Когда цивилизация отказалась от парусов в пользу паровой машины, корабельные мачты не исчезли, а, кажется, даже выросли в размерах.
Мачты создают на корабле массу неудобств.
Они увеличивают парусность и воздушное сопротивление, повышают центр тяжести и увеличивают массу. Их приходится складывать, чтобы пройти под мостами. Они мешают работе кранов, разгружающих трюмы.
Если речь идет о военных кораблях, мачты еще и вредят скрытности. Есть интересный исторический пример: в свое время русские броненосцы типа «Андрей Первозванный» оснастили легкими ажурными мачтами конструкции инженера Шухова. Но затем обнаружилось, что они слишком заметны, а характерный силуэт позволяет идентифицировать эти броненосцы далеко за линией горизонта. Пришлось переоборудовать их на стандартные цилиндрические мачты.
Несмотря на все эти минусы, с началом паровой эры корабельные конструкторы продолжили оснащать корабли высокими мачтами - кажется, даже более высокими, чем раньше. Далеко за примерами ходить не надо: взгляните на знаменитый «Титаник».
Еще более развитым рангоут (мачты и реи) был у военных кораблей той поры. Возьмите любой из русских броненосцев или крейсеров - высокие мачты с широкими реями и большой марсовой площадкой придают им характерный силуэт.
В наши дни мачты хоть и не имеют таких размеров, но все равно обязательно добавляются к конструкции судна. Даже если эта мачта лишь смешной отросток, отдаленно напоминающий купированный хвост собаки.
Мачты служат для коммуникации
Переход от парусного движителя к паровому примерно совпал по времени с появлением радио. Первые корабельные радиопередатчики были слабомощными, и чтобы обеспечить приемлемую дальность передачи, им нужны были большие антенны, поднятые высоко над уровнем моря. Как правило, антенну растягивали между клотиками фок- и грот-мачт.
Для коммуникаций на небольшой дистанции на флоте использовались сигнальные флаги. Их применение было особенно развитым в военном флоте: сигнальщики в бою играли важную роль, позволяя эскадрам действовать в бою как единое целое. На нескольких рядах фалов они вывешивали целые гирлянды флагов, передающие сложные сообщения.
Наконец, на мачте вывешивают национальные флаги, но эта функция, скорее, вторичная - когда мачты нет, ее отлично берет на себя флагшток.
Марс борется с туманами
Еще в средние века мачты получили второе применение. На них стали поднимать впередсмотрящего, который с большой высоты видел дальше за линию горизонта. Для этого на первой мачте всегда устанавливалась массовая площадка. Особенно полезной она становилась, если над водой висел туман. С началом паровой эры эта функция также не исчезла.
Грузовой флот: мачта не мешает, а помогает
В начале статьи было сказано, что мачты мешают работе кранов. Что ж, это не совсем верно. Во многих случаях мачта, наоборот, становится хорошим основанием, на котором можно закрепить грузовую стрелу.
Радиолокаторы вместо впередсмотрящих
Ближе к середине 20 века флажной семафор потерял актуальность. Но радиокоммуникации не исчезли, а стали использоваться даже более активно. Длинноволновые радиостанции уступили место УКВ-передатчикам, более удобным и компактным, обеспечивающим лучшее качество сигнала. Однако УКВ-связь не может распространяться сквозь препятствия, в том числе, за линию горизонта. Чтобы увеличить дальность ее действия, антенну по-прежнему надо поднимать как можно выше.
Более того, на флоте получили широкое применение радиолокаторы, на дальность действия которых также сильно влияет высота установки антенны. Теперь не надо поднимать матроса на мачту - радар справляется с задачей обнаружения препятствий гораздо лучше.
Наконец, на мачту в наши дни устанавливают датчики, следящие за погодой - скоростью и направлением ветра, влажностью и другими параметрами.
источник