Риторика, будучи научно-практической дисциплиной, целиком направлена на то, чтобы воспитать человека, владеющего эффективной (целесообразной, гармонизирующей, воздействующей) речью, т. е. мастерством красноречия, как его определяли в прошлом («красной», или «прекрасной», речью). Риторика - это обобщающая этика речевого общения, решающая проблемы нравственного выбора и их проявлений в речевом поведении и общении. Одновременно риторика - это и эстетика речевого поведения и речевого общения. Она не столько техника речевого общения, сколько философия этого общения. Таким образом, мы видим, что современная риторика и общефилологическая дисциплина, и общегуманитарная, чрезвычайно значимая для каждого человека, так как это не только теория и практика, но и философия речевого поведения. Роль риторики, теоретико-практического предмета, в школьном преподавании, как видим, достаточно велика. При этом нужно помнить, что риторика - это не объединение, систематизация отдельных сведений из различных филологических наук, а самостоятельная учебная дисциплина со своей историей, с особой методологией, со своими правилами и закономерностями, своей системой понятий, терминов и категорий, объединенных специфической риторической концепцией. Главная особенность риторики заключается в том, что она (риторика) естественно, гармонично связана прежде всего с системой родного языка, знание которой, в свою очередь, отражается и сосредоточивается в языковой личности, в том, как эта личность умеет строить целесообразное высказывание, как владеет всем необходимым для этого языковым материалом, насколько осознанно, осмысленно это высказывание. Исходя из данного положения, можно сказать, что общая задача риторики как учебного предмета заключается в том, чтобы обучить воплощению замысла и его убедительному обоснованию, этичному и совершенному словесному выражению, а также системе аргументации. Риторике в широком понимании этого слова, науке, обозначаемой этим термином, учатся всю жизнь, ибо нет предела совершенства нашей речи. Но основные понятия, наиболее значимые методы и приемы, позволяющие человеку эффективно выразить свою мысль в словесной форме, должны быть изучены и осмыслены в процессе всех лет обучения в среднем учебном заведении различного типа (общеобразовательной школе, гимназии).
Posted via
LiveJournal app for iPad.