В Персидской империи верили в справедливость. В ней были строгие и точные правила назначения наказания за преступление. Они считали, что никого не следует казнить за первое преступление и что перед вынесением приговора следует учитывать хорошие дела преступника. Если кто-то должен был мучиться, он должен был заслужить это.
Но если вы действительно это заслужили, персы заботились о том, чтобы вы за это заплатили. Они придумали самые оригинальные и жестокие наказания в истории. В древней Персии правосудие не всегда было быстрым - оно было медленной, длительной и мучительной пыткой, взятой из ваших худших кошмаров.
Кресло из человеческой кожи
Когда персидский судья Сизамнес был пойман на получении взятки, царь Дарий решил сделать из него пример для других судей. Дарий считал, что суды Персии должны быть беспристрастными и справедливыми. Он хотел быть уверенным, что преемник Сизамнеса не сделает такой же ошибки.
Сизамнес был убит, но это было лишь начало. После того как ему перерезали горло, Дарий приказал палачам содрать с него всю кожу и сшить из неё кресло. С тех пор судья должен был сидеть на кресле из человеческой кожи.
Более того, преемником Сизамнеса был его сын. Когда он председательствовал на судебных разбирательствах, он должен был каждый день сидеть на кресле, сделанном из кожи его отца. Царь Дарий считал, что теперь у него будет судья, который будет помнить, что с ним произойдёт, если он возьмёт взятку.
Засыпание пеплом
Удушение пеплом было одной из худших смертей, которой можно было подвергнуться в древней Персии. Это наказание было предусмотрено для наихудших преступников: виновных в государственной измене или оскорблении богов. И оно было ужасным.
У персов была полая башня высотой 23 метра, в которой ничего не было кроме пепла и колёс. Преступника поднимали на выдвижную платформу наверху башни и сбрасывали вниз. Он падал в центр башни. Во время падения он, вероятно, ломал себе несколько костей, но пепел позволял ему прожить достаточно долго, чтобы испытать более медленную и более жестокую смерть, чем он думал.
Палачи снаружи вращали колеса и поднимали пепел, чтобы он попадал в нос и рот осуждённого. И тот вдыхал пепел, пока не умирал.
Этому наказанию подверглось немало людей, и оно даже упоминается в Библии: персы убили продажного еврейского священника в башне с пеплом. После смерти семье этого священника не позволили захоронить его останки. И это, сказано в конце библейской истории, было именно то, что он заслуживал.
Заливание расплавленного золота в горло
Когда римский император Валериан был захвачен персами, он встретил ужасный конец. Его смерть похожа на эпизод из телесериала «Игра престолов». Однако реальная история намного хуже.
Валериан был личным рабом персидского царя Шапура I. Он показывал его своей армии с закованными в кандалы руками и ногами и обращался с ним как с собакой. Он унижал его всеми возможными способами. Перед тем как сесть на лошадь, Шапур заставлял Валериана становиться на четвереньки, чтобы он мог его использовать в качестве живой скамейки.
Когда Шапур наигрался с Валерианом, он убил его. Он залили ему в глотку расплавленное золото. Затем он приказал сделать чучело из римского императора. С Валериана содрали кожу и набили её соломой, а его тело выставили в персидском храме.
Разрывание людей деревьями
В поздний период персидской истории воров ожидали ужасные наказания. Всех, кого ловили на воровстве или преследовании всадника на дорогах империи, приговаривали к смерти разрыванием напополам.
Палачи притягивали верхушки двух деревьев как можно ближе друг к другу и связывали их вместе. Осуждённого привязывали ногами к верхушкам этих деревьев, а затем палачи перерезали удерживавшую деревья веревку.
Деревья выпрямлялись с невероятной скоростью с привязанным к ним преступником. Тело преступника в результате этого разрывало напополам. Через секунду на деревьях висели две половины одного человека.
Тело преступника оставляли висеть над дорогой, на которой он совершил ограбление. Персы считали, что для всякого, кто будет проходить мимо этого места, это будет суровым напоминанием о том, что с ним произойдёт, если он последует примеру воров.
Размозжение камнями голов слуг
Как бы персы ни пытались быть справедливыми по отношению к преступникам, они не совсем игнорировали классовый статус. Царь всегда мог оставаться безнаказанным, и пока к нему хорошо относились, члены его семьи также могли рассчитывать на снисхождение. Когда мать царя Артаксеркса II убила его жену, он не мог заставить себя казнить её, поэтому вместо неё он убил её слуг.
Парисатида, мать Артаксеркса, ненавидела свою невестку Статиру, а та ненавидела её в ответ. Они должны были разыгрывать хорошие отношения на публике, но они столько раз пытались убить друг друга, что Артаксерксу пришлось установить правила, мешавшие им это сделать. Когда они обедали вместе, он приказывал разрезать напополам всё, что они ели, чтобы они не могли отравить друг друга.
Однако это не помогло. Парисатида нанесла яд на одну сторону ножа и заставила своего слугу использовать его при резке мяса и тем самым отравить половину, предназначенную для Статитры, и оставить нетронутой её половину. Это сработало, и мать царя убила свою невестку.
Конечно, виновник убийства был очевиден, но Артаксеркс не мог заставить себя убить свою мать. Он пытал её слуг, пока они не признались. Затем он приказал размозжить камнями голову резчика мяса. А Парисатиду просто отправили в ссылку. Однако Артаксеркс скоро вернул её обратно, и она помогла ему выбрать новую жену: Парисатида убедила его жениться на собственной дочери.
Привязывание обезображенных тел к воротам
В Персии и окружавших её странах были довольно широко распространены пытки повстанцев путём отрезания им носов и ушей. Однако этот вид жестокой пытки не всегда был смертным приговором. Иногда их оставляли живыми. И порой это было хуже смерти.
Когда люди подняли восстание против царя Дария, он позаботился о том, чтобы все знали, что произойдет, если они снова против него восстанут. Он собрал лидеров повстанцев и отрезал им носы, уши и языки и выколол им по одному глазу, но он не убил их.
Лидеров повстанцев сковали цепью и привязали к воротам его дворца так, чтобы каждый, кто проходил мимо, мог видеть их обезображенные тела. В то же время их помощники были обезглавлены, а их головы были вывешены на всеобщее обозрение.
Лидеры повстанцев оставались привязанными к воротам на протяжении нескольких недель, где они подвергались насмешкам и избиениям прохожих, а также смотрели на головы своих друзей и испытывали мучительную боль. Потом, когда они больше не могли терпеть, им позволяли умереть.
Превращение бойни своих сограждан в ежегодный праздник
В Персии зороастрийских жрецов называли магами. Однако это не обязательно означало, что они обладали магическими способностями; они были религиозными лидерами. А после того как один из них стал чрезмерно амбициозным, их работа стала адом.
Маг по имени Смердис убедил людей в том, что он является сыном Кира Великого, и стал царём Персии. На поверку он оказался великим царём и был любим народом. Он провёл налоговые реформы, которые облегчили жизнь, и смягчил законы о воинской повинности, но он украл престол, поэтому, естественно, он должен был умереть.
Когда люди узнали правду, они не ограничились убийством Смердиса. Они разнесли эту весть по всему царству и убивали всех попадавшихся им магов.
По окончании резни люди решили сделать её ежегодным мероприятием. Раз в год персы отмечали праздник под названием «бойня магов». В годовщину смерти Смердиса они ходили по улицам и жестоко убивали встречавшихся им магов.
Поедание насекомыми живьём
Скафизм, вероятно, уже является самым известным персидским наказанием, но без него этот список был бы неполон. Мало какие пытки могут сравниться с этим наказанием.
Эта пытка предназначалась для людей, которых царь сильно ненавидел. Жертву раздевали догола и клали в лодку или выдолбленный ствол дерева, а сверху накрывали такой же лодкой или стволом дерева так, чтобы голова, руки и ноги торчали наружу. Затем жертву насильно поили молоком и мёдом, пока у неё не начинался понос, и она не оказывалась, в буквальном смысле, погребённой в своих испражнениях.
Для привлечения насекомых мучители натирали мёдом выступающие части тела. Жуки ползали по осуждённому и медленно поедали его плоть, а осы мучили его своими укусами, пока он не начинал молить о смерти.
Однако мучители продолжали насильно кормить его и как можно дольше сохранять ему жизнь. Через несколько дней жертва начинала сходить с ума, но всё ещё оставалась живой. Эта пытка могла продолжаться неделями, пока тело, наконец, не сдавалось и не умирало. В первом случае такой пытки жертва прожила 17 мучительных дней, прежде чем её мольбы о смерти были услышаны.
Тройная смерть
Персы считали, что некоторые люди заслуживают больше одной смерти. Если их преступление было достаточно ужасным, они не удовлетворялись однократным убийством. Они заставляли их переживать три смерти, прежде чем им позволяли переставать дышать.
На самом деле жертвы не умирали, но проходили через агонию смерти три раза. Например, когда один евнух разозлил жену Кира Великого, она сначала приказала выколоть ему глаза. Затем, когда он пришёл в себя, с него живьём содрали кожу. После этого его снова привели в чувство и, наконец, распяли.
Это случалось неоднократно. После того как один воин попытался приписать себе славу убийства Кира Младшего на поле боя, хотя на самом деле он его лишь ранил, царь приказал его казнить. Однако вмешалась мать царя со словами: «Отдай его мне, и он получит подобающую награду за свои дерзкие слова».
Сначала она приказала растянуть его на колесе на десять дней. Потом она выколола ему глаза. И, наконец, она добила его, залив ему в уши расплавленную медь.
Принуждение людей есть своих детей
Мидийский генерал по имени Гарпаг получил наихудшее наказание за самое лёгкое преступление. Царю Астиагу приснилось, что его внук свергнет его, поэтому он приказал Гарпагу отвезти младенца в пустынное место и оставить там умирать. Однако Гарпаг, вместо этого, отдал ребёнка пастуху, который вырастил его как своего сына.
Через десять лет Астияг узнал о проявленном непослушании и очень разозлился. Он перерезал горло сыну Гарпага, разрубил его на части, зажарил и подал Гарпагу на банкете.
Сначала Гарпаг не знал, что он ест и что его сын мертв. Однако Астияг приказал своим слугам положить на стол голову его сына и с издёвкой спросил: «Ты знаешь, мясо какого животного ты съел?»
Гарпаг знал, что с ним случится, если он попытается отомстить. Он даже не осмеливался плакать перед царём, который убил его сына и подал на стол блюдо из его мяса. «Знаю, - пришлось ответить Гарпагу, - и мне нравится всё, что делает царь».
Он похвалил блюдо Астияга и попросил забрать оставшуюся часть блюда с собой. Затем он отнёс домой всё, что ему позволили взять, и похоронил останки своего сына.
с