Для полудиких животных любое соприкосновение с человеком своего рода испытание. Впрочем, и для загонщиков их работа не меньший экстрим.
Марал - визитная карточка Горного Алтая. Здесь его разведением занимаются с целью получения пантов, мяса, шкур и другой продукции. А начиналась история мараловодства двести лет назад.
Осиле, заключенной в пантах лесных оленей, русские узнали в конце XVIII века от китайцев, наблюдая, как те приобретают панты маралов в большом количестве. В восточной медицине панты использовались на протяжении веков при заболеваниях крови, сердечно-сосудистой системы, при ослабленном иммунитете, переутомлении, истощении нервной системы. Старинный рецепт лекарства из оленьих рогов датируется 168 годом до н.э.
Первый отлов животных для содержания в неволе произвели братья Шараповы в 1792 году в районе реки Бухтармы на юго-западном Алтае (теперь это район Восточного Казахстана). Переселенцам из центра России, продававшим панты в Китай, просто надоело гоняться за дикими животными по горам. Оленей стали отлавливать и строить для них маральники. К концу XIX века по всему Алтаю насчитывалось уже более 200 маральников с поголовьем более трех тысяч животных.
На начальной стадии одомашнивания отлавливали, как правило, только самцов, размещая их потом в тесных дворовых загонах. Из-за столь ограниченного пространства и отсутствия естественной среды обитания качество пантов резко ухудшилось. Строительство оград непосредственно на территории горных массивов с естественными источниками воды и летними пастбищами помогло в короткий срок исправить ситуацию и положило начало развитию пантового оленеводства на территории Горного Алтая.
Основной продукт мараловодства - молодые рога оленей, содержащие ценное лечебное вещество пантокрин. Принято считать, что пантокрин - мощный биостимулятор, благотворно влияющий на организм человека и дающий молодость и силу (мужскую силу). При этом превосходство пантов алтайского марала заложено на генетическом уровне. Немаловажное значение имеет и экологически чистая среда Горного Алтая. Стоит лишь раз сюда приехать, чтобы понять всю уникальность этих мест. Содержание алтайских маралов максимально приближено здесь к естественным природным условиям. Предпринятые попытки разведения животных в других местах в итоге приводили только к ухудшению качества пантов.
На Алтае маралов стали разводить в XVIII веке первые христиане-староверы, прибывшие из России.
Современное мараловодческое хозяйство - это большой участок тайги, обнесенный изгородью из сетки-рабицы или, что реже, забором из стволов хвойных пород. Принято считать, что на одного оленя должно приходиться два гектара горного массива. На тысячу особей, как здесь нередко случается, приходится до двух тысяч гектаров земли. Два других непременных условия для благоприятного содержания маралов - наличие естественного источника воды и чередование лесных массивов с открытыми участками территории. Подобные маральники разделены на парки. На территории одних содержатся самцы, на территории других - самки с молодыми оленятами.
Панты срезают только раз в году - в период с мая по июль. Состояние пантов и их «готовность» опытные мараловоды определяют на глаз. Пропущенное время означает, что кровь перестает циркулировать в живых и молодых пантах и рога маралов начинают костенеть. В таком состоянии цена «готовых» пантов резко падает. Рисковать или нет - решают в каждом отдельном случае: за сутки-двое панты могут набрать вес до нескольких сот граммов (соответственно, и цена такого товара значительно повышается).
Высокая концентрация веществ в организме маралов в короткий период и породила представление о его небывалой природной силе.
Как происходит отлов маралов? Поутру загонщики выбираются верхом на лошадях в парковые зоны, с криками и улюлюканьем (ни дать ни взять сцена из американского вестерна) гонят животных к огороженной площадке - загону. Здесь погоня практически прекращается, и несколько десятков животных оказываются как бы в ловушке. Все занимает немало времени. Каждый раз при загоне встречаются маралы, пытающиеся не только перепрыгнуть через высоченные деревянные ограждения (в местах срезки пантов заборы достигают трехметровой высоты), но и выскочить из-под самого носа мараловодов непосредственно перед срезкой пантов.
Не каждый марал идет сам в «западню». Наиболее пугливых затаскивают в станок, набросив на ногу петлю из веревки.
Следующий этап - выбор марала, после чего загонщики отбивают животное от основного стада и загоняют в коридор, разделенный деревянными перегородками. В конце такой ограды расположен станок - устройство, предназначенное для фиксации животного в неподвижном состоянии. Как только марал оказывается в станке, звучит отрывистая команда, и под ногами животного при помощи специальной системы рычагов проваливается деревянный пол, а бока плотно зажимаются деревянными стенками. Голова марала оказывается в войлочном или деревянном ошейнике (хомуте), рога быстрыми и точными движениями фиксируются при помощи кожаных растяжек, на глаза набрасывается мешковина… Панты пилят обычной ручной пилой. Спиленные рога тут же уносят, а марала выпускают из плена, и он одним прыжком покидает «страшное» логово - до следующего года и следующего сезона.
Место спила нередко кровоточит, особенно в жаркую погоду, его покрывают (натирают) смесью из специальных квасцов и обычного нафталина, призванного спасти марала от заражения.
Срезанные панты относят на варку, где их обвязывают веревочками, а затем опускают в чан с кипящей водой и оставляют там до тех пор, пока на комеле (срезе) не появятся капельки крови. Затем панты извлекают, держат какое- то время на весу и всю процедуру повторяют.
Получившийся от варки пантов «бульон» и есть целебный и живительный эликсир. В него, словно в сказке, ныряют охотники за здоровьем. Принято считать, что весь лечебный курс состоит из 10 пантовых ванн. Процедура в последние годы приняла на Алтае поистине всенародное признание: тысячи туристов в этот короткий период срезки пантов устремляются на Алтай за порцией здоровья.
Сегодня пантовые ванны принимают в основном сибиряки, приехавшие с Крайнего Севера, Западной Сибири и Кузбасса. Популярны они среди спортсменов, космонавтов, политической элиты страны.
Перевозить пантовые «бульоны» для оздоровления публики в других местах пытались не раз. Но не прижилось: в обычных условиях «бульон» почти моментально закисает и
лишается, как принято считать, своих целебных свойств.
В условиях, когда спрос на международном рынке на натуральный алтайский продукт в последние годы снизился в несколько раз (из-за перехода той же корейской и китайской медицины на биохимические искусственные добавки), его производители на Алтае впервые задумались о переориентации своих мараловодческих хозяйств. На базе многих из них начали строить и открывать самостоятельные купели и активно зазывать к себе желающих подправить здоровье. И если в прежние времена, на заре развития мараловодческих хозяйств, искупаться, и не раз, в отваре из пантов можно было бесплатно, то теперь в отдельных хозяйствах цена одной процедуры стоит приличных денег.
Конечно, пантовые ванны не панацея, а лишь одна из многих действенных процедур по оздоровлению организма. Кстати, сами мараловоды предпочитают пантовым купелям живую и свежую кровь животных. Но, как говорится, на
вкус и цвет…