Псков. Выставка "Тени древлего благочестия" в Поганкиных палатах

Jun 25, 2023 22:10


Ну а я тем временем продолжаю знакомить вас с выставками, которые проходят сейчас в Пскове в Поганкиных палатах. И сегодняшняя публикация - это рассказ о выставке "Тени древлего благочестия", которая знакомит нас с результатом реставрации иконы XVIII века одного из самых загадочных святых - воина-мученика Христофора Псеглавца, происходящей из храма Преображения Господня в п.Локня Псковской области.





Впервые о святом воине-мученике Христофоре Псеглавце я узнала не так уж и давно, а именно в 2019 году, когда побывала на выставке Псковского музея-заповедника "Культура и искусство древнего Пскова". Образ святого с собачьей головой меня очень сильно удивил тогда. Но как оказалось, этот святой, живший в III в., почитается всеми христианскими конфессиями. В православном календаре его память отмечается 9 (22) мая.

Святой мученик Христофор широко известен с раннехристианского времени, а наиболее ранние сохранившиеся тексты его жития датируются VIII веком. Его жизнеописание, как и объяснения причины изображения его с собачьей головой имеют несколько версий. На этом я сейчас не буду останавливаться, но если интересно, подробнее о нем можно прочитать, например, на Википедии или на сайте Православие.ру. Я же сосредоточу своё внимание именно на материалах этой небольшой выставки, которая рассказывает нам о результатах реставрации иконы святого воина-мученика Христофора Псеглавца XVIII века, которая происходит из храма Воскресения Господня в поселке Локня Псковской области.



Надо сказать, что на Руси Святой Христофор широко почитался до определенного времени. Его имя зафиксировано в составе славянских месяцесловов XI - XII веков. За длительный период почитания святого мученика Христофора сложилось несколько иконографических типов, каждый из которых опирался на определённый текст житийного повествования.

В середине XVII века во времена раскола в русской церкви и преобразований патриарха  Никона был введен запрет на изображение святого Христофора с песьей головой, и многие такие его иконы были уничтожены. С того времени нужно было писать иконы, придавая его лику антропоморфные черты. Но старообрядцы сохраняли его иконы с зооморфным обликом, поэтому изображения Христофора Псеглавца все-таки дошли до наших времен.

Ну а конкретно та икона Христофора-Псеглавца XVIII века, которой посвящена выставка, была обнаружена в 2018 году завсектором древнерусского искусства Псковского музея-заповедника Марией Дубровской в рамках научного исследования, посвященного изучению особенностей иконографии и истории бытования образа псеглавого воина.

В ходе подготовки выставки "Культура и искусство древнего Пскова", где планировалось показать икону Христофора-Псеглавца, хранившуюся в фондах Псковского музея-заповедника, один из сотрудников вспомнил, что подобную икону он видел в детстве, в храме Преображения Господня в Локне. Сотрудники музея связались с батюшкой, который служит в этом храме и он эту информацию подтвердил. Но когда музейщики приехали в храм, то вместо Псеглавца они увидели святого в антропоморфном облике. Но после того, как батюшка снял оклад с иконы, оказалось, что антропоморфное изображение было выполнено в темперной технике на куске картона, прибитого тремя гвоздями к иконной доске. Таким образом в свое время изображение святого Христофора было приведено в соответствии с решением Московского собора середины XVII века.



О дальнейшей судьбе этой иконы мы можем узнать из сопроводительных материалов к выставке:



В августе 2018 года были удалены с иконы оклад и картон с изображением новодельного человеческого лика и открыт живописный слой поздней поновительской записи конца XIX века с изображением святого в псеглавом облике. Икона была покрыта многочисленными пятнами масляных и известковых красок, восковыми наплывами и ожогами, свидетельствовавшими о том, что образ на протяжении длительного времени находился без оклада.

Латунный оклад иконы был создан веком позже в 80-х годах XIX века, одновременно с последним поновлением иконы в академическом стиле. Оклад состоит из двух металлических листов, спаянных на уровне лика, частично посеребрён, частично вызолочен. Утрачены накладные детали: нимб, копие, крест восьмиконечный, две дробницы с надписями (реконструированы в мастерских Софрино).

Последнее поновление живописи иконы святого Христофора Псеглавца произошло одновременно с созданием оклада в 1880-х годах. Этот факт зримо свидетельствует о продолжении почитания Святого мученика-воина Христофора в виде кинокефала, принятом до реформы русской церкви в 1653 году и сохранённом именно в этой иконографии в многочисленных старообрядческих общинах северо-запада.

В результате совместной выставочной деятельности Псковского музея-заповедника и Великолукской и Невельской епархии этот образ редкой сегодня иконографии принял участие в выставочном проекте, посвящённом иконам с изображением Псеглавого святого воина и стал одним из самых "ярких" экспонатов в экспозиции "Культура и искусства древнего Пскова", которая работает с 2019 года.

После пребывания иконы в музее и возвращения образа святого мученика в родные края, епархиальным управлением Великих Лук было принято решение передать этот иконописный памятник для проведения профессиональных реставрационных мероприятий. Результат этой грандиозной работы представлен на нашей выставке "Тени древлего благочестия".



Раскрытая икона представляет собой пример устойчивого сохранения в старообрядческой среде иконографии святого мученика в виде Кинокефала. Она зримо выражает вкусы, бытовавшие в народной среде с наивными и сказочными представлениями о легендарном воине-мученике - защитнике от моровых поветрий, внезапной смерти и покровители путешествующих. Живописный язык максимально прост, можно даже сказать элементарен, мы не видим технических приёмов, свойственных профессиональным иконописцам той поры. Мастер стремился с помощью явно небольшого багажа, воспринятых им когда-то "рисовальных" приёмов, придать иконному образу максимальную выразительность. Здесь пластическое начало уступает графическому. Форма больше обозначена рисунком, чем проработана объёмно. Красочная палитра строится на сочетании ограниченного набора цветов, каждый из которых доведён до предельной частоты звучания. В таком подходе проявляется неразрывная связь народной иконы, к которой с полным правом, можно отнести образ св. Христофора Псеглавца с традиционной народной культурой в целом, которой изначально присущи знаковость и экспрессивность художественного языка.

В нашем случае необходимо отметить особую оригинальность в изображении зооморфного лика святого, который вовсе не похож на псеглавца. Такая черта характерна для "поздних" икон, происходящих из народной среды, где святой изображается не с пёсьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную или даже овечью. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заострённой, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную морду.





Святой мученик-воин Христофор Кинокефал (Псеглавец). XVIII в.
из церкви Преображения Господня (1795 г.)
п.р.т. Локня Великолукской и Невельской епархии Московской партиархии.
дерево, темпера.
Реставрирована в 2021-2022 гг. в МНРХУ Киселёвым А.А.
художником-реставратором 1-й категории



Оклад с иконы св. мученика-воина Христофора Кинокефала (Псеглавца), 1880-е гг.
Латунь, золочение, серебрение.
Реконструирован в Софрино в 2021-2022 гг.

Ну и несколько слов о храме Преображения Господня 1795 г. в п. Локня:

Локнянский район расположен в юго-восточной части Псковской области. Административный центр района - посёлок Локня. Отсчёт своей истории Локня ведёт с сентября 1901 года, когда возникла одноимённая железнодорожная станция. Однако центр Локнянского района упоминается в летописи ещё под 1488 годом под именем Холмский погост Влицы, который обосновался на стыке двух шоссейных магистралей, идущих от Пскова и Великого Новгорода к Великим Лукам. Сегодня Влицы стали частью разросшегося посёлка Локня и почти потеряли своё историческое название. На окраине посёлка Локня, в бывшем погосте Влицы сохранился крупный храм Спаса Преображения.

Церковь Преображения Господня построена в 1795 году "тщанием помещика Максима Ивановича Карамышева с помощью прихожан" вместо прежней деревянной, возведённой ещё в XV веке и со временем пришедший в ветхость. Настоящий собор с престолами во имя Святого Николая Угодника, пророка Илии и Тихвинской Божьей Матери в тёплом притворе. Влицы когда-то были частью помещичьего владения рода Карамышевых. Максим Иванович Карамышев скончался после 1792 года. А позже, в качестве приданого Прасковьи Афанасьевны Карамышевой эти земли перешли к роду Голенищевых-Кутузовых. До сих пор перед папертью храма сохраняется постамент на могиле брата М.И. Кутузова Семёна Илларионовича Голенищева-Кутузова князя Смоленского.



На период возведения церкви в 1795 году в русском искусстве утвердился стиль классицизм. При этом в его провинциальных проявлениях всё ещё встречались черты борокко во внутреннем убранстве при уже сформировавшимся минимализме внешних декоративных средств. Четырёхстопный однапсидный храм Преображения Господня в Локне, внушительный в своём нижнем объёме, увенчан изящными на лёгких барабанах пятью луковицами главок. Пятиглавие церквей было одной из черт храмовой архитектуры конца XVII - XVIII столетия.

Судя по найденным в Локнянском районе старообрядческим книгам, в этой местности проживали представители старообрядцев поморского и федосеевского согласий. При этом, поскольку местность никогда не была изолированной, здесь вряд ли могли быть исключительно старообрядческие деревни, а вероятнее, отдельные семьи, которые сосуществовали на одной территории вместе с представителями официальной линии.

Преображенская церковь никогда не закрывалась, даже после 1917 года, и в настоящее время является действующей. Однако во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. Активно занимался восстановлением церкви Преображения Господня священник Михаил Уляхин. Его заботами были восстановлены не только стены и купола, но и иконостас.

На выставке еще можно уззнать о традициях литья колоколов в средневековом Пскове и увидеть старинные колокола из собрания Псковскго музея-заповедника.



Колокола и колокольный звон в течение многих веков были неотъемлемой частью русской духовной культуры и общественной жизни. Собственное литьё колоколов на Руси начинается не позднее первой половины XII века. В XVI веке русское колокололитейное дело поднимается на высочайший уровень, ставший основой для развития уникального искусства русского колокольного звона.

Одним из важнейших центров русского колокололитейного дела в XVI веке становится Псков. Большая часть произведений псковских литейщиков не сохранилось. Об их высоком мастерстве свидетельствует немногочисленные дошедшие до наших дней образцы. Псковские мастера колокольного литья выполняли заказы крупнейших русских монастырей - Кирилло-Белозерского, Соловецкого, Псково-Печерского, Троице-Сергиевой Лавры. Псковские колокола звонили в Великом Новгороде, в Москве, Суздали, Белозерске и, конечно, на Псковской земле. В истории Пскова колокола сыграли особую роль. Вечевой колокол - символ псковской самостоятельности и независимости.

История сохранила для нас многие имена псковских мастеров колокольного дела. Известны целые династии колокололитейщиков Пскова. Такие, например, как семья Михаила Андреева с сыновьями, отлившими 400 пудовый колокол-благовестник для Кирилло-Белозерского монастыря.

Колокола псковских мастеров отличает стройность пропорций и плавность линий. Отделка псковских колоколов выделяется изяществом устойчивостью декоративных элементов, тщательностью исполнения. Она, как правило, состоит из рельефных поясов с надписями и сложным растительным орнаментом, включающих изображения христианской символики, мифических существ, животных и птиц.

Известно о нескольких мастерских псковских литейщиков, располагавшихся в разных частях города - на Романихе (в центральной части Окольного города внутри крепости), за пределами крепости - у Великих ворот и на Запсковье у церкви Варлаама Хутынского.

Исторически сложилось два типа сооружений для подвешивания колоколов: звонницы и колокольни. Первое упоминание о звоннице в Пскове относится к 1394 году, когда, завершив строительство Персей, псковичи поставили "колокольницу на стене". Псков - единственный русский город, где сохранились настенные звонницы XVI века.

Псковский музей-заповедник обладает небольшой коллекцией колоколов, среди которых великолепные образцы псковского литья. Мастером высочайшего класса был псковский литейщик Логин Семёнов, два колокола работы которого представлены в нашей экспозиции.



Колокол средний ("красный")
1570 г.
Бронза. Литье. Мастер Логин Семенов



Колокол средний ("красный")
1570 г.
Бронза. Литье. Мастер Логин Семенов



Колокол
XVI в.
Чугун. Литье. Немецкой работы



Колокол средний ("красный")
1603 г.
Бронза. Литье. Мастер Афанасий Панкратьев

Вот такая выставка...

В завершении добавлю, что текст выделенный курсивом взят из сопроводительных материалов к выставке "Тени древлего благочестия"  - © Псковский музей-заповедник.

Псков, Фоторепортаж, Выставки, Псковский музей-заповедник

Previous post Next post
Up