Росфинраспил в трех чтениях

Mar 05, 2013 14:39

Для отложенных «на черный день» государственных денег готова «черная дыра»
Сложилась любопытная законотворческая практика. Законопроекты, в которых фигурируют геи, педофилы или зарплата телеведущего с иностранным гражданством обсуждаются в Госдуме с большой помпой, под пристальным вниманием СМИ. А вот аналогичные документы, имеющие непосредственное отношение к судьбе страны и миллионам ее граждан, через парламент проскальзывают быстро и тихо, чтоб, не дай Бог, не привлечь внимание населения. Оно и правильно: темные дела лучше делать без лишней помпы…

Именно так Госдума приняла в первом чтении проект закона, предусматривающий создание специализированного финансового агентства в форме открытого акционерного общества - Росфинагентства. Этой организации предлагается передать в доверительное управление средства Резервного фонда (по состоянию на 1 мая 2012 года - 1 трлн. 825,28 млрд. руб.) и Фонда национального благосостояния (2 трлн. 619,52 млрд. руб.), а также управление государственным долгом. То есть гигантскую заначку в сотни миллиардов долларов, созданную общим трудом ради построения светлого будущего России, вручат неким деятелям и милостиво позволят: «Распоряжайтесь!»

А как у нас чиновники и их выдвиженцы умеют распоряжаться народным богатством, мы каждый день узнаем из криминальной хроники.

Однажды в начале 2000-х годов на заседании коллегии Счетной палаты тогдашнего главу Минфина Алексея Кудрина спросили, почему он хранит многие миллиарды долларов Стабилизационного фонда в бумагах американских компаний, а не вкладывает их в развитие отечественного производства? «У нас разворуют все, - ответил он изумленным аудиторам. - А в Америке мы деньги надежно сбережем».

Не зря все-таки западные эксперты неоднократно признавали господина Кудрина «лучшим министром финансов». В 2010-м году на сессии МВФ и Всемирного банка, вручая ему соответствующую награду, прямо так господа и признались - «за создание Стабилизационного фонда и использование сверхдоходов от продажи нефти на борьбу с финансовым кризисом». Сверхдоходы российского бюджета тогда уже не первый год работали в американской экономике, то есть именно ее и спасали.

Сам же Кудрин с упрямством провинциального бухгалтера объяснял обществу, что бережет сотни миллиардов долларов на всякий случай, на «черный день» и деньги эти ни при каких обстоятельствах нельзя тратить на модернизацию и подъем отечественной промышленности.

Сколько копий тогда было сломано в борьбе за возвращение наших кровных миллиардов в Россию! Сколько аналитических записок, коллективных деклараций и публичных заявлений было направлено на высшие этажи власти в надежде объяснить там, что в нашей экономике катастрофически не хватает денег для модернизации и развития.

Скажем, еще в 2006-м году лидер партии «Патриоты России» Геннадий Семигин направил в адрес руководства страны письмо с предложениями по использованию средств Стабилизационного фонда. «Мы предлагаем инвестировать 40 миллиардов долларов в экономические проекты, - рассказал тогда журналистам лидер партии. - Срок реализации этих проектов год-два. Государство, вложив эти средства, в короткое время не только вернет сложенное, но и сможет заработать еще 20 миллиардов». Еще 40 миллиардов долларов «Патриоты России» предлагали направить на развитие социальной инфраструктуры: «Это модернизация ЖКХ, ремонт и модернизация поликлиник, медицинских центров и школ». Такую же сумму, согласно предложениям «Патриотов», следовало выделить «на самые сложные направления: на повышение пенсий, пособий и стипендий». Оставшиеся 150 из 270 млрд. долларов, находящихся на тот момент в Стабфонде, по мнению Семигина, должны быть сохранены в качестве стратегического резерва страны для обеспечения внешних и внутренних обязательств. Решение нужно было принимать незамедлительно, так как только в 2005-м году Стабфонд, по оценке Счетной палаты РФ, уже потерял 100 миллиардов рублей.

«Сама идея «копить на черный день» с экономической точки зрения является бредом, - считает экономист Михаил Делягин. - Принципиальный подход самоочевиден: разработайте «план ГОЭЛРО-2», инвестируйте в модернизацию экономики и, ослабив зависимость от цен на нефть, сделайте «черный день» невозможным в принципе! Деньги на это, едва ли не впервые в истории нашей страны, есть».

В отчаянии заламывали руки даже доморощенные олигархи. Эти акулы капитализма, хорошо научившиеся считать «приход - расход», едва не впали в ступор, узнав, что более 100 миллиардов долларов Стабфонда в американские бумаги вложены под какие-то 3,5-4 процента. В то время как наши бизнесмены вынуждены были брать кредиты в иностранных банках под 10-12 процентов! Другими словами, американцы могли теоретически (а, может, и вполне практически) брать у Кудрина миллиарды задешево, и впаривать ЭТИ ЖЕ ДЕНЬГИ нашим корпорациям вдвое, а то и втрое дороже! Тем самым без труда зарабатывая на российском Стабфонде.

«Кредитуйте из Стабфонда нас, а не Штаты!» - с такими мольбами несколько известных олигархов пытались достучаться сначала до Кудрина, а потом и выше. Мольбы разбивались о глухую стену. Аналитики делились шепотом версиями о том, что скрывается за столь странной финансовой политикой правительства.

Может, Кудрин придумал какой-то гениальный стратегический план использования нефтегазовых сверхдоходов, который пока должен храниться в полном секрете?! Чтобы враги не разузнали и не обскакали нас на пути к светлому будущему?! Иначе зачем ему действовать вопреки элементарной логике и здравому смыслу?

Тогда, в 2000-х эту великую загадку «лучшего министра финансов» раскусить не довелось. Если, конечно, не принимать всерьез «инсинуации» отдельных патриотов-государственников, что у отечественных либералов (к которым относится и г-н Кудрин, и большая часть экономического блока правительства) вызывает острое отторжение сама мысль о любой возможности вложения бюджетных денег в развитие производства. И не вслушиваться в конспирологические версии о возможных американских откатах за столь выгодное пользование российским Стабфондом.

Однако рано или поздно любое тайное выплывает на свет во всей своей неприглядной наготе.

Этому во многом поспособствовал и уход А.Кудрина из правительства (где, правда, продолжают править бал его единомышленники), и достаточно ясно сформулированное Кремлем требование расширения инвестиций в производство и инфраструктуру. И самое главное - во власти, похоже, складывается четкое понимание, что накопленные резервы не могут, не должны лежать без движения в сундуках Центробанка, и не «работать» на экономику США, отношения с которыми у нас заметно охладели.

Очевидно, что в связи со всеми этими обстоятельствами у либеральных умов в правительстве созрела идея создать финансовую структуру, способную управлять казенными деньгами. Соответствующие механизмы опробованы на Западе, в частности, существует специальный фонд в Норвегии, куда идут сверхдоходы от продажи углеводородов. Но между нами и ими, как говорится, две большие разницы.

Во-первых, западная бюрократия, как правило, хранит личные деньги в банках своей страны, в своей финансовой системе, и поэтому кровно заинтересована в том, чтобы эта система эффективно работала в интересах всего общества. Во-вторых, там крайне жесткий контроль за бюджетными ресурсами, в связи с чем желающих что-то своровать из казны и распилить во много раз меньше, чем в сегодняшней России. И даже в этих благоприятных обстоятельствах тот же норвежский фонд при управлении государственными деньгами часто оказывается в серьезном минусе - год на год в конъюнктуре мировых рынков не приходится.

Короче, в российском Минфине при поддержке наших либеральных интеллектуалов возник законопроект о создании Росфинагентства, которое будет управлять не только деньгами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, но и госдолгом РФ. Однако ментальность авторов проекта придала ему весьма специфических характер, отразив много нынешних негативных реалий.

Когда с документом ознакомились в комитете Госдумы по бюджету и налогам, комментарии сопровождались, мягко говоря, непечатными фразами.

В результате при рассмотрении правительственного законопроекта на профильном комитете Госдумы у депутатов возникло к нему много фундаментальных вопросов. Крайне сомнительными выглядели организационно-правовая форма создаваемой организации, порядок формирования ее уставного капитала, установление доли Российской Федерации в ее уставном капитале, порядок формирования Наблюдательного совета организации, правовые обязанности организации по соответствующим договорам , формирование инвестиционной декларации, порядок и условия объема средств Фонда национального благосостояния, передаваемых в доверительное управление, и еще, и еще…

Теперь подробнее. «Росфинагентство» создается в форме открытого акционерного общества, которому передаются триллионы рублей из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. И хотя ОАО будет со 100-процентным государственным участием, но право собственности на триллионы - и ответственность за их использование! - сразу переходит от государства к ОАО. Фактически, произойдет приватизация этих общенародных средств.

После чего ОАО может создавать дочерние фирмы, передавая активы им, а «дочки» - «внучкам», «внучки» еще дальше - и там уже след бывших государственных денег легко теряется. Ищи ветра в поле!

Крайне примечательно, что в законопроекте допускается банкрот­ство специализированной финансовой организации. Другими словами, взяло Росфинагентство деньги в управление, и вдруг не туда вложило. Канули триллионы. Ничего, ошиблись, бывает - милостиво допускают авторы правительственного документа, оставляя всем гражданам лишь право утереть очередную слезу. И все! Агентство будет ждать следующую порцию накопленных средств, чтобы попытаться куда-нибудь вложить их еще разочек.

Еще интереснее, кому доверят рулить этой государственной заначкой «на черный день». Хотят набрать всего 50 человек неких менеджеров, над которыми поставят некий Наблюдательный совет. Принципы формирования этого совета, как и механизм кадрового отбора этих пятидесяти финансовых умельцев, правительство не объясняет. И всем нам остается поверить на слово этому, с позволения сказать, Кабинету министров, который меньше чем за год своего существования уже отличился массой глупостей: от «зимнего времени» - до нулевого промилле.

А как «эффективно» там умеют тратить бюджетные деньги, показал и саммит АТЭС, и уже обошедшаяся в полтора триллиона Олимпиада в Сочи.

И никакого парламентского контроля за этим агентством!

Короче, механизмы коррупции, воровства и распила просматриваются за многими статьями внесенного правительством(!) законопроекта, и эта бумага имела бы очень мало шансов пройти даже через нынешнюю, легко управляемую Госдуму. Но цена вопроса была слишком велика, лоббировали документ очень влиятельные кланы, которые постарались нажать самые важные кнопки.

Дадим слово депутату Госдумы Борису Кашину.

«16 января произошло совещание по экономическим вопросам, которое собрал президент В.Путин, посчитав нужным пригласить туда исключительно экономистов либерального толка и банкиров, хотя речь шла о замедлении промышленного производства и о серьезных проблемах в сельском хозяйстве.

Ситуация в реальном секторе действительно критическая. В России продолжают умирать некогда передовые предприятия. Очевидно, что требуются срочные меры и Путин ставит совершенно правильную задачу. Я просто процитирую: «Необходимо создать условия для развития внутреннего инвестора, чтобы инвестировать средства Фонда национального благосостояния в самоокупаемые инфраструктурные проекты». Говоря о конкретных шагах по поддержке инвестиций, Путин подчеркивает, что надо направлять их в первую очередь на развитие дорог, коммунальной инфраструктуры, да и вообще инфраструктуры.

И тут же дается поручение ускорить создание Росфинагентства…»

Очень похоже, что представители либеральных финансовых кланов, воспользовавшись совершенно справедливым требованием В.Путина, тут же «развели его на деньги», ловко подсунув заранее подготовленный проект Росфинраспила…, в смысле, агентства. И поспешили освЯтить его волей президента, включив, таким образом, мощный административный ресурс, которому Госдума сегодня противостоять не готова.

Во время первого чтения законопроекта категорически против него дружно выступили не только фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», жесткая критика звучала и из стана всегда лояльной «Единой России».

Хотя наиболее точно общее мнение выразила депутат Оксана Дмитриева.

«Фактически речь идет о том, чтобы средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, активы госдолга передать в управление коммерческой структуре. И теперь понятно, почему господин Кудрин и финансовый блок правительства в течение 10 лет с такой настойчивостью убеждали весь этот зал в том, что нужно недоедать, недолечивать, недофинансировать образование, не достраивать дороги, не доремонтировать жилье, а все деньги вкладывать в Резервный фонд. Копили это они для народа? Нет. Они копили это для себя и прикрывали это различными словами - инфляция, стабилизация, стерилизация, хеджирование и так далее и тому подобное... Понятно, что 10 лет все убеждения по формированию Резервного фонда - это только чтобы такой большой длинной многоходовой операцией эти деньги не потратить на расходы бюджета, на функции, которые определены Конституцией».

В первом чтении в Госдуме одобряется лишь концепция законопроекта, все правки вносятся во втором чтении. Но в данном случае претензии к документу были столь серьезны, что сомнений не вызвала лишь сама идея о необходимости эффективного механизма управления накопленными средствами. То есть и от концепции мало что оставалось. По убеждению многих депутатов, законопроект надо было отклонять и писать заново - никакими поправками здесь не обойтись. Тем более что на кону - с десяток триллионов рублей, фактически, еще один бюджет страны.

Однако партийная дисциплина в «Единой России» оказалась выше заботы о судьбе гигантских народных денег. Минимальным числом голосов проект закона был одобрен в первом чтении. Представлявший его от имени правительства заместитель министра финансов Сергей Сторчак вышел из зала сияющим. Дескать, состоялось!

Теперь те, кто еще сохранил здравый смысл и ответственность за судьбу народного благосостояния, предпринимают отчаянные усилия, чтобы кардинально изменить документ, не позволить финансовым кланам создать гигантскую «черную дыру», куда со свистом улетят триллионы. Правда, времени до второго чтения на столь большую работу остается совсем немного. А там «заинтересованные лица» спешно могут и третье чтение организовать, чтобы окончательно оформить механизм очередного гигантского распила.

И не приходится сомневаться, что на моменты этих «чтений» внимание общественности отвлекут какой-нибудь скандальной законодательной инициативой. Например, запретом для метеоритов пролетать и взрываться над территорией России.

Пока граждане будут хохотать во весь голос, Росфинагентство уже будет создано.
Алексей ВОРОБЬЕВ, политолог,

КПРФ, бюджет, малые предприятия, ЛДПР, Кудрин А.Л., СМИ, Стабфонд, Государственная Дума РФ, Росфинагенство, США, Центробанк РФ, ДЕПУТАТ, Единая Россия, ВВП, Министерство финансов РФ, Справедливая Россия

Previous post Next post
Up