Мысли вбукв, по мукденскому колоколу

Apr 05, 2016 11:45


"Умер от ран, полученных под Мукденом, в Каннах".
Из биографии генерала К. В. Церпицкого
Ох, господа. Сдается мне, весьма недооцениваем мы "околобоксерские" события, и очень напрасно. Из одного только Мукдена выползает столько всего, факты, личности, события, фото... Понятно, что сейчас никто не намерен обсуждать чьи-то давние грехи, ибо и так обстановка какая-то нервная, но истоки, истоки... И колокол этот. Абсолютно уверена, что до 1900 года он оставался на территории Маньчжурии. Что потом?

Вариантов пока два:

1) 1900 год, в Мукден пришли русские, навели свои порядки. Протусили до бесславных событий 1905, ушли с потерями, в страхах и спешке, но таки прихватили с собой стокилограммовый (!) колокол, который и привезли в Благовещенск как... трофей? запас металла? ой, не знаю, кто-то подкинул?

Соглашусь, бредово, но пока оставим.



2) Еще до событий 1900 года китайцы самостоятельно вывезли колокол из мукденского храма либо ближе к границе с Россией - 2.1, либо непосредственно в Благовещенск - 2.2. Возможен и тот, и другой сценарий; первый - для повышения статуса приграничного населенного пункта, второй - как проявление высокой заботы о китайском населении, проживающем на русской территории.

Если речь идет о приграничном китайском храме, тогда можно предположить, что в 1900 году колокол был, кхм, отобран и перевезен в Благовещенск.

- А нахрена?!!
- Что значит "зачем"?! ©

Если речь идет о храме в Благовещенске, тогда всё чуть проще. В том же году храм разорили, китайцев прогнали, колокол утащили. Спустя некоторое время поняли, что толкнуть его, во всех смыслах, не получается, решили сдать в музей.

Оба этих варианта кажутся менее сомнительными (причем, вариант 2.2 мне очень нравится), однако такое событие - перенос весьма значимых храмовых ценностей как ближе к границе, так и, тем более, на территорию другого государства - не должно было бы игнорироваться китайскими источниками. А инфы нет. Никакой. Вообще. Утешаю себя, конечно, что и про создание колокола нигде не пишут; про Мутэн'Э пишут, про дела его пишут, про регалии, про биографию, а вот про колокол... Может, дарение именного колокола главному маньчжурскому храму считалось пусть и официально-весовым, но, в общем-то, пустяковым делом? Тогда и перенос этого именного колокола куда-то еще - тоже пустяк, и не было никакого смысла освещать это в, мм, "прессе", да? А уж учитывая вакханалию, творящуюся в "ихэтуаньский" период...



В общем. На мой взгляд, приамурским историкам следует поглубже копнуть в начало ХХ-го. А я еще посмотрю.

P. S.: Этот непродолжительный, в общем-то, отрезок дальневосточной истории с 1900 по 1925 годы не дает мне покоя. Здесь столько всего поисходило, настолько всё взаимозависимо и взаимосвязано, такие люди, такие дела, такое... И не покидает ощущение, будто стою на пороге гигантского архива с интереснейшими материалами, ну, например, размером с Ленинскую библиотеку, забываю дышать от восторга и предвкушения и тут же понимаю, что мне не хватит жизни, чтоб хоть толику этого всего разобрать...

Эй, Минвостокразвития! Точнее, департамент развития человеческого капитала, территориального и социально-экономического развития регионов Дальнего Востока, а что у нас делается в сфере исторического изучения? Или мы упрямо, костно, но с вечной надеждой смотрим исключительно в будущее? Или это вообще не к вам, и вы такое не развиваете?

Благовещенск, колокол, история, размышления

Previous post Next post
Up