Рафаэль, первый менеджер тиражирования

Mar 31, 2011 21:20

Я хотел проследить <в книге "Ткач и визионер...">, как в искусстве происходит переход от умения к воображению.

Центральной фигурой был Рафаэль, который понял, что его визионерская способность коммерчески более успешна, нежели умение что-то создавать в качестве мастера. С Рафаэлем работал график Раймонди, который начал подписывать гравюры так: «Рафаэль придумал, Раймонди сделал». Стоимость гравюры определялась тем, что ее придумал Рафаэль. Постепенно он окончательно превратился в визионера, «Сикстинская мадонна» - одно из его видений.

Когда-то стоимость произведения искусства учитывала стоимость материала, который был необходим для его создания. Например, самой дорогой краской была лазурь, и в зависимости от ее использования цена картины существенно варьировалась. Позднее стало оцениваться мастерство художника, факт участия его руки. После Рафаэля все большее значение приобретает замысел. Современные художники задумывают, а потом какие-то мастера сколачивают для них инсталляции, которые остается только подписать. Мы наблюдаем эволюцию в сторону представления о художнике как о визионере и об искусстве как о репрезентации.

Истоки моего интереса к этой проблеме находятся в кино как в механической форме репрезентации. В основе кино лежит визионерский замысел, а оригинал может тиражироваться в бесчисленном количестве образцов. Если мы имеем дело с непосредственным прикосновением руки мастера, то тиражирование невозможно, исчезает магия руки. Но если в основе лежит воображение, оно может тиражироваться бесконечно. Мне кажется, сама идея массовой рыночной продукции напрямую восходит к Рафаэлю. Он был великим менеджером, развившим стратегию своего учителя Перуджино, на которого тоже работали мастерские в нескольких городах.

Из интервью с М.Ямпольским

the artlife, the way of, hist, interview, quote

Previous post Next post
Up