Псков. Выставка "Псковские староверы - хранители культуры Святой Руси" в палатах Постникова

Aug 22, 2021 22:46


Не так давно я рассказывала о выставке, посвященой 145-летию Псковского музея, которая проходит в Пскове в палатах Постникова. А сегодня речь пойдет о еще одной выставке, проходящей в залах этих средневековых палат. Она называется "Псковские староверы - хранители культуры Святой Руси". Выставка, посвященная духовной культуре и истории старообрядцев Псковской земли впервые проходит в Псковском музее-заповеднике.



На выставке представлены старопечатные и рукописные книги старообрядцев, богослужебные предметы, иконы, предметы личного благочестия, а так же народная и моленная одежда конца XIX - начала XX веков. Так же здесь рассказывается о храмах местных староверческих общин, действовавших в Пскове в разное время. И, конечно, особое внимание на выставке уделено самим хранителям русских христианских обычаев - мастерам-старообрядцам: книгописцам, реставраторам, кузнецам, каменщикам, а также купцам-благотворителям и храмоздателям, духовным наставникам, собирателям древних книг и рукописей.




Афиша выставки

Поскольку я мало что знаю о старообрядчестве вообще и о псковских староверах в частности, то в данной публикации я буду опираться исключительно на сопроводительную информацию к выставке, выделяя ее курсивом. Ниже я процитирую сопроводительный текст, составленный авторами выставки:

Выставка «Псковские староверы - хранители культуры Святой Руси» посвящена 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума (1620-1682) - выдающегося духовного писателя, одного из родоначальников российской словесности.

В прежние времена музей показывал лишь некоторые предметы, происходящие из мира русского старообрядчества, хранящего заветы отеческой старины. Но эти вещи, взятые отдельно, оказывались как бы «растворены» среди других экспонатов на выставках псковской иконы, народно-прикладного искусства и книжности. Между тем, произведения церковного искусства и предметы быта, созданные в старообрядческой среде, имеют важное самостоятельное значение, поскольку они творились как продолжение и развитие древнерусских традиций уже в новое время. Они свидетельствуют грядущим поколениям о прекрасном духовном наследии Святой Руси, о вечности ее христианских идеалов и непреходящем значении нравственных ценностей.

Ныне Псковский музей впервые представляет выставку, непосредственно посвященную духовной культуре и истории старообрядцев Псковской земли.
Выставка основана на материалах пяти фондовых собраний. Богатое книжно-рукописное наследие старообрядцев показано предметами из Древлехранилища Псковского музея, где сберегаются старопечатные книги и старобытные церковные рукописи, сохранившиеся в богослужебной практике Древлеправославной Поморской Церкви. Представлены некоторые апологетические сочинения староверов: «Сказание священнопротопопа Аввакума <…> о исповедании православныя веры и о церковных догматех <…>», богословский труд Тимофея Андреева «Щит веры» (1790 г.), гектографические издания Дионисия Батова рубежа XIX-XX вв. Многие рукописи украшены живописными миниатюрами, нарядными заставками и буквицами в Поморском и Гуслицком стиле.

Используются редкие фотографии храмов Покрова Богородицы, Козмы и Дамиана - памятников архитектуры Пскова, созданных в начале XX в. местными староверческими общинами, действовавшими на Завеличье и на Запсковье. В разные годы XX в. в четырех церквях Пскова проводились богослужения по старым обрядам. Теперь они совершаются в храме Николы от Каменной ограды.

Впервые в столь значительном объеме представлено старообрядческое медное литье трех сложившихся центров производства: Выга (Поморская традиция), Федосеевского согласия и Гуслиц. Это иконы, киотные и тельные кресты, складни разных видов.

Собрание старинных изделий из ткани показывает русскую народную и моленную одежду конца XIX - начала XX вв.

Хранение предметов из драгоценных металлов украшает выставку окладами икон с венцами и цатами, серебряными крестами, а также изящным окладом Евангелия.

Из хранения древнерусской живописи представлены иконы конца XVII-XIX вв., написанные в канонических традициях.

Особое внимание на выставке уделено самим хранителям русских христианских обычаев - мастерам-старообрядцам: книгописцам, реставраторам, кузнецам, каменщикам, а также купцам-благотворителям и храмоздателям, духовным наставникам, собирателям древних книг и рукописей. Показаны портретные образы староверов, выполненные иконографически в XVIII-XIX вв. и с помощью фотографии в XX в. Цельность натуры старообрядцев, их суровая благообразность и живое хранение традиций древнего мастерства, вдохновили художника П.П. Оссовского на написание картины «Псковские кузнецы Петр и Кирил», эскиз которой также представлен вниманию публики.

Преодолевая многочисленные трудности, гонения и притеснения, старообрядцы, благодаря своей внутренней духовной силе, сумели достойно сохранить свои убеждения, веру и традиции, и твердо противостоять чуждому внешнему давлению. По справедливому замечанию русского писателя В.Г. Распутина: «Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба быть может не меньше, чем защита отечества на поле брани».

Автор выставки - старший научный сотрудник Древлехранилища Псковского музея-заповедника А.Б. Постников.
Соавтор выставки - начальник исторического отдела Псковского музея-заповедника Н.В. Родникова.





Священномученник протопоп Аввакум. Москва. Последняя четверть XVII - начало XVIII вв. Москва, ГИМ.
репродукция с иконы



Поморские отцы Даниил Викулич, Андрей Дионисович, Симеон Дионисович, Петр Прокопьевич, а так же инок Корнилий и инок Виталий. Выговский старообрядческий лубок, первая половина XIX века





1775 г. - 1808 г. - Обиходник с канонами и Синодик старообрядческий. Конволют. 164 л. (из собрания П.Д.Батова)
XIX в. (1820-е) - Сборник старообрядческий. 201 л. (из собрания П.Д.Батова)



1798 г. - Книга о вере единой Христовой и прочих верах римской, латинской униятской и никониянской. Сборник составлен Андреем Матфеевым в 1798 г. (из книг Василия Николаевича Хмелинского)
1910 г. - [1913 г.] - Осьмигласник заупокойный и Синодик. Сборник из двух книг. (Из книг Сафоновской старообрядческой общины Невельского уезда)



1790 г. - Андрей Тимофей (Серебренников). Щит веры. Место создания: Выг.



Медаль юбилейная "Протопопу Аввакуму - 400 лет. Будьте стойки в вере своей, небоколебимы". 2020. Великий Новгород, Латунь





Катехизис великий. - Псков: Славянская типография при Свято Троицко-Никольской церкви. 1885



1800-1810 гг. - Сборник житий псковских святых и воинских повестей. Рукописная книга. Псков
Голубев Константин, псковский миссионер-священник. Безпоповцы в Пскове // Истина. Кн. 61. Январь и февраль 1879 (7386) года. - Псков. Славянская типография, 1879.



1914 (7422) г., марта 15. - Библия (Острожская). - Москва: Московская старообрядческая старопечатня, 1914



1911 (7419) г. - Обиход крюкового знаменного пения. - Москва: Типография при Преображенском богаделеном доме, 1911
Факсимильное издание первым тиснением с Обихода поморского письма. Из книг Порфирия Алексеевича Михайлова (1894 - 1984)





Лестовка. кон. XIX - нач. XX вв. Россия. Бисер, ткань
Лестовка - уменьшительное от древнерусского слова лествица, т.е. лестница. Это приспособление для счета молитв.



Коврик-подручник. н.ХХ в. Россия, ткань
Подручник - небольшой квадратный коврик (тонкая подушка) для рук и головы при совершении земных поклонов у старообрядцев.





Иконы, оклады икон XVIII-XIX вв. и Евангелия XVII в. (из собрания В. И. Хмелинского)



Цата, вт.пол. XVI в. (происходит из церкви Успения от Парома, Псков).



Русская народная и моленная одежда конца XIX - начала XX вв. (домотканный холст и льняное полотно домотканное. Вся одежда ручной работы)



Мужской маникен одет в рубаху-косоворотку и порты мужские.



Женское одеяние - платок, рубаха-стануха (т.е. нательная рубаха), сарафан "синяк" (т.е. сарафан из такни, крашенной синей краской), лапти.



На детском манекене - рубаха-косоворотка, вышитая крестом, порты, пояс мужской, лестовка.



1633 (7142) г., сентября 30 - Устав (Око церковное). Москва: Печатный двор, 1633, февраля 20. Издан в царствование Михаила Феодоровича, в патриаршество Филарета.
1890-е гг. - Поморские ответы на 106 вопросов синодального мессионера. Гектографированное издание. Тула, 1890-е гг.



1781 г. - Псалтырь со возследованием. Гродно: Типография Королевская, 1781 г.
Кацея. ХХ в. Россия., медь, дерево (Кацея, кация, кацья - ручная кадильница в виде не глубокой плошки с горизонтальной ручкой...)



1890-е гг. - Броня правды. Гектографированное издание. Тула, 1890-е годы.



XVII в., первая половина - Ирмологий на крюковых нотах.





Именитые псковичи Василий Николаевич Хмелинский (1823 - 1899) и его зять Пётр Дионисович Батов (ок. 1850-1918) вели крупную оптовую торговлю, являлись гласными городской думы, имели чин коммерции советников, и за щедрую благотворительную деятельность провозглашены почетными гражданами Российской Империи. Каждый из них многое сделал для укрепления Псковская староверческой общины. На их средства строились и содержались моленные дома и храмы, духовные школы и богадельни. Они приобретали церковную утварь: старинные иконы и богослужебные старопечатные книги, которые использовались для духовных нужд общины. При их домах постоянно жили наставники, находившиеся на содержании купцов. В.Н. Хмелинский и П.Д.Батов организовывали местные съезды наставников для обмена опытом. Купцы были знатоками устава и знаменного пения, переписывали рукописи, спасали от уничтожения псковские древности. В собрании П.Д.Батова сохранились некоторые книги и гектографические издания его отца - известного старообрядческого писателя и издателя Дионисия Васильевича Батова (1825 - 01.11.1910), жившего в Туле.





Батов Пётр Дионисович (ок. 1850 - 1918). Фотограф М.И.Герасимов, Псков, 1913



После объявления Государем Николаем II свободы вероисповеданий и отправление религиозных обрядов, Высочайшим Указом от 17 апреля 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости" дозволялось строительство старообрядческих церквей. Официальная государственная регистрация староверческих общин стала возможной после издания Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка", даровавшего "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Именно тогда в 1906 году в юго-западной части дворового участка купца Батова была построена из кирпича новая отдельная общественная моленная Поморского безпоповского согласия. Храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В дореволюционном путеводителе Н.Ф. Окулича-Казарина "Спутник по древнему Пскову", изданном в 1913 году, сообщается: "Моленная Поморского безпоповскаго согласия находится на Старо-Рижской улице при доме купца Петра Денисовича Батова и издали обращает внимание своим ярко горящим на солнце золотым куполом. Выстроена господином Батовым в 1906 году, а потому сама по себе не относится к числу древностей, но замечательна по богатейшиму собранию древних икон. <...> Кроме того, в самом доме г.Батова имеется особая домашняя моленная с редчайшими и драгоценными иконами. <...>" После революции решением псковского Губернского исполкома от 6 февраля 24 года Покровский храм при усадьбе Батова был изъят от старообрядцев, закрыт и обезглавлен.







При усадьбах купцов Хмельницких возникли новые общественные моленные на Запсковье и на Завеличье. О существовании запсковской моленной сообщает Псковский единоверческий "миссионер-священник" Константин Голубев, издатель журнала "Истина" антистароверческой направленности, выходившего в Пскове в 1868-1886 годах.

В своей статье "Беспоповцы в Пскове" (1879 г.)  он пишет: "Главным руководителем почти всех псковских безпоповцев был во время оно псковский купец Николай Иванович Хмелинский, человек весьма благоразумный и по наружности своей весьма благообразный, об нём говорил Гавриил Назарьевич Хмелинский: что он был некогда крепостным человеком деревни Хмелёва или Хмелищи, лежащей между Островским и Новоржевским уездами, но по каким-то обстоятельствам, освободился от крепостной зависимости и сделался прежде псковским мещанином а потом и купцом, сначала второй, а наконец и первой гильдии, и коммерческими оборотами составил себе значительный капитал, приобрёл несколько домов в Пскове. Имел он трёх сыновей: Василия, Симеона и Ивана, которых при жизни своей оженил и разделил им в наследство имение свое. Николай Иванович Хмелинский пользовался громадным уважением, не только от псковских безпоповцев, но и от столичных Петербургских.  <...>  Благодаря покровительству могущественного Николая Ивановича Хмелинского, псковская молельная в самые трудные стеснительные времена пользовалась совершенною свободою. <...> После того как [в 1860 году] сгорела общественная молельня, псковские безпоповцы начали собираться для Богомоления на Запсковьи в доме своего покровителя Николая Ивановича Хмелинского, который несмотря на всё своё могущественное влияние не мог исходатайствовать дозволения для построения новой молельни."





Согласно "Памятным книжкам Псковской губернии" за 1911-1913 гг. и 1913-1914 гг. в Пскове на Запсковье по улице Лесной в доме № 13 располагалась Псковская община старообрядцев Поморского согласия. Наставником был Илларион Савельевич Харитоненко, проживавший при молитвенном доме. Председателем совета общины являлся купец Илья Иванович Булынников. По данным А.Н. Ефимова "после регистрации община решила основать на Лесной улице вместо моленной большой храм. В 1913-1914 годах по проекту архитектора А.А. Подчекаева рядом с моленной началось строительство уникальной и неповторимой церкви во имя святых чудотворцев Косьмы и Дамиана.



Строительство велось на добровольные пожертвования, но из-за начавшейся Первой мировой войны и последовавшей за ней Гражданской, растянулась на ряд лет. К 1918 году церковь была выстроена вчерне, без внутренней отделки. Это огромная церковь из красного кирпича создавала неповторимый облик всего Запсковья". В 1932 году древлеправославный храм Косьмы и Дамиана на Запсковье был изъят от старообрядческой поморской общины и постепенно снесен. Кирпич от разобранной кладки использовался для строительства бани и подстанции льнокомбината.



Староверческий храм Козьмы и Дамиана на Лесной улице возвышается в левой части фотографии. Справа - церковь Богоявления с Запсковья.



До 1950 года община восемь лет собиралась на богослужение в церкви Василия на Горке в центре города, а затем была переведена на Завеличье в храм Николы от Каменной ограды. Инициатива такого перемещения исходила от псковского отдела МВД. Его сотрудникам приглянулась церковь Василия на Горке как удобное и вместительное здание для помещения архива. Поддерживая такое намерение, Псковский Облисполком 18 марта 1950 года издал распоряжение № 143 об изъятии церкви Василия на Горке от староверческой общины и предоставление ей взамен другой церкви Николы от Каменной ограды на Завеличье.

С тех пор храм Николы Каменоградского на Завеличье является духовным центром староверов-поморцев города Пскова и Псковской области. Каменная церковь Николы от Каменной ограды была построена в первой половине XVI века при мужском монастыре "что на Изборской улице на Могилке (Могильнике)". Ныне она принадлежит к числу наиболее древних действующих старообрядческих церквей России, и является памятником истории и культуры общерусского значения.





Епифанов Макарий Аристархович (1894 - 1987)

Епифанов Макарий Аристархович (1894 - 1987) - один из крупнейших собирателей старопечатных и рукописных книг в ХХ веке, духовный наставник Псковской старообрядческой общины. Часть его книжного собрания поступила в Древлехранилище ИРЛИ и ГПБ. Фото 1970-х годов.



Михайлов Порфирий Алексеевич (1894 - 1984)

Порфирий Алексеевич Михайлов (1894 - 1984) крестьянин старообрядец из деревни Тряпы Опочецкого района Псковской области. Коллекция книг из 56 единиц хранения приобретена псковским музеем от наследников П.А. Михайлова (дочери Елены Парфирьевны Кривцовой в 1986 году). Книги собирались несколькими поколениями крестьян Михайловых. В собрании есть рукописное Евангелие XVI века, нотные рукописи XVIII - XIX вв. Исключительно ценны издания первых русских печатников Андроника Невежи (Минея общая - М., 1600)  и Ивана Андрониковича Невежина (Триодь цветная. - М., 1604), а так же книги западно русских православных братств (Новый завет с Псалтирью. - Вильно: тип. Братства Святого Духа, 1596), Евангелие учительное воскресное Кирилла Транквиллиона. - Могилёв 1619 г. Сам Порфирий Алексеевич был писцом богослужебных книг в 1930 - 50-е годы. Он переписывал каноны, делал сборнички выписок о браке, о посте, о вине, о заповедях.



Николай, псковский каменщик. Фото Б.С. Скобельцын, ок. 1960-е гг.









Каликин Федор Антонович, художник-реставратор. Фото Б.С. Скобельцын, 1959 г.





Псковские кузнецы Петр и Кирилл. Художник П.П.Оссовский. Эскиз. 1972.



Псковский архитектор-реставратор В.П.Смирнов и его учитель по кузнечному делу Кирилл Васильевич Васильев.
Фото М.И.Семенов. 1967 г.





Иконы XIX  века













1914 (7422) - Сборник старообрядческий о лжеучителях, об антихристе, o не сообщении с еретиками, о бородобритии и табаке. - М.: Типография Преображенского богаделенного дома, 1914 г. (Из книг Сафоновской старообрядческой общины Невельского уезда)





1910 г. - Праздники (Певческая книга на двунадесятые праздники). Киев. Фото-лито-типография С.В.Кульженко, 1910





1930-е гг. - Праздники, на крюковых нотах - Писец Терентий Григорьевич Мишеников

Мишеников Терентий Григорьевич (1901-1976). Островская община. Находилась в деревне Острова III стана Порховского уезда. Из деревни Острова происходят рукописные нотные сборники крюкового знаменного распева, написанные в 1930-1950 гг. Терентием Григорьевичем Мишениковым - старообрядческом головщиком, списателем книг и проповедником. Вместе со второй женой Александрой Никитичной Ивановой (1914 г.р.) они были исполнителями духовных стихов и народных песен. В декабре 1983 года коллекция книг и рукописей T.Г. Мишеникова была куплена у его наследника Николая Петровича Иванова экспедицией Псковского музея-заповедника для Дрелехранилища. В коллекции насчитывается 42 единицы хранения. Это 6 рукописей, в том числе четыре певческих сборника, написанных рукой самого T.Г. Мишеникова, 30 старопечатных книг, 5 книг гражданской печати и 1 журнал.



Мишеников Терентий Григорьевич, мастер доброписец певческих рукописей. Деревня Острова Шилинского сельсовета Порховского района Псковской области.



Рижский кружок ревнителей старины (1927 - 1930)



Выпуски староверческого исторического вестника "Родная старина", 1927-1930 гг; а так же "Альбом старинных русских узоров" (Заволоко И.Н., Рига, Саламандра, 1929)



Кресты нательные XV - XX вв.,



Икона литая "Господь Вседерждитель", XIX в.



Кресты, ХХ в.



Крест "Распятие", ХХ век.



Складни, литые иконы (XIX - XX вв.)



Вот на этом я и закончу свой рассказ об этой интереснейшей выставке, напомню лишь, что
текст, выделенный курсивом - © Псково-Изборский объединенный музей-заповедник

Двор Постниковых, Псков, Фоторепортаж, Выставки, Псковский музей-заповедник

Previous post Next post
Up