Эти строчки песни из советского мультфильма «Аврора» знает практически каждый человек на постсоветском пространстве. Сегодня рассказываем историю этого уникального корабля, который сегодня стал главным «плавучим» памятником Северной столицы.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/62c/62c8fa7936f261cdeb440380bf477eaa_ce_1341x894x193x0_cropped_666x444.webp)
Крейсер «Аврора» пережил русско‑японскую, Первую и Вторую мировые войны.
Крейсер заложили еще в конце XIX века - 23 мая 1897 года не петербургской верфи «Новое адмиралтейство». По традиции, название кораблю дал действующий император Николай II. На выбор царю было предложено восемь разных наименований, однако именно «Аврору» он несколько раз выделил и установил в приказе. К работе судно приступило уже в 1900 году.
Судьбоносные испытания для легендарного крейсера
Русско-японская война стала первым масштабным испытанием для легендарного крейсера. В крупнейшем сражении войны, Цусимском, судно попало под страшный обстрел со стороны врага. В сумме в результате разгрома «Аврора» получила 18 попаданий снарядов и потеряла 15 человек экипажа.
Фотография после боя, сделанная с крейсера «Олег».
Сам крейсер был «ранен, но не убит» - от полного уничтожения «Аврору» спасли корабли-броненосцы. Несмотря на это продолжать войну пострадавшее судно успешно уже не могло, а потому его перенаправили в филиппинский порт Манила. Там «Аврора» была принудительно задержана до конца войны правительством Соединенных Штатов Америки.
Вполне успешно удалось крейсеру пережить и Первую мировую войну. В момент, когда «Авроре» угрожала реальная опасность, ее уберегло субъективное мнение немецкого капитан-лейтенанта. Тот заметил в Финском заливе на подводной лодке «Аврору» и второй российский крейсер, «Палладу». Выпустить торпеду он решил по второму, более «заманчивому», кораблю, а «Аврору» - оставил в покое.
В 1917 году крейсер «Аврора» стал символом Октябрьской революции. Матросы корабля были настроены крайне революционно по отношению к действующей власти, а потому - отказывались выполнять ее приказы и устраивали бунт. В ночь на 25-е октября (7 ноября) именно с «Авроры» прозвучал холостой выстрел, ставший сигналом к началу штурма Зимнего дворца.
«Аврора» в годы Великой Отечественной войны
В 1941 году «Аврору» уже было собирались вывести из ВМФ, однако в историю вмешалась война. Несмотря на то, что показать себя в бою достойно крейсер уже не мог из-за большого числа повреждений и устаревших технологий, корабль решили включить в систему противовоздушной обороны Кронштадта. В июле с судна сняли 9 орудий главного калибра для того, чтобы установить пушки на подходе к Ленинграду.
Именно эти орудия, протянувшиеся между Вороньей Горой и Киевским шоссе стали артиллерийской батарей А специального назначения. Кроме того, на той самой батарее служили 152 человека из состава «Авроры».
После того, как у немецких солдат не получилось «взять» батарею, они приняли решение окружить ее. В результате командование приняло решение подорвать орудие, пожертвовав людьми и снарядами, но уничтожив ворвавшихся фашистов.
После - на судне осталось еще одно 130-миллиметровое орудие. Его сняли с крейсера зимой 1942 года, чтобы установить на бронепоезд «Балтиец». В сентябре того же года крейсер был значительно поврежден, из-за чего всех служивших на нем моряков перевели на берег. В покое «Аврора» была оставлена только после снятия блокады города.
После того, как вражеская армия отошла от Ленинграда, встал вопрос о том, что делать с крейсером дальше. За судьбу «Авроры» переживали многие моряки, для которых корабль стал вторым домом.
В результате по инициативе адмирала Исакова в 1944 году было выпущено постановление, обязывающее сохранить «Аврору»
в качестве памятника.
«Аврора» в Ораниенбауме на грунте, 1944 год.
Wikipedia
Местоположением был выбран участок у Петроградской набережной напротив корпуса нахимовского военно-морского училища.
Реконструкция «Авроры»
В таком состоянии на набережной «Аврора» простояла вплоть до конца 1970-х годов. После стало понятно, что крейсер находится в крайне аварийной ситуации, поэтому с ним нужно что-то делать. Для принятия решений по судьбе крейсера была создана межведомственная комиссия во главе с Главкомом ВМФ Горшкова.
Провести капитальный ремонт судна было решено только в 1984 году, приурочив это событие к 70-летию Октябрьской революции. Однако пока решение принимали, подводная часть крейсера уже начала гнить и стала напоминать решето из железа. Несмотря на столь большие проблемы, времени на строительные работы было выделено крайне мало, а потому было принято весьма категоричное решение - убрать непригодный «кусок» судна, сделать новый и поставить на деталь старую надводную часть «Авроры».
Крейсер «Аврора» в сентябре 1983 года.
Wikipedia
Работы начались в августе того же года и закончились только к апрелю 1987 года. Однако и на этом процесс не закончился - теперь реконструкции просило внутреннее убранство корабля. На это раз «отрезать» ничего не стали, кропотливо вернув помещениям первозданный вид.
В 1990-х годах «Аврору» превратили в плавучий стоматологический кабинет - туда на практику отправляли трудиться студентов Военно-медицинской академии. В 2009 году на судне прошла скандальная светская вечеринка, участие в которой приняли звезды и известные политики. Реакция на произошедшее была отрицательной, поэтому судно было решено закрыть. После череды других конфликтных ситуаций в 2012 году депутаты заксобрания Северной столицы обратились к президенту с просьбой снова присвоить крейсеру статус корабля №1 в составе военно-морского флота страны.
Сегодня «Аврора» - филиал Центрального военно-морского музея. Сейчас корабль - это охраняемый памятник кораблестроению и военным действиям, в которых крейсер принял участие.
источник