Сегодняшний рассказ посвящен выставке под названием "Изборский хоровод", которая проходит в Изборске в новом выставочном пространстве. Данная выставка - это межмузейный выставочный проект. Здесь представлено более 30 традиционных народных костюмов жителей Новгородской, Смоленской, Костромской, Олонецкой, Псковской и других губерний XIX - начала XX века. Основу выставки составляют одежды изборян и малого народа сето из коллекции Изборского музея-заповедника. На выставке так же можно увидеть художественные произведения, предметы быта и декоративно-прикладного искусства.
Я напомню, что новый современный выставочный комплекс открылся в Изборске в конце прошлого 2022 года большой художественной выставкой
"Россия. Истоки". И я с тех пор стараюсь выставки здесь не пропускать. Это прекрасный повод съездить в Изборск не по работе, а в качестве отдыха. Потом еще были выставки
"Непобедимая красота" и
"Корсунская легенда". А теперь вот - "Изборский хоровод", которая посвящена многообразию народного костюма.
Вот что нам сообщают
сопроводительные материалы к выставке: Народный костюм - это волшебное зеркало, в котором отражается душа народа, его самобытность и многовековые традиции. Костюм является важным связующим звеном между поколениями: праздничные костюмы берегли, передавали по наследству, от матери к дочери.
Основа женского костюма жительницы Изборска - рубаха, сарафан, передник, головной убор, обувь. В основном носили рубахи без поликов (вставок на плечах) с пышными рукавами; верх рубахи часто шили из цветной ткани (красного кумача). Распространена была также рубаха на кокетке. Женщины носили косоклинные сарафаны, называвшиеся ферязями. Будничные шили из домотканого холста, а праздничные из набойки или ситца. Передники носили в основном по праздникам.
Женскому головному убору в традиционном русском костюме уделялось особое внимание, по нему можно было узнать из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит. В Изборске, как и во всём Псковском уезде, бытовали повойники - мягкие головные уборы в виде чепца, собранного вокруг головы на шнурке. В качестве отдельного головного убора по особым случаям использовались шёлковые, вышитые золотой нитью по углам и лбу, косынки, часто называемые «золотая головка». Их вышивали монахини Ивановского монастыря в Пскове.
Костюм женский русский. Печорский уезд.
Нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Платья девичьи подростковые для сенокосов. Печорский уезд.
Нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Костюм мужской русский. Печорский уезд.
Нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Костюм женский русский. Печорский уезд.
Конец XIX - нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Костюм женский русский. Печорский уезд.
Конец XIX - нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Головной убор "Золотая головка" (XIX в.) и платок народа сето (XIX в.)
Реконструкция головного убора "Золотая головка"
Мужские рубахи русские и пояса (нач. ХХ века)
Беклемишев В.А (1861 - 1920). "Деревенская любовь". 1896. Бронза
Женщины сето носили туникообразный косоклинный чёрный суконный сарафан - сукман, пояса, передник, рубаху с пышным рукавом, собранным в сборку у манжеты, с широким тканым украшением посередине длины рукава, выполненным в технике бранного ткачества. Сето часто носили летние и демисезонные кафтаны: полушерстяной - ряпик и суконный - сярг. Характерной особенностью покроя сетоских кафтанов являются пышные глубокие складки на бёдрах - пуусад, а также отделка цветным шнуром.
Настоящее богатство женщины сето - комплекс нагрудных серебряных украшений: две фибулы - маленькая, для застёгивания ворота рубахи, и большая коническая - сыльг, украшенная гравированным и чеканным орнаментами. Сыльг переходила от матери к дочери, но чаще дарилась девушке отцом, молодухе - свёкром. Кроме фибул носили ожерелья с подвесками в виде крупных листьев, украшенных гравировкой, различные варианты жемчугов, цепи, различные монисто. Серебряный наряд поражал не только своей красотой и богатством, но и тяжестью носимого на себе металла (2-2,5 кг). Кроме нагрудных украшений женщины сето носили серьги, браслеты, кольца. Оберегом от злых сил и дурного глаза служил звон подвесок и цепей, который был слышен при ходьбе: «Женщин сето сначала слышно, а потом уже видно».
Костюм женский народа сето (праздничный). Печорский уезд.
Нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Костюм женский народа сето. Печорский уезд.
Нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Костюм женский и костюм мужской народа сето. Печорский уезд.
Нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Костюм женский и костюм мужской народа сето. Печорский уезд.
Нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Костюм женский народа сето. Печорский уезд.
Нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Костюм женский народа сето. Печорский уезд.
Нач. ХХ в.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Серебряные украшения из праздничного женского костюма народа сето.
Конец XIX - нач. XX вв.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Серебряные украшения из праздничного женского костюма народа сето.
Конец XIX - нач. XX вв.
Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Изборск".
Ильин Г.А. (1889 - 1968). "Женщина с лукошком". 1916
Холст, масло.
Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств.
Киселева Е.А. (1878 - 1974). "Невесты. Троицын день". 1907
Холст, масло.
Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств.
Коллекция русского народного костюма Смоленского музея-заповедника насчитывает более 1000 единиц хранения....
...Орнамент Смоленского края, воспроизводимый в тканье и вышивках и служащий, главным образом, для украшения одежды: рубах, насовок, платков, накидок, чепцов, поясов, ширинок, полотенец, будь он выткан, вышит, нашит или пришит, носит характерное местное название «украсы», чаще всего линейного или геометрического орнамента.
Характерной особенностью местных «украс» является абсолютная «двуличность», т. е. не только известная чистота изнанки, но совершенная ее тождественность с лицом, - требование, которое перешло даже и к позднейшей вышивке крестиком и характеризуется наименованием «на оби бока». Узор составляется из отдельных самостоятельных «фигур», которые повторяются.
Костюм женский. Смоленская губерния, Духовщинский уезд.
Конец XIX - нач. XX вв.
Смоленский государственный музей-заповедник.
Костюмы женские. Смоленская губерния.
Конец XIX - нач. XX вв.
Смоленский государственный музей-заповедник.
Костюм женский. Смоленская губерния, Дорогобужский уезд.
Конец XIX - нач. XX вв.
Смоленский государственный музей-заповедник.
Мясоедов Г.Г. (1834 - 1911). "Старик-крестьянин с косой". 1870-1880-е гг.
Картон, холст, масло.
Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств.
Левушкин Н.В. (1915 - 1953). "Женский портрет". 1949 - 1950-е гг.
Холст, масло.
Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств.
Музей Лаишевского края имени Г. Р. Державина (Республика Татарстан) представлен на выставке тремя костюмами: русский костюм, костюм кряшен (крещеных татар) и костюм (заказанской) татарки.
На территории района живут в основном русские и татары. Костюм - наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. В костюме, как в зеркале, отражаются занятия предков, климат и пути торговли, идеалы красоты и религия, контакты с другими народами.
У татар наиболее ярко национальные особенности одежды прослеживаются в женском костюме.
В Татарстане в русских деревнях и селах девочек с пятилетнего возраста начинали обучать женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах - и плести кружева. К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец подзоров и столешников) и украсить их яркой многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на праздники, на похороны и т.д.
Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу.
Магическую роль играл и цвет костюма. Красный, желтый, золотой - цвета Солнца, они даруют женщине приток жизненных сил, здоровье и радость. Неслучайно эти цвета чаще всего использовались в свадебных платьях.
Русский женский праздничный костюм. Село Никольское, Лаишевский р-н, Республика Татарстан
Конец XIX - нач. XX вв.
Музей Лаишевского края им. Г.Р. Державина
Женский костюм кряшенки. Село Никольское, Лаишевский р-н, Республика Татарстан
Конец XIX - нач. XX вв.
Музей Лаишевского края им. Г.Р. Державина
Юлия Косцова. "Лето". 2019
холст, масло
Юлия Косцова. "Незабудки". 2023
холст, масло
«Выряд», «скрута», «уряда», «окрута», «сряда» - забытые, необычные, непонятные для людей, живущих в XXI веке, термины. Именно так в Новгородской губернии в конце XIX века называли праздничную девичью и женскую одежду.
Молодёжь принимала активное участие в деревенских праздниках. Отказ от гуляний вызывал осуждение старшего поколения. Во время «проходок» в нарядной одежде по улицам, в ярмарочных рядах, весёлых танцах и плавных хороводах парни высматривали себе невест.
«Девица, девонька, девчужка, дева, девуня, деушка» так ласково было принято обращаться к девушкам брачного возраста. Вступление в прекрасный период жизни сопровождалось кардинальным изменением костюма. В № 35 «Новгородских Губернских ведомостей» за 1869 год описывается ярмарка в Теребуновском приходе Крестецкого уезда: «Всех больше народу толкалось около пряников. Здесь главным образом была молодёжь. Когда глаза мои привыкли к пестрове, я заметил, что крестьянки одеты далеко не по капиталу своих батюшек; многия были в немецких платьях, - даже при зонтике; везде были видны шелковыя и шерстяныя наряды».
Родители «справляли» для дочери на выданье несколько праздничных костюмов. Да и сама «невеста», девушка брачного возраста, должна была приготовить добротное приданое, овладев всеми видами женского рукоделия.
Костюм девичий. Новгородская губерния, Пестовский уезд.
Конец XIX - первая треть XX вв.
Новгородский государственный объединенный музея-заповедник.
Костюм женский праздничный. Новгородская губерния, Пестовский уезд.
1889 - первая треть XX вв.
Новгородский государственный объединенный музея-заповедник.
Повязки девичьи. Новгородская губерния.
Первая треть ХХ века.
Новгородский государственный объединенный музея-заповедник.
Платок из русского народного костюма и головных уборов к нему. Новгородская губерния.
Конец XIX - нач. XX вв.
Новгородский государственный объединенный музея-заповедник.
Костюм девичий. Новгородская губерния.
Середина XIX в. - 1920-е гг.
Новгородский государственный объединенный музея-заповедник.
Костюм девичий. Новгородская губерния, Пестовский уезд.
Первая треть XX в.
Новгородский государственный объединенный музея-заповедник.
Головной убор женский - "шапочка". Новгородская губерния.
XIX вв.
Новгородский государственный объединенный музея-заповедник.
Головной убор женский - "кичка рогатая". Новгородская губерния.
Нач. XX вв.
Новгородский государственный объединенный музея-заповедник.
Кокошник. Новгородская губерния.
нач. ХХ в.
Новгородский государственный объединенный музея-заповедник.
Женский головной убор. Новгородская губерния.
Середина XIX в.
Новгородский государственный объединенный музея-заповедник.
Анна Виноградова. "Подруги". 2019
Холст, масло.
Наталья Милошевич. "Вышивание". 2021 г.
холст, масло
Коллекция крестьянской одежды XIX - начала XX веков начала формироваться в музее-заповеднике «Кижи» с конца 1960-х годов. В основном она включает в себя отдельные элементы будничной и праздничной женской и девичьей одежды. В состав женского наряда входили сарафаны, составляющие большую часть коллекции одежды музея.
В фондах музея-заповедника «Кижи» собраны образцы костюмов со всей Карелии. В настоящее время исследователи музея изучают историю северокарельских женских и мужских костюмов конца XIX века - начала ХХ веков.
Один из представленных на выставке костюмов - женский костюм пудожской крестьянки.
Большая часть одежды пудожских крестьян была домотканой. Разные виды одежды изготавливались из различного по качеству обработки льна. Из грубой серой домотканины шились мужские кафтаны и балахоны, женские кафтанушки. Из белого плотного холста - мужские рубахи, порты, станушки, наголенки, предохранявшие ноги женщин от укусов комаров. Белым домотканым мог быть и верх женской рубахи. Из окрашенных льняных нитей изготавливали полосатую или клетчатую пестрядь. Из нее шились юбки, сарафаны, станушки. Льняной холст традиционно красили в глубокий синий цвет и набивали по нему рисунок, чаще всего растительный. Набивная ткань обычно шла на шитье будничных сарафанов.
Женский повседневный костюм пудожанки имел северорусскую основу и состоял из рубахи, сарафана и передника. Будничным головным убором замужней женщины были сборники, имевшие распространение в северной и северо-западной части России, и чепцы (повойники), распространенные в России повсеместно. Иногда повойник заменялся небольшим платком, на который сверху повязывался второй платок.
Девичий костюм рибольских корел. Олонецкая губерния.
Нач. ХХ века (реконструкция)
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи".
Женский русский костюм. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд.
Нач. ХХ века (реконструкция)
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи".
Мужской вепсский костюм.
Нач. ХХ века (реконструкция)
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи".
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник привёз на выставку в Изборск сразу три костюма: галический, татарский и марийский.
Узоры на марийском костюме представляют собой геометрические орнаменты, играющие роль не столько украшения, сколько оберега, символа принадлежности человека к определенному социальному сословию.
Кроме того, в каждом узоре зашифровывали символику - ритуальные знаки, приносящие своему владельцу успех, здоровье и благополучие, защищающие его от злых сил и дурных помыслов. Поэтому марийские орнаменты и их значение играли чрезвычайно важную роль при пошиве мужской, женской и детской одежды.
Вышивка на женском национальном костюме указывала не только на социальную принадлежность, но и на семейное положение женщины. Также девушки из Поволжья уделяли внимание и различным ювелирным украшениям - наибольшей популярностью пользовались серьги, кольца, массивные ожерелья и бусы.
Костюм женский татарский. Костромская губерния.
Конец XIX - нач. XX вв.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Костюм женский марийский. Костромская губерния, Ветлужский уезд.
Вторая половина XIX - нач. XX вв.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Костюм женский галический. Костромская губерния, Галичский уезд.
Конец XVIII - XIX вв.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Костюм женский праздничный (Старообрядцы). Нижегородская губерния.
Вторая половина XIX в.
Частная коллекция
Вот такая выставка...
И в завершении этой публикации я напомню, что текст, выделенный курсивом взят мной из информационного сопровождения к выставке - © Музей-заповедник "Изборск".
И, конечно, не могу не напомнить, что:
Все ссылки о публикациях из путешествий по Псковской области я собираю -
здесьвсе ссылки на публикации по Изборску -
здесь, по Печорам -
здесь, по Печорскому району -
здесь.