Часть заключительная, ритуальная.
Часть первая Часть вторая Итак, выставка с загадочным названием "Трижды три неба", открытая совсем недавно, к "Ночи музеев - 2016" и которая стала возможной благодаря победе в конкурсе музейных проектов "Гений места. Новое краеведение" Российского Фонда Культуры.
Средних размеров зал, темные стены, зонированное, локализованное освещение, замысловато расположенные разноуровневые стенды-постаменты. В конце зала на стену проецируют фильм о малых народностях, рассказывают о шаманизме, потомственных шаманах, ритуальных танцах и сохранении культур. На постаментах и стенах -
цитата - "одно из богатейших и, в то же время, малоизвестных... собраний - коллекция ритуальной скульптуры Приамурья... Большую её часть составляют сэвэны - деревянные изображения многочисленных духов-покровителей обширных амурских земель и рек, личных духов-хранителей, домашних оберегов, созданные нанайскими и ульчскими мастерами в период с конца 19 века по 60-е годы 20-го века. Наиболее разнообразными формами отличаются шаманские сэвэны. Кроме них на выставке представлены и другие атрибуты шаманов, обрядовая посуда".
Осознайте.
Еще цитата: "...[выставка] характеризует трёхчастную систему мироустройства народов Приамурья. У нас в фондах около 200 фигурок, выполненных не только из дерева. Они разных размеров и форматов. Мы представим эти скульптуры по-новому, как ещё не показывали...".
Немножко видео, провыставочно.
Click to view
Обратите внимание: на стене зала в качестве, полагаю, яркого пятна висит ааахренительно-прекрасный китайский ковёр, перешитый из праздничного халата; явно XIX век, шелковая вышивка, традиционные цвета, узоры и образы (мыши! там есть летучие мыши! щщщастье!).
Как видите, каждый сэвэн стоит в отдельной прозрачной, закрытой сверху колбе (впрочем, некоторых разместили попарно, чтоб не скучали). На колбах - краткая атрибуция, чрезвычайно, жадно лаконичная, что обидно, но куда деваться (и поверхность колб бликует, сложно читать, но я не жалуюсь, нет-нет). Фигурки разные. Домашние парные, "уличные", ритуальные, олицетворяющие. Их одевали, кормили, им дарили подарки, и это всё видно по следам. Их держали под крышей, грели возле очагов, их трепали ветром и распаривали таёжной влажностью - и это тоже видно. Кто-то потерял бусинку-глаз, кто-то растрескался (в процессе создания или от сложностей жизни), кто-то засалился, закоптился, запятнался дарами. Кого-то настырно, настойчиво гладили по деревянным плечам, кого-то явно кололи по жизненно важным органам, кому-то навязывали ниточки, навешивали травинки, наливали водки... Разное дерево. Разная, мм, техника. Разные периоды, символизм, значимость.
На стенах и на горизонтальном стеллаже - амулеты, охранные фигурки, мелкая шаманская атрибутика. Детализация славная, с интересными формами, обработкой материалов, узнаваемой дальневосточной орнаментальностью. Их, как и сэвэнов, хочется потрогать, погладить, что-то почувствовать про тех и то, кем, для кого и для чего всё это создавалось.
Из-за освещения и капризов телефона я мало что смогла сфотографировать, и после пары попыток плюнула и просто наслаждалась экспозицией. Но кое-что (кое-кого?) всё же покажу.
Еще раз простите за качество.
А это любимец. Сэвэн онголяку (дух, отвечающий, кхм, за детский рахит), 25,5х6,5х6 см. Скорее всего, делали ульчи, которые верили, что рахит у ребенка появляется из-за того, что дух поедает всю детскую снедь. Для излечения от рахита духа надо закормить, т.е. дать ему так много пищи, чтобы он даже оставил часть, которая и перепадет больному ребенку. Еду проталкивали сквозь отверстие в животе фигурки, часть отдавали ребенку. Иногда подобная фигурка попутно выполняла и роль куклы, с которой играл больной. Впрочем, сакральность тоже никто не отменял.
Много интересного, цепляющего, вызывающего вопросы. Выставка поразительная, ошеломляющая, повторюсь. Ничего подобного до сих пор я не только нигде не видела, но даже и не могла предположить, что кто-то рискнет такое сделать. Да, шаманизм-ритуальность - лакомая тема для музеев, но чтоб так, да отдельным залом, да только лишь скульптуры...
В общем, если не были - надо. Если окажетесь в Комсомольске - обязательно. И вообще, музей достойный, так что идите.
P.S.: И смотрительницы покорили. Бегали, включали мне свет, распахивали двери, радостно сообщали, что всё-всё можно фотографировать... Спасибо.