Сегодня продолжим гулять по Барселоне. Напомню, что
после прогулки по Старому городу, мы остановились передохнуть на площади Каталонии и потом пошли гулять дальше в район Эшампле, который активно застраивался конце XIX - начале XX века. В то время здесь было построено много зданий в стиле так называемого каталонского модернизма. Именно здесь находятся известнейшие творения Антонио Гауди - Дом Бальо, Дом Мила и собор Саграда Фамилия. Каждому из этих творений я посвящу отдельную публикацию.
И начну я с рассказа об удивительном Доме Бальо, который располагается в Барселоне на проспекте Грасия, 43. И хоть первоначально мы не планировали его посещение, но оказавшись рядом, ограничится лишь внешним осмотром уже не смогли.
Движение свое по проспекту Грасиа (Passeig de Gràcia), мы начали от площади Каталонии. И пока мы дошли до дома Бальо нам по пути встретилось еще несколько очень интересных зданий. Практически все они здесь "именные", т.е. по прежнему носят имена тех, для кого они строились. Но если честно, я запомнила лишь некоторые названия.
Например, Дом Лео Морера (архитектор Луис Доменек-и-Монтанера), где сегодня располагается Музей духов
Дом Амалье (архитектор Жозеп Пуч-и-Кадафалк), который принадлежит Институту испанского искусства. Как выяснилось, сюда тоже можно попасть, но с экскурсией.
Разглядывая фасады только этих двух названных выше домов, можно на очень долго задержаться на проспекте Грасия.
Ну а соседний с ними Дом Бальо, видимо, создан Гауди, что бы окончательно нас добить... :-)) Пожалуй пришло время о нем рассказать...
Итак, Каса-Бальо был построен в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса. Однажды, видимо, хозяину что-то в доме разонравилось и он решил его снести, а на этом месте построить новый дом. Что он и поручил сделать Антонио Гауди. Однако, Гауди рассудил по-своему.
Сохранив исходную структуру дома, вплотную примыкавшего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада. Главный фасад выходит на проспект Грасия, задний - внутрь квартала. Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Реконструкция здания, которая была осуществлена Гауди в 1904 - 1906 годах, изменила облик старого дома Бальо до неузнаваемости.
В
статье Википедии мы можем прочитать следующее: "Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные стили.
Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, так и в оформлении интерьера.
Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона - излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов. "
Изначально мы не планировали заходить внутрь дома (честно говоря, меня очень смущала высокая цена входного билета равная 28 евро и описания громадных очередей, повсеместно встречавшихся мне сети). Но оказавшись здесь, я поняла, что очень хочу взглянуть на дом изнутри и бог с ними, с этими деньгами. В конце концов, деньги для того и существуют, что бы их тратить на свои желания.... К тому же очередь оказалась совсем крохотная, пять человек всего. Это окончательно все и решило. И я хочу сказать - оно того стоило!
Мы прошлись по залам, поднялись на крышу и все это время я не переставала удивляться и восхищаться творческой одаренностью Антонио Гауди, полетом его безудержной фантазии, которая обретала здесь материальные черты. И здесь я лишний раз убедилась, что модерн - это все-таки очень "моё".
И здесь я позволю себе еще раз процитировать ту же статью из Википедии, которая сообщает нам о том, что "...Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного искусства. Кованые элементы созданы кузнецами братьями Бадия, витражи - стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы - П.Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена в г. Манакор (остров Майорка). Предметы мебели, созданной Гауди при оформлении интерьера, в настоящее время входят в собрание Дома-музея Гауди в Парке Гуэля...."
Мы купили билет с аудиогидом на русском языке. К тому же этот аппарат не только воспроизводил рассказ (очень хороший, кстати) о доме, его хозяевах, его создателе, его интерьерах, но и обладал функцией "дополненной реальности" и это очень помагало в восприятии интерьеров, созданных Гауди, особенно аудиогид был необходим на крыше, где практически каждый элемент что-то обозначает.
К сожалению, мои фотографии интерьеров не очень хорошо передают их красоту. В реальности, все гораздо эффектнее.
Маленькая каминная комнатка в зале
Вид из зала на улицу - проспект Грасия
Один из маленьких элементов интерьера - оконная ручка
закрученный в вихре потолок и шикарная люстра
Лестничная клетка вся отделана голубой керамической плиткой разных оттенков. Аудиогид рассказывал, что Гауди здесь за основную идею здесь взял тему водного мира.
Сейчас продемонстрирую как работает "дополненная реальность". В одном из залов стоял себе такой макет дома Бальо
Но стоило лишь навести на него наш умный аудиогид - и вуаля! можно увидеть внутреннюю планировку здания от подвала до крыши, расположение лестничных пролетов и комнат.
еще один пример. в реальности это пустой угол комнаты. но навел на него умную машинку - и пожалуйста - фрагмент буфетной. и так во всех комнатах и залах, которые стоят пустые, без мебели. Очень креативный подход.
На уровне, кажется, третьего этажа, Гауди во время реконструкции здания устроил открытую, залитую светом веранду
и украсил ее мозаичными фигурами
Поднимаемся дальше
Очень оригинально смотрятся перегородки на межлестничных переходах, выполненные из фактурного стекла. полное ощущение, что видишь изображение, размытое водой. этот эффект подчеркивается и волнообразной формой перил
А это дверь, закрывающая шахту лифта. Лифт тут, кстати, оригинальный, 19 века и к тому же работающий. Я прокатилась на нем несколько раз.
На одном из переходв работает мини-выставка образцов мебели, созданных Гауди для этого дома
Магазин сувенирной продукции, связанной с творчеством Гауди и Барселоной...
И вот мы уже на чердаке, где потрясающие арочные каридоры
Так же здесь в свое время были расположены хозяйственные помещения, например для стирки и сушки белья
и дальше уже подъем на крышу по винтовой лестнице
А на крыше можно вообще зависнуть на очень долго....
Вот они виднеются здесь, очертания спины дракона, пронзенного мечом Св.Георгия, как предполагают исследователи творчества Гауди
В помещении под "хребтом дракона" находилась емкость для сбора дождевой воды. Сейчас она изображена так символически и в записи слышится звук капающей воды.
Ну а это непременный "эффект присутствия". Я на крыше Дома Бальо
И еще несколько видов, которые открываются с крыши дома Бальо
Внизу - проспект Грасия, куда мы спускаемся и продолжаем свой путь....
Очень красивый металлический фонарь с каменной скамьей на проспекте
На этом знакомство с Домом Бальо архитектора Антонио Гауди заканчиваем. Впереди у нас знакомство с очередным его творением - Домом Мила. Но об этом - в следующей публикации...
А все ссылки на мои уже опубликованные "прогулки по Каталонии" можно увидеть
здесь.