… осуществляют до 1 мая 2014 г. пересмотр цен (тарифов), указанных в подпункте «а» настоящего пункта, утвержденных на второе полугодие 2014 г., в соответствии с Основами ценообразования и установление указанных цен (тарифов) раздельно в отношении объемов электрической энергии, поставляемой указанным потребителям в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и сверх такой социальной нормы» (ПП №1254).
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ
24 января круглый стол в региональном отделении «ЕР», ведущим которого был я, принял следующую резолюцию:
РЕЗОЛЮЦИЯ круглого стола «Об установлении и применении социальной нормы на электроэнергию в Ульяновской области» от 24 января 2014 года
Участники круглого стола отметили, что:
1. Уровень информированности населения об особенностях введении СНП на электроэнергию очень низкий. Норма людям непонятна. Большая часть жителей области - против введения СНП.
2. Ликвидация перекрестного субсидирования, как одна из целей введения СНП, методикой ПП №614 не рассчитывается.
3. Отсутствует перспектива изменения нормы: в каком соотношении и до какой величины будет изменяться норма и цены (тариф) на оплату сверхнормативного потребления электроэнергии.
4. Отсутствует информация об итогах внедрения СНП в «пилотных» регионах.
5. Социальные последствия введения СНП не рассчитаны, источники оказания мер социальной поддержки не определены. Ведение СНП на ЖКУ повлечет уменьшение размера предоставляемой льготным категориям граждан ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ, увеличится потребность средств областного бюджета на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и ЖКУ.
6. Введение СНП приведет к ощутимому росту платежей за электроэнергию в ветхом жилом фонде и в домах с непосредственным управлением.
7. Системы администрирования и учета не подготовлены. Возможны реальные сбои (как при вступлении в силу ПП №354) в работе ООО «РИЦ» и «Ульяновскэнерго», что обязательно вызовет недовольство потребителей.
8. С применением нормы увеличится дебиторская задолженность управляющих организаций.
9. Перечень категорий потребителей, для которых рассчитывается СНП, необходимо расширить.
10. Необходимо расширить перечень категорий, которые имеют право на оплату всего объема потребления электроэнергии категорией «многодетные семьи».
11. В ПП №614 необходимо учесть сезонность.
12. Расчет ОДН сложен.
ДО ведения СНП необходимо:
1. Внести изменения в законодательную базу, реально стимулирующие собственников жилья к установке приборов учета коммунальных ресурсов.
2. Принять нормативно-правовые акты, обеспечивающие возможность эффективного учета временно проживающих и взимания платы за ЖКУ с временно проживающих.
3. Внести изменения в ПП №354, п.44 в части урегулирования спорного момента - оплаты превышения расчетного ОДН над нормативным за счет средств исполнителя.
Обсудив ситуацию с установлением и применением СНП на электроэнергию, участники круглого стола РЕШИЛИ:
обратиться в Правительство РФ с предложением отложить вступление в силу ПП №614 в связи с отсутствием экономического обоснования введения соцнормы и социальной необходимости введения нормы, отсутствием оценки социальных последствий введения соцнормы, неприятия (непонимания) большинством населения идеи введения СНП на коммунальные ресурсы и в связи с перспективой введения в 2015 году СНП на воду.
Хорошую презентацию на круглом столе 24 января представил Михаил Круглов, генеральный директор ОАО «Ульяновскэнерго». Скачать презентацию можно
здесь.
Для непраздно интересующихся темой рекомендую :)
Ведь история с соцнормой еще не закончилась...