14 февраля 2008 года в областной библиотеке прошло мероприятие под названием «Он знал дорогу к Пушкину», посвященное 105-летию Семена Степановича Гейченко (1903 - 1993) - легендарного директора Пушкинского музея-заповедника "Михайловское".
Я немного опоздала к началу вечера, и это не позволило мне познакомиться с книжной выставкой, посвященной С.С.Гейченко. Там были и его книги и книги о нем. Интересно, что совсем недавно, зайдя в один из книжных магазинов я обнаружила там книгу «Домовой», в которой В.Курбатовым были собраны выдержки из писем Гейченко, а так же его разговоров. И стоила эта книжка смехотворно - всего 20 рублей. Я ее сразу схватила, конечно, и прочитала с большим удовольствием. Книга совсем небольшая, но даже по приведенным в ней выдержкам можно судить о том, что С.С.Гейченко был человеком незаурядным. Да и шутка ли - не просто возродить Пушкинские места, сделать их настоящей заповедной зоной, но и так вдохнуть в них жизнь, что места эти стали настоящей Меккой, местом притяжение миллионов людей со всей Земли. И люди шли сюда не только к Пушкину, но и к самому Гейченко. А такое заурядному человеку явно не по силам. Но это я отвлеклась немного. Возвращаюсь к мероприятию, которое, несмотря на небольшое количество присутствующих в зале, прошло в очень теплой обстановке, т.к. выступали люди лично знавшие и любившие С.С.Гейченко.
Сначала выступил Бозырев Владимир Семенович, который был при Гейченко замом по научной работе, а после его смерти директором заповедника. Чувствуется, что Гейченко он очень любит. Говорил о нем целый час и еще много часов проговорил бы, если бы не регламент. Ему было не остановиться.
Он принес с собой огромное число фотографий, но не было аппаратуры, которая их могла бы увеличить для всеобщего обозрения, а издалека их было не разглядеть. Пустили несколько фотографий по рядам, и на этом спасибо.
Рассказал много интересного, но вот несколько сюжетов я отметила для себя особо:
- До перестройки музей-заповедник провел свои выставки в 20-ти городах СССР. Первая была в Таджикистане. Так там на эту выставку пришло все правительство республики, кроме первого лица. Их привел первый зам. Председателя правительства Таджикской АССР - Новичков. Так было в советское время заведено - в национальных республиках первым человеком в правительстве всегда был представитель этой национальности, а вторым обязательно русский.
- С.С. Гейченко собирал колокола. Некоторые были с повреждениями. Его друг - физик из Москвы предложил ему их починить. Он забрал их к себе в лабораторию, исследовал состав и залатал их так, что они стали звучать. Он привез колокола и вместе со своими учениками водрузили их на колокольню Святогорского монастыря, тогда еще закрытого. Повесить-то повесили, а звонить в них нельзя было. И С.С. Гейченко стал обивать пороги соответствующих инстанций, что бы в колокола разрешили звонить. И добился-таки разрешения звонить в день рождения поэта.
- С.С. Гейченко очень хотел восстановить часовню в конце еловой аллеи Михайловского. Все знали, что она там была, но никто не помнил, где конкретно и как она выглядела. И вот Гейченко с несколькими рабочими взяли лопаты и стали искать фундамент. Нашли. Он оказался каменным и очень хорошо сохранился. Тогда решили восстановить саму часовню. Эта часовня была знаменита еще и тем, что в ней Н.Н.Пушкина, когда жила после смерти поэта в Михайловском, устраивала вместе со своим семейным доктором прием местных крестьян, нуждавшихся в медицинской помощи. И, вот, когда часовня была отстроена, ее освятило духовенство. Об этом узнали в обкоме партии и приказали разрушить часовню. Тогда С.С. Гейченко сел в машину и покатил в Москву к И.С.Густову (с 1961 по 1971 гг - первый секретарь Псковского обкома КПСС, с 1971 по 1989 гг - первый заместитель председателя КПК при ЦК КПСС) там произнес такую сильную речь, что приказ местных был отменен.
Меня так захватил рассказ В.С.Бозырева, что я даже забыла его сфотографировать. :-((
После него выступила пушкиногорская поэтесса Наталья Лаврецова. Она работала в свое время в заповеднике лесоводом.
На вечере она читала свои стихи, посвященные Семену Степановичу Гейченко, его жене и соратнице Любови Джелаловне Сулеймановой, и Пушкину.
Потом выступал Евгений Петрович Матвеев, наш известный краевед. Он в свое время работал в заповеднике внештатным экскурсоводом и часто общался с С.С.Гейченко.
И он рассказал такую историю: Однажды он захотел взять у Семена Степановича автограф, но под рукой был только томик Пушкина. С.С.Гейченко сначала сказал, что негоже ему подписывать книгу Пушкина, а потом подумав, сказал, что подпишет на последнем листе. Он написал следующие слова: Хочешь быть богат - трудись/ хочешь быть умен - учись/ хочешь быть в раю - молись/ не хочешь быть в аду - хранись. И поставил подпись - А.С.Пушкин. Матвеев сказал, что дома он перерыл все стихи Пушкина, но этих нигде не нашел. И когда в очередной раз встретился с С.С.Гейченко спросил у него, откуда эти стихи. Тот ответил, что эти стихи нигде не напечатаны, т.к. эти слова, этот завет Пушкина местные жители передают изустно из поколение в поколение.
Потом выступал писатель Александр Александрович Бологов. Он тоже вспоминал о С.С.Гейченко.
Но воспоминания у него были о последних годах жизни С.С.Гейченко, когда тот уже тяжело болел. Поэтому рассказ А.А.Бологова получился очень грустным.
Потом слово взяла поэтесса Марина Викторовна (фамилию не назвали). Очень хорошо рассказывала и о С.С.Гейченко и о том, как он ей помогал в ее творческом становлении. Главное, что она в нем отмечала, что инициатором помощи всегда являлся он сам. Говорил - давай делай то-то, я тебе помогу. И помогал. Прочитала она и свои стихи, ему посвященные.
Мне ее выступление очень понравилось. От души, безо всякой пафосности, коротко и по существу.
Там еще был и писатель Валентин Курбатов. Вероятно, ему было предоставлено заключительное слово. Но мне уже нужно было уходить и я не дождалась его выступления..
Вот такой получился вечер воспоминаний о Семене Степановиче Гейченко.