А тем временем я продолжаю знакомить вас с постерными выставками, расположенными на крепостных стенах Псковского Кремля. Ранее я уже рассказывала
о выставке, посвященной русско-ганзейской торговле, а так же о выставке
"Александр Невский и Псковская земля", которые расположены на участке стены между Кутней и Средней башнями. А сегодня речь пойдет о постерной выставке, посвященной археологическим исследованиям Довмонтова города Псковского Кремля в 1950-х - 1960-х годах. С ней можно познакомиться на прясле стены между Довмонтовой и Власьевской башнями. Это тот самый участок стены, который закрывает территорию Довмонтова города с запада.
Такой вид открывается из Довмонтова города Псковского Кремля на стену Перси и возвышающиеся за ней Троицкий собор и Колокольню (которая у нас все еще на реставрации). Что бы увидеть выставку об археологических раскопках Довмонтова города нужно взять левее и подойти к Довмонтовой башне, где устроена лестница для подъема на боевой ход.
Проходим мимо грандиозной кованной композиции "Щит и меч", посвященной победе русских войск под предводительством князя Александра Ярославовича в Ледовом побоище. Автор композиции - известный псковский архитектор-реставратор, художник, кузнец В.П. Смирнов,
100-летие которого мы отметили в этом году. Композиция была открыта в 1972 году, когда отмечалось 730 лет победы в легендарном сражении.
Довмонтов город - это часть Псковской крепости, которая располагается между Персями, которые служат его северной границей, и некогда стоявшей здесь Довмонтовой стеной, которая закрывала его с южной стороны. Сейчас участки этой стены "разорваны" более поздними зданиями - Приказными палатами (XVII в.) и Новой консисторией (XIX в.). В XIV-XV вв. псковичи возвели на территории Довмонтова города много храмов и несколько гражданских построек, основания которых были открыты археологами в ходе раскопок проходивших здесь во второй половине ХХ века.
Такой вид открывается со стены на Довмонтов город, фундаменты древних храмов и Приказные палаты. (Об истории и архитектуре
Приказных палат, а так же
о музейной экспозиции, посвященной ее работе в конце XVII века можно почитать в более ранних моих публикациях)
Вид со стены на Перси
Но идем знакомиться с выставкой
По пути, конечно, смотрим по сторонам и заглядываем в бойницы
На одном из первых постеров мы видим изображение графической реконструкции облика Псковского Кремля (Крома и Довмонтова города) на конец XV века, выполненного академиком архитектуры Г.Я.Мокеевым.
Ему же принадлежит версия о воплощении псковскими зодчими в градостроительстве идеи Пскова как Дома Святой Троицы (этой теме я обязательно позднее посвящу отдельную публикацию). Г.Я.Мокеев является автором
макета Псковского Кремля XV века, который можно увидеть в Колокольне Троицкого собора.
Археологические раскопки в Довмонтовом городе. 1960 г.
На исследованой территории площадью около 6500 кв.м были изучены остатки храмов XII - XVI вв., нижний рундук крыльца Приказной палаты, остатки фортификации XIII - XV вв., уличных мостовых, городской застройки X - XIII вв., многочисленные погребения горожан на прицерковных кладбищах. Глубина культурного слоя в Довмонтовом городе составляла от 0,7 м до 9,5 м.
Археологические раскопки в Довмонтовом городе. 1960 г.
Среди археологических открытий, не считая каменных построек, были обнаружены остатки средневекового архива, состоящие из комплекса вислых печатей XIV - XVI вв., пластинчатый доспех, большое количество каменных ядер и предметов быта, фрагменты фресковой живописи храмов.
Фрагменты постройки XIII в. в юго-западном углу Довмонтова города. 1962 г.
Студенты из стран Африки на раскопках в юго-восточном углу Довмонтова города. Псков. 1967 г.
Фундаменты храмов (Кирилла над Греблей, св. Софии и ее чад, Воскресения Иисуса Христа) в Довмонтовом городе после консервации. 1962 г.
Остатки гражданской постройки в Довмонтовом городе. 1963 г.
Всеволод-Гавриил был новгородским князем с 1117 г., но в 1136 г. его изгнали из Новгорода. В 1137 г. он принял приглашение псковечей занять их княжеский стол. Для псковичей было выгодно получить новгородского князя и освободиться таким образом от влияния Великого Новгорода. Приход Всеволода в Псков вызвал недовольство со стороны новгородцев. Прокняжил он в Пскове недолго, 11 февраля 1138 г. Всеволод умер. Согласно письменным источникам, место погребения князя церковь Дмитрия Солунского, но в 1192 г после канонизации князя его останки были торжественно перенесены в Троицкий собор.
Летом 1965 года во время раскопок церкви Дмитрия Солунского в Довмотовом городе Псковского Кремля были найдены фрагменты сосуда. По горлу сосуда располагались три налепных киотца с помещёнными в них изображениями человеческих лиц. Сохранилось единственное изображение, которое и заинтересовало исследователей. Находка располагалась под полом храма, в северной половине дьяконника. Раскопками было установлено, что в южной абсиде храма в древности были проведены земляные работы, которые датируются в XII веком Возможно, это подтверждает версию погребения Всеволода Гавриила в храме Дмитрия Солунского.
Археологи В.Д. Белецкий и С.В. Белецкий выдвинули гипотезу о том, что скульптурное изображение на сосуде имеет портретные черты реального лица - Всеволода-Гавриила. Следуя этой гипотезе, вполне вероятно, что найденная скульптурное изображение является единственным прижизненным, а точнее, посмертным портретом князя.
Вид с центрального купола Троицкого собора на Довмонтов город. 1987 г.
Во время археологических исследований Довмонтова города были сделаны уникальные открытия - фрагменты фресковых росписей в храмах Довмонтова города. В девяти раскрытых остатках каменных храмов были обнаружены фрагменты настенных росписей, которые датируются XIV веком. Всего было обнаружено 150 м² фресок. Большая часть живописи отреставрирована и находится на хранение в Государственном Эрмитаже. Композиция "Служба Святых Отцов" экспонируется в Псковском музее-заповеднике.
Григорий Павлович Гроздилов (с 1953 до июля 1962 г. руководитель Псковской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа) и Леонид Алексеевич Творогов (сотрудник Псковского музея, создатель Древлехранилища в Псковском музее). 1960 г.
Василий Дмитриевич Белецкий (слева) на раскопках церкви Дмитрия Солунского. Довмонтов город. 1965 г.
Василий Дмитриевич возглавлял Псковскую археологическую экспедицию Государственного Эрмитажа с 1962 г. на протяжении последующих 30 лет.
Археологи Инга Константиновна Лабутина (Голунова) и Василий Дмитриевич Белецкий. Довмонтов город. 1963 г.
Археолог Инга Константиновна Лабутина. Псков. 1989 г.
Инга Константиновна принимала участие в археологических работах Государственного Эрмитажа в Пскове, участвовала в создании системы охранных раскопок. Благодаря именно Инге Константиновне культурный слой Пскова поставлен на государственную охрану как памятник республиканского значения. Список научных трудов И.К. Лабутиной по проблемам археологии и истории средневекового Пскова и Псковской земли насчитывает более 100 работ. Она является автором монографии "Историческая топография Пскова в XIV - XV вв." - единственного полного исследования и обобщения данных письменных источников по всем объектам топографии города в XIV - XV вв. Кроме того И.К. Лабутина разработала один из вариантов атрибуции храмов Довмонтова города.
Археологи Василий Дмитриевич Белецкий и его сын Сергей Васильевич. Псков. 1978 г.
Михаил Иванович Семенов (архитектор-реставратор), Василий Дмитриевич Белецкий, Сергей Васильевич Белецкий. 1991 г.
На этом постерная выставка заканчивается.... Ну и напоследок еще несколько фотографий Довмонтова города.
Приказные палаты и основания некоторых храмов
Перед входом в храм Кирилла над Греблей
Это мы "внутри" храма Кирилла над Греблей
Здесь на переднем плане основание храма Дмитрия Солунского, где был найден тот самый сосуд с изображением человеческого лица..
Это остатки храмов т.н. Рождественской батареи - Николы над Греблей, Рождества Христова, Покрова Богородицы
Еще один вид на Перси Псковского Кремля, а на переднем плане основания храмов Федора Стратилата и Алексея Митрополита...
Ну вот на этом всё...
Добавлю лишь, что подписи, выделенные курсивом - ©
Псковский музей-заповедник.