Тут, видимо, впечатления еще слишком свежи, поэтому тройку спектаклей мне никак не выделить, даже с местами сложно, поэтому напишу по алфавиту.
1. «Идиот. Возвращение» (Мастерская Козлова)
Этот театр стоит того, чтобы рассказать о нем отдельно, вдруг кто-то не знает, тем более, что в списке у меня аж три их постановки (из 4-х увиденных в этом году).
Труппа полностью составлена из выпуска театральной Академии годичной, кажется, давности, соответственно, все актеры очень молодые ребята, иногда непонятно, как им удается играть роли совершенно разного возраста?! Но это им удается замечательно!
Как говорит дама, распространяющая билеты, на них надо идти срочно, пока они молодые, веселые, пока их не заел быт, пока девочки не ушли в декрет и т.п.
В принципе, я соглашалась с этой мыслью, но после спектакля поискала в Контакте некоторых актеров и увидела, что актриса, блестяще сыгравшая Настасью Филипповну, с непередаваемым надрывом и страданием, снята там с малышом. Так что декрет настоящим актерам не помеха :)
Главную роль играют в очередь три актера, говорят, все три прекрасны, я собираюсь посмотреть всех :)
2. «История Дюймовочки» (театр Карамболь)
Это мюзикл, конечно, в первую очередь для детей. Но для всех возрастов, не только и не столько для маленьких, т.к. история довольно сильно переосмыслена, например, Жабы - это мамаша с великовозрастным сыночком, Крот - крутой бизнесмен, у которого работают гастарбайтеры - Землеройки и т.п. Но при этом безумно красивый спектакль, с чудеснейшей музыкой и стихами (что нечасто бывает в музыкальных спектаклях), отдельные номера хочется слушать и смотреть как клипы, прямо хоть иди снова и тайком записывай куда-то для личного просмотра :)
Буду болеть за них на следующем Арлекине. Как именно детский спектакль он у меня вне конкуренции за последние годы.
3. «Леля и Минька» (московский РАМТ, в рамках фестиваля Арлекин)
Именно этот театр выигрывал фестиваль два предыдущих года, но я тогда, к сожалению, не попала, в этот раз мне повезло.
Как часто бывает, спектакль формально детский, но на самом деле не очень. Маленькая черная сцена практически без декораций, актеры, казалось бы, просто читают текст Зощенко, даже слова автора, но при этом ты чувствуешь их любовь и боль (наконец-то я примирилась с этими текстами, которые вообще-то не люблю, т.к. они вроде как считаются юмористическими, а, по-моему, они совсем не смешные), абсолютно проникаешься их странными на первый взгляд поступками и т.п. Смешного, конечно, тоже много, но грустного больше, во всяком случае, на взрослый взгляд и особенно на взгляд родителей, т.к. очень страшно повести себя, так как родители героев.
К сожалению, этот спектакль не получил главный приз, по-моему, нечестно, хотя победителя я не видела :)
4. «Паяцы» (театр Сан-Карло, Неаполь)
Вообще-то музыкальные спектакли редко вызывают такое потрясение, как драматические, тем более, оперу я люблю меньше, чем балет.
Но эта постановка как-то совершенно поразила сочетанием великолепных голосов (и особенно хора), оркестра, не сводившего глаз со сцены, просто замечательной музыки и оригинальной (иногда даже слишком) и очень красивой постановки Финци Паски с цирковыми вставками как в цирке дю Солей.
Спектакль должен был идти два дня подряд, и я в первый день была в таком восторге, что поняла, что мне совершенно необходимо пойти и на следующий день, с трудом достала билеты, причем во второй день мне пришлось взять с собой сына, т.к. его некуда было девать. И он тоже смотрел не отрываясь, как ни странно, все понял, даже некоторые необычные решения в постановке. Вообще, у него это был пока первый и единственный удачный опыт с оперой, т.к. до этого я его водила только на «Сказку о царе Салтане», и это был тихий ужас.
5. «Приключения Голубой стрелы» (Карлссон-Хаус)
Новогодние спектакли Карлссон-Хауса надо видеть обязательно, хотя стоят они недешево. Хотя бы потому, что это зрелище не повторяется. Т.е. они обычно готовят два спектакля к праздникам, они идут две-три праздничные недели, и все, больше их не показывают!
Тут есть и свои минусы, т.к. заранее никогда не узнать, какой получится спектакль, в каком стиле и т.п. Но в этом есть и изюминка, всегда интересно, что же там будет.
Этот спектакль был не совсем обычный, т.к. его поставили приглашенные режиссер и художник из БТК Петр Васильев и Алевтина Торик. Очень красивая и трогательная история получилась, настоящая рождественская сказка, ужасно жаль, что больше ее не увидеть.
6. «Старший сын» (Мастерская Козлова)
Да, я уникум, я очень редко смотрю фильмы, поэтому и фильм по одноименной пьесе не видела, только какие-то кусочки, но общий сюжет не знала. Может быть, еще и поэтому спектакль меня так потряс :) Но уже через месяц я еле сдерживалась, чтобы не купить на него билет снова :)
Ну, и, как сказала одна девушка, «в этом театре правильным было бы название «Младший сын». Действительно, актер, играющий Васеньку (он же играет Мышкина, и он же играет главного пингвина в спектакле №8), просто бесподобен!
7. «Тряпичная кукла, или Rag Dolly» (театр Дождей)
Мне очень давно хвалили этот спектакль, формально он детский, но на самом деле моему сыну точно еще рано, а мне было в самый раз :)
Совершенно пронзительная история про смертельно больную девочку, которой помогают ее игрушки. Очень страшная (настоящий ужастик для детей), но и много юмора (отчасти черного :) ). Ну, и вообще, пробирает до дрожи и до слез.
Детям смотреть обязательно, но чувствительным детям лучше лет с 8, не меньше (официально рекомендуемый возраст - с 7 лет).
8. «У ковчега в восемь» (Мастерская Козлова)
Так получилось, что на этот спектакль я шла на следующий день после «Идиота», шла с неохотой, казалось, что эта комедия про пингвинов не пойдет после такого сложного мероприятия накануне.
Но ничего подобного, пьеса эта хотя и легкая, и смешная до колик в животе (не припомню, чтобы я так смеялась в театре), одновременно очень светлая и философская, как опять же говорит дама-распространитель билетов «Лучшая пьеса для молодежи на религиозную тему». Постановка совершенно блестящая, наверное, идеально подойдет для подростков, т.к. пингвины там изображены такими рэперами, которые сначала надо всем безудержно ржут, а потом проникаются серьезными проблемами, которые им приходится решать, начинают задумываться о том, что такое Бог и зачем он вообще нужен.
Все это абсолютно без нравоучений и ненавязчиво.
Я ходила с сыном, он не все понимал, но смотрел, раскрыв рот :)
Взрослым тоже очень-очень рекомендую. Да в первую очередь взрослым, наверное.