Сегодняшняя часть будет посвящена материнству, и как оно для меня началось.
Мы с Эви готовимся к выходу в "свет": первый поход в больницу для сдачи анализа крови и первый поход в магазин.
Чувство «осознания себя мамой»
Есть мнение, что после кесарева не появляется контакта мама-ребенок. Это мнение явно прошло мимо моего осознания.
То, что мой мир вот-вот перевернется, я осознала буквально перед дверьми операционной. А все потому, что я не давала этому осознанию до меня добраться в течение беременности. Я очень эмоциональна, и если бы я себя «отпустила» в эмоциональный шторм, то малютке внутри пришлось бы нелегко, а этого мне хотелось меньше всего. Поэтому я держала себя в руках до последнего, до двери в операционную. И тут меня весьма эпично «накрыло» осознание скорейшей встречи с малышом/малышкой. Меня начало трясти от нахлынувших эмоций. Врачи и медсестры спрашивали, не операции ли я так боюсь. Но именно осознание, что «вот оно! Скоро я увижу своего первенца!», заставляло мое тело мелко-мелко дрожать.
И, когда я услышала заветное: «Девочка!»- глаза наполнились слезами, а в груди защипало. Наверное, где-то там трепетала моя душа, ведь анестезия не позволяла мне чувствовать совершенно ничего в том районе.
Я все боялась, что ребенок будет страшненький, и никакие материнские чувства во мне не проснутся, что это скорее будет похоже на просмотр фильма - мило, но после титров все быстро забывается. Но, когда ее, такую теплую и пищащую принесли мне, когда я увидела ее волосики, и почувствовала чистую нежную кожу на своем теле, то внутри тут же что-то перевернулось. И тут же появился страх: а вдруг я ее не удержу, и она упадет?! Благо, Пе все время был рядом, и разделял со мной все эмоции, патронируя страхи. И страшненькой она точно не была: чего стоили возгласы акушерок и медсестер: «Ооооо! Какая маленькая миленькая принцесса!» - когда они ее увидели. А уж они всяких видали.
Так вот моя принцесса пробудила во мне материнские чувства. Конечно, на физиологическом уровне мне с этим помог окситоцин (про него дальше), но в памяти у меня навсегда будет ее первый взгляд, заставивший мое сердце стучать чаще.
Восстановление после кесарева
Многие боятся кесарева именно из-за тяжелого восстановления. Или же, потому что страшно что-то почувствовать (на эпидуралке). Или из-за шрамов. Или пост-операционной боли.
У меня, к сожалению, уже было несколько операций, да и в детстве я довольно часто разбивала коленки, так что шрамов мне точно не бояться. Шрам - это как история, записанная на теле.
А вот операция может пугать. Но, при должном обезболивании, страшного ничего нет: видеть ничего не видишь из-за шторки, а чувствуешь, как будто нижняя часть тела онемела. Больше ничего особенного. Мне еще почему-то казалось, что у меня были согнуты ноги.
Боль приходит после того, как эпидуралка отходит. Но она не супер-сильная. Если поначалу не делать резких движений, то по ощущениям, когда встаешь, как будто потянул связки на ногах. Жжет. Но у меня, например, к 4-му дню и эта боль прошла. Конечно, ибупрофен помогал тоже, но к третьей неделе от него полностью можно отказаться.
Швы снимают обычно через неделю. И тут тоже точечное жгущее ощущение. Вот как, когда делали «крапивку» в детстве. Терпимо.
Но, главное, ходить получается уже после 1-го дня. И даже таскать ляльку на руках. Больше веса ребенка нельзя ничего поднимать в течение двух месяцев. Спортом нельзя заниматься это же время. Поэтому восстановление фигуры может несколько затянуться, по сравнению с натуральными родами. Но никто же не запрещает прогулки и не жрать в три горла? Плюс свежий воздух помогает голове не «ржаветь», а мыслям не уплывать в негатив. А фигуру можно нагнать и за пару-тройку месяцев при должном рвении.
Первое все
Это самое крышесносящее ощущение. Ты понимаешь, что вот он первый час жизни, первый чих, первая кормежка, первое то, первое сё для этого нового маленького человечка. Наблюдаешь за его эмоциями и ощущениями, потому что сам уже ничегошеньки из этого времени не помнишь. Это наполняет морем тепла изнутри. Это волшебно. Это как заново проходить этот этап жизни, только в этот раз память у тебя не сотрут.
«Какульный сдвиг»
Это когда все темы только о малыше. До крайностей. Типа, смотрите, цвет какулек, их запах и консистенция. И пофиг, что собеседнику интересно, как ты сама, как ощущения, а не вот это вот все. Конечно, сейчас большая часть времени и впечатлений связана с малышом. Тут просто нужно себя контролировать, и не впадать в крайности. А про какули лучше поговорить с партнером, которому это тоже интересно.
Советы
Самым сложным оказалось наличие миллиона разных советов. Советуют все напропалую: от педиатра, до незнакомца на улице.
Некоторые советы весьма ценны, но многие - противоречивы. Например, в Финляндии мамам рекомендуют пить молоко и есть красную рыбу. В России же это - табу. Самое смешное, что многие мамы придерживаются табу-советов, даже толком не узнав, а почему так. Хотя некоторые советы не просто устарели, но и могут навредить малышу.
Не бояться «сломать» ребенка
Папа Пе в процессе переодевания Эви в новый подгузник
Это отдельная песня. У нас родилась совсем кроха - всего 3 килограмма, крохотное все. И было сначала страшно ее даже на руки брать. Потом, глядя на медсестер, справляющихся с ней одной левой, страх плавно ушел. Но появлялся с определенной периодичностью. А правильно ли я ее держу? (Да, все нормально, главное голову держи) А что это за пена у рта? (слюни) А точки красные? (Гормональное, пройдет через пару часов) А то? А сё? А третье-десятое? Интересно, что у Пе страх присутствует тоже, и периодически мы друг друга успокаиваем, что с дитем все в порядке. В больнице есть акушерки, которые привыкли успокаивать новоиспеченных родителей, а дома - интернет. Хотя интернет - это отдельное зло в некоторых моментах.
Эмоциональные качели
После родов выделяется много-много окситоцина - гормона счастья и любви. Это как будто тебя сносит локомотив, полный тепла, защищенности, радости и прочих бонусов. Этот гормон нужен организму, ведь запускаются процессы лактации, сокращается матка и включаются материнские инстинкты. И в процессе грудного вскармливания этот гормон тоже выделяется, но в несколько меньших количествах. В моменты минимальной концентрации окситоцина в крови у мамы может быть «ломка», ну, или назовем это романтично - эмоциональные качели.
Да, у меня они начались. Когда молоко приливает, ты вся такая счастливая, что у тебя ребёнок-семья-счастье-радость-позитив. Но, потом - рррррраз! -и ревешь белугой. Интересно, что наш мозг - умная штука, и сразу же подыскивает причину этого состояния. И, если не знать, что взыграл гормон, то можно конкретно так психануть. Да, даже если знаешь, то скорее всего психанешь, чего уж там. Тут важно, чтобы было понимание, что это все пройдет, что это все гормоны шалят. И важно не закрываться, и не переживать это в себе, а то есть шанс, что окситоциновый провал приведет к послеродовой депрессии. Поэтому мы с Пе договорились, что я ему буду рассказывать, если вдруг взгрустнется.
Лишний вес
Для меня, как для человека, который привык бегать 5 км и сидеть на диетах, набрать лишнего веса было весьма печально. Поэтому во время беременности я старалась активничать. Ежедневные прогулки в 5 км (за редким исключением), еженедельный заплыв в бассейне, плюс работа-работушка в универе, да и приемы пищи, как и до беременности, а не в три горла, «за двоих». Я надеялась, что это поможет избежать излишней прибавки. Ага, щас! 20 кг в плюс ко дню родов. Это пипец, конечно. А самое интересное, что многие родившие говорили мне, что оставили весь вес в роддоме. Не мой случай! Минус 3 кг! Это все, что я, блин, там оставила. Ровно вес ребенка. А ведь еще были воды и плацента! Что, блин, за фигня?! Но тут спасибо малой активности, желанию пить, и увеличению груди на два размера, когда прибыло молоко. Но к счастью, вес пошел на убыль дома, причем ударными темпами. Когда кило, когда полкило в день. Пока что возвращаю прогулки по 5 км, медленно, но верно. И на два месяца - это будет мой основной спорт. А там уже и бегать начну. Как раз весна начнется. Так что нос не вешаю, мотивируюсь и настраиваюсь на возвращение было фигуры и прыти.
Обыденные дела
Теперь, когда появилась малышка, то и дело приходится вспоминать, что те или иное дела уже не получится сделать. Например, недавно с Пе обсуждали, что вышел интересный фильм, и было бы здорово на него сходить. И тут до нас доходит, что на интересный фильм вдвоем мы еще не скоро попадем. Малышка! Или же поход куда-либо, например, в магазин. О! Это же целый ритуал, с предварительным кормлением, сменой подгузника, запихиванием ребенка в кучу одежды и автокресло, поездкой на место, пребыванием там до плача ребенка, быстрого собирания обратно, приезда домой. И так во многом. Бытовыми делами теперь приходится заниматься по раздельности, или же, когда Эви спит. Эви спит 2-3 часа, поэтому времени «позалипать», как раньше, теперь нет. Но, честно говоря, между «позалипать» и поспать всегда выберешь поспать, когда у тебя маленький ребенок. Конечно, мы понимали, что так будет. Но осознание приходит не сразу - это как гром после молнии.
Бессонные ночи или сон в разнобой
Про эту часть рассказывают все родители. Но нам сначала очень повезло: Эви спала по три, а иногда по пять часов напролет. Да, с перерывами, но первую неделю мы пережили в приподнятом настроении, т.к. уход за ребенком оказался не сложнее ухода за игрушкой-тамагочи: сменить подгузник- умыть-покормить-уложить спать. И сам спишь периодически с малышом, так что сил хватает. И потом 3 часа на свои дела. Красота! Мы уже обрадовались, что так будет всегда, ноооо…
Начались газики. Это вполне себе нормальное явление, когда кишечник и желудок ребенка приспосабливаются к новому виду питания, и происходит заселение кишечной микрофлоры. И мы знали, что так будет, и заранее запаслись «Куплатоном» и газоотводной трубкой. Но на деле у нас появились часы активного плача, когда ты вроде и понимаешь в чем дело, но помочь ребенку сложно.
Одна из бессоных ночей с Эвелиной. Папа Пе укачивает малышку всеми возможными способами.
Да и не объяснить крохе, что скоро все пройдет, газы вот-вот выйдут, и сразу станет легче. Самая жесть - это, когда ребенок так перевозбудился от плача, что совсем не может заснуть. В такие моменты важно не давать себе паниковать или раскисать, продолжать укачивать малыша, пока он, наконец, не заснет. Но потом, когда кроха засыпает, и вы вдвоем, несколько помятые смотрите, как малыш спит - становится очень мимимишно. И сопение малыша - самый лучший звук, чтобы самому провалиться в глубокий сон.
Любовь к своему ребенку безусловна. Она с тобой даже в самые тяжелые бессонные ночи.
Кстати, сейчас, когда у нас уже выработаны свои методы успокоения малыша, и есть свои «вахты» рядом с малышкой, когда мы даем отдых второй половинке, стало намного легче. Усталость под конец «вахты» сваливает с ног. Но все-таки вдвоем с ребенком гораздо проще. И так классно, когда вы стоите вдвоем у колыбели, обнимаясь и любуясь своим чудом. А сложности - дело проходимое!