Впечатления о финской столице и ее жителях в сравнении с опытом пребывания в ней почти десятилетней давности.
Не верилось в то, что пишут блогеры и пресса вот уже пару-тройку лет о снижении уровня жизни в Гельсингфорсе да и вообще по стране. Ан нет, то есть подтверждаю: таки да.
Ничто так полно не передает картину жизни любого города, как поездки в общественном транспорте, Особенно если маршрут длинный - успеваешь посмотреть и на людей-пассажиров, и на достопримечательности за окном. В этом смысле трамваи самые удобные, благодаря широкому обзору из-за довольно крупных окон, а также расположению путей посередине улиц, обычно.
Каюсь, первым делом смотрю на то, как одет народ. Временами казалось, что вокруг антураж фильма о 60х годах СССР: серо-черная гамма с головы до пят даже у молодежи. Причем вещи явно не новые, ну очень скромные одежды. Даже если и дубленка из кожзама, то коричневая. Какие-то тряпочные и тоже темные мешки-сумки... Нет, ну понятно, что евротренд на вторичное использование вещей, широко шагает по особо развитым странам. Но финны как-то особо увлеклись этим процессом, однозначно. Если почти десять лет тому назад темными пятнами по городу мелькали мусульманки в платках, то в этот раз, на фоне снега, мрачно выделялась почти вся людская масса. Яркой одеждой светились японцы, их заметно прибавилось - как туристов, так и местных, как бы.
Типичная картина на остановке: в ярких куртах японка-мама с ребенком, справа и слева от них - аборигены:
Даже в соседнем Таллине одеваются повеселее, хотя по потребительским ценам города идут вровень. Склоняюсь к тому, что это осознанный выбор "темной" стороны, так сказать, хоть и под влиянием моды на аутентичность. К слову, недавно в обеих столицах открылись магазины еще одной шведской сети. Так там ассортимент именно в стиле скромного богатства: очень простые вещи из натурального невторичного сырья, но по конским ценам.
Подстать одежке и сами финны. Их грубость в общении и бесцеремонность, даже развязность наблюдали не раз на терминалах и на борту паромов. Шарящих по мусоркам пенсов сейчас можно увидеть и в Хельсинки, асоциалы в транспорте - обычное дело. Лица часто напряженные, встревоженные. Ну и как там не встревожиться,
когда в смях потоком
нагнетается негатив о соседней стране, а на здании центрального железно-дорожного вокзала установлен сине-желтый флаг, не шведский. И тревожность в лицах не " случайно показалось".
По статистике за прошлый год все чаще некогда счастливое финское население берет больничный по психологическим проблемам. При том часть благополучных, надо полагать, горожан беззаботно закаляется в платном открытом бассейне у Рыночной площади на берегу залива. Тем временем малята катаются на зубодробительной горке-лестнице у здания Сената, благо снега выпало немало. Или гоняют в хоккей на здоровенном катке в районе Западного порта.
По ходу там же запечатлелся сюрреалистичный кадр с трамваем на мосту на фоне закатного солнца.
Что-то из Сталкера - эти ангары, недострой, кругом какой-то "индустриал" и конструктивизм. Весь этот припортовый район сейчас уже плотно застроен хоть и не типовыми, но характерными новоделами в виде катакомб с небольшими окнами. Было ощущение,что находимся в какой-то промзоне.День был выходной, В будние дни там, видимо, добавляются и звуки дорожных работ. Как и в прежние визиты территория порта достраивается, ноне у второго терминала.
В очередной раз засмотрелись на здание оперного театра, что аж проехали свою остановку.
Тоже здание в кубическом стиле, с чисто нордическими "украшениями" в виде непонятных пристроек, железных балок, нестандарных окон и прочей промышленной эстетики. Пытались разглядеть что-то кроме жесткой вычурности, искали намек на храм искусства, но нет. Да и черно-белая афиша не дала повода сомневаться, что и внутри будет все не по-детски брутально. Единственное, что смягчило и оживило вид этого ДК, это наличие рыбаков на озере, на которое выходит одна из его сторон. Не так красочно как у Брейгеля на Охотниках на снегу, конечно. Но глаз отдохнул от бетонной оперной брутальности.
Правда, Тёёлё не совсем озеро, а своеобразный залив, образованный протоками, тянущимися от собственно залива. Неизменны и гигантские скальные валуны, на которых и покоится город, стоит православный собор и прорыто метро, что называется, не под землей, а сквозь горные породы. Но метро не люблю вообще, а в Хелсе оно еще и гнетущее, с низкими каменными сводами, Так что комментов о нем не будет.
В этот раз сходили в оранжерею. Ну как оранжерея - три небольших зала, один с тропическими растениями был закрыт из-за холодов. По-домашнему мило и уютно, бОльшая часть растений - хорошо разросшиеся обычные комнантные растения - кактусы, алоэ, толстянка, орхидеи, кустовые розы. Зато есть симпатичный пруд с декоративными карпами. Такой скромный зимний сад при барском доме, куда даром можно прийти поглазеть простолюдинам.
Короче, от былого умиротворенного и спокойного города не осталось и следа, к сожалению.
Картинка Васи Ложкина в начале поста истинно характеризует общее впечатлене от "Финнки" в морозном январе только что начавшегося года.