Быть китайцем нелегко. Когда вас таких больше полутора миллиардов в стране без социальных гарантий, надо сильно потрудиться, чтобы найти себе место под солнцем. Но китайские детки к этому готовы ― у них тяжелая работа начинается с первого класса.
В свое время я поработала учителем английского в четырех китайских школах (и тренером в школе кунг-фу). Поэтому очень интересно сравнить российское образование и особенности школ Поднебесной.
Дети в школьной форме ― спортивных костюмах ― на занятии, посвященном Дню Земли, Ляочэн, апрель 2016.
Во многих школах Китая нет отопления, поэтому зимой учителя и ученики не снимают верхней одежды. Центральное отопление есть исключительно на севере страны. В центре и на юге Китая здания рассчитаны на теплый климат. Это значит, что зимой, когда температура может опуститься до нуля, а иногда и ниже, единственным средством обогрева являются кондиционеры. Школьная форма ― спортивный костюм: широкие штаны и куртка. Покрой практически везде одинаковый, отличаются лишь цвета костюма и школьная эмблема на груди. Все территории школ ограничены большими железными воротами, которые всегда держат закрытыми, открывая лишь для того, чтобы школьники могли выйти.
В китайских школах каждый день делают зарядку (и не одну) и проводят общую линейку. Утро в школе начинается с зарядки, потом линейка, на которой сообщают основные новости и поднимают флаг ― школьный или государственный. После третьего урока все дети делают упражнения для расслабления глаз. Под успокаивающую музыку и голос диктора в записи школьники нажимают на специальные точки. Помимо утренней зарядки, есть зарядка дневная ― около двух часов дня, когда под тот же неумолимый динамик школьники в едином порыве высыпают в коридор (если не хватает места в классах), начинают поднимать руки в стороны и вверх и прыгать.
Китайские школьники из города Цзинань делают зарядку на крыше.
Большая перемена, она же перерыв на обед, обычно длится целый час. За это время дети успевают сходить в столовую (если столовой при школе нет, им приносят еду в специальных подносах-коробках), пообедать, а еще побегать, размять ноги, покричать и пошалить. Учителей во всех школах кормят обедом бесплатно. И кормят, надо сказать, очень хорошо. Обед традиционно состоит из одного мясного и двух овощных блюд, риса и супа. В дорогих школах еще дают фрукты и йогурт. В Китае любят покушать, и даже в школе традиции соблюдаются. После обеденного перерыва в некоторых младших школах даются пять минут «на сон». Кстати, пару раз мои ученики засыпали посреди урока, и бедняжек приходилось будить с обливающимся кровью сердцем.
Вариант скромного по китайским меркам школьного обеда: яйца с помидорами, тофу, цветная капуста с перцем, рис.
К учителям отношение очень уважительное. Их называют по фамилии с приставкой «учитель», например учитель Чжан или учитель Сян. Или просто «учитель». В одной школе ученики ― не важно, мои или нет, ― встречая меня, кланялись.
Во многих школах в порядке вещей физические наказания. Учитель может ударить ученика рукой или указкой за какую-то провинность. Чем дальше от больших городов и чем проще школа, тем больше это распространено. Моя китайская подруга рассказывала, что им в школе давали определенное время на то, чтобы выучить английские слова. И за каждое невыученное слово их лупили палкой.
Перемена во время занятий по игре на традиционных барабанах, город Аньсай.
В классе висит рейтинг успеваемости учеников, что стимулирует учиться лучше. Оценки ― от А до F, где A ― самая высокая, соответствует 90―100%, а F ― неудовлетворительным 59%. Поощрение хорошего поведения ― важная часть образовательной системы. Например, за верный ответ или примерное поведение на уроке ученик получает звездочку определенного цвета или дополнительные баллы. За разговоры на уроках или проступки баллы и звездочки снимаются. Успеваемость школьников отражается на специальном чарте на доске. Конкуренция, так сказать, налицо.
Китайские дети учатся больше 10 часов каждый день. Уроки обычно продолжаются с восьми утра до трех-четырех часов дня, после чего дети идут домой и делают бесконечное домашнее задание до девяти-десяти часов вечера. По выходным у школьников из больших городов обязательно проходят какие-то дополнительные занятия с репетиторами, они ходят в музыкалку, школы искусств и спортивные секции. Ввиду высочайшей конкуренции на детей с самого детства оказывается давление со стороны родителей. Если они не смогут хорошо сдать экзамен после начальной школы (а обязательное образование в Китае занимает 12-13 лет), то путь в университет им заказан.
1 сентября первоклассники «Школы Конфуция» в Нанкине принимают участие в церемонии написания иероглифа «жэнь» («человек»), с которой начинается их обучение.
Школы делятся на государственные и частные. Стоимость обучения в частных школах может доходить до тысячи долларов в месяц. Уровень образования в них в разы выше. Особое значение придается изучению иностранного языка. Два-три урока английского в день, и к пятому-шестому классу ученики элитных школ уже свободно говорят по-английски. Впрочем, к примеру, в Шанхае есть специальная государственная программа, оплачиваемая правительством, в рамках которой иностранные учителя преподают и в обычных, государственных школах.
Система образования основана на механическом запоминании. Дети просто заучивают огромное количество материала. Учителя требуют автоматического воспроизведения, особо не заботясь о том, насколько выученный материал понятен. Но сейчас все большую популярность набирают альтернативные системы обучения: Монтессори или Вальдорф, направленные на развитие у детей творческих способностей. Разумеется, подобные школы ― частные, обучение в них стоит дорого и доступно очень небольшому количеству людей.
Детей из бедных семей, которые не хотят учиться или слишком непослушны (по мнению родителей), часто забирают из общеобразовательного учебного заведения и отправляют в школы кунг-фу. Там они живут на полном пансионе, тренируются с утра до вечера и, если повезет, получают базовое начальное образование: они должны уметь читать и писать, а, учитывая систему китайского языка, это очень непросто. В таких заведениях физические наказания в порядке вещей.
Занятия в школе кунг-фу.
Учителя бьют учеников палкой-мечом или, не мудрствуя лукаво, могут приложить ногой или отвесить затрещину. Зато на выходе родители получают дисциплинированного молодого человека с профессией тренера кунг-фу и хоть каким-то шансом пробиться в люди. Большая часть известных мастеров кунг-фу прошла именно такую школу жизни. Вполне распространен также вариант, когда детей с плохим здоровьем отдают сюда на год-два для того, чтобы они укрепили его, живя и занимаясь кунг-фу или тайцзи.
Независимо от того, где учатся китайские дети ― в школе кунг-фу или обычной, они с детства усваивают три главных качества: умение трудиться, дисциплину и уважение к старшим по возрасту и иерархии.
Их с детства учат тому, что они должны быть лучшими, не важно в чем. Возможно, именно поэтому сейчас китайцы начинают занимать лидирующие места во всех отраслях науки, культуры и искусства. Конкурируя с европейцами, выросшими в более тепличных условиях, они часто не оставляют им шанса. Просто потому, что мы не привыкли учиться десять часов подряд. Каждый день. Круглый год.
c