Telegram’ное.
Расскажу про одну интересную книжку. «Избранное. Сборник (Слуньские водопады, Окольный путь и пр.)». Хаймито фон Додерер. Прогресс, 1981.
До традиционного описания впечатлений и цитат будет немного биографии автора. С чего вдруг?
Дело в том, что австриец Франц Карл Хаймито Риттер фон Додерер (Heimito von Doderer) в 1915-ом в двадцатилетнем возрасте был призван в ряды австро-венгерской армии, был направлен на Восточный фронт и участвовал в боях в Галиции и Буковине. По ходу Брусиловского прорыва попал в плен, после чего был вывезен на территорию Российской империи.
Куда? Ну, если вы знаете название «Красная речка», то сразу поймёте. Додерер попал в лагерь для военнопленных, расположенный под Хабаровском. В плену (включая последующий переезд под Красноярск и возвращение в Австрию через Россию в годы Гражданской войны) он провёл около четырёх лет, о которых, кстати, после возвращения домой, вспоминал чуть ли не с восторгом, называя это время счастливейшим в своей жизни. И именно в хабаровском плену Хаймито принял решение стать писателем.
Итог? Рассказы, повести, романы, новеллы, статьи. Статус признанного классика австрийской литературы, произведения которого переведены на множество языков.
Судьба в дальнейшем, после плена была непростая, да и сложно ей было оказаться простой, учитывая офицерское звание, боевой опыт, воодушевление по поводу идей нацизма (впрочем, после 1939-го последовало разочарование и пассивный саботаж службы) и проживание в Вене...
Однако вернусь к книге.
Эта книжка - сборник, по которому можно составить мнение о писательском таланте автора. По стилю он похож на внебрачного сына По и Кристи, хотя и Дойль здесь тоже как-то примешан. Прибавьте к этому отзвуки бульварных романов, оттенки произведений Куприна и Бунина, богемную откровенность какого-нибудь Перрюшо - и получите Додерера. При этом он не стесняется мудро и тонко философствовать, менять темп повествования, убивать главных героев, и вообще очень любит, когда трагедия, смерть, любовь, кровь и всё прочее по драматическому списку. При этом его сюжеты телесны, осязаемы, наполнены лучами солнца и грязью, мерзкими ощущениями и шумом моря. Прекрасно, верно? Сейчас так не пишут...
Цитаты, из разных произведений сборника.
* В то время - а тогда оно ещё тянулось очень медленно, тут и там скопляясь в болотца, или, позабыв о своей текучести, стояло лужами, отражая облака, ибо дремотное его состояние более всего походило на лужи, - вот в это-то время теперь и втекала осень, ещё задолго до того, как изменилась окраска деревьев и вкус воздуха, и задолго до поры преображенного света, когда ты из тенистой улочки, завернув за угол, выходишь на яркое солнце.
* Венидопплерша получила пять гульденов и с улыбчатым выражением на своей кошачьей мордочке присела перед господином директором ниже ватерлинии подобострастия.
* Дорогой друг, существуют принципы, от которых не отступают. Их долго носят в себе и на их основе строят жизнь, так со временем они становятся похожи на перезакаленную сталь: согнуть их нельзя - можно только сломать, а значит, надо либо жить с ними, либо без них умереть.
* Вечно впадаешь в заблуждение, будто жизнь можно разделить на периоды исходя из собственных критериев, путём улаживания чисто внешних обстоятельств и нравственной перестройки.
* Человек... несёт в себе необъятный мир: в нём города с башенками и островерхими кровлями домов, лесные долины, крепости, вырисовывающиеся вдали в закатных лучах, как тонко выточенные камни, взнесённые над пыльными лентами дорог. Там и сям, если путь приводит к прибрежью, в этот мир, как бы пресекая и оканчивая его, входит голубое море, где человеческому взору не остаётся ничего другого, как тонуть в его бездонной дали...
* * *
Хорошая книжка.
P. S.: надо найти его роман «Бесы».