Санкт-Петербург. Выставка "Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса" в Музее Фаберже

Apr 27, 2018 21:51

Сегодня будет рассказ о выставке "Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса", которая проходила в Санкт-Петербурге в Музее Фаберже с ноября 2017 по март 2018 года. Здесь было представлено более 120 произведений художников Парижской школыи из коллекции Йонаса Неттера: живопись Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, а также работы Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других легендарных мастеров Монпарнаса. И несмотря на то, что я припозднилась и делаю этот пост уже после закрытия выставки, я буду писать о ней в настоящем времени. ...



Надо сказать, что выставки представленных здесь художников в России ооочень большая редкость. Работ Модильяни в российских музеях вообще нет ни одной. Так что эту выставку можно смело назвать уникальной.





Монпарнас - квартал Парижа, ставший центром его артистической, интеллектуальной и светской жизни незадолго до начала Первой мировой и сохранявший свою неповторимую атмосферу вплоть до начала Второй мировой войны. Неотъемлемой чертой Парижа тех лет был интернационализм - художники, писатели, политики и бизнесмены со всего мира съезжались туда, и многие оставались там жить. Для художников и поэтов, желавших приобщиться к последним веяниям в искусстве, Монпарнас был настоящим местом паломничества.



Окончание Первой мировой войны вызвало экономический подъем, вслед за которым искусство стало еще более востребованным и популярным. На Монпарнасе процветает свободная жизнь, свободная любовь и свободное искусство. О жизни на Монпарнасе того времени можно прочитать в воспоминаниях Франсиса Карко "От Монмартра до Латинского квартала", Ильи Эренбурга "Люди. Годы. Жизнь", художницы Маревны (Мария Воробьева-Стебельская) "Моя жизнь с художниками "Улья",  исследование Ж.П.Креспеля "Монпарнас в великую эпоху 1905-1930" и другие... (В одну из своих поездок в Париж, я немного прогулялась по Монпарнасу, побывала рядом некоторыми знаковыми местами, где художники жили, работали, встречались, посмотрела на "Улей", который служил для многих молодых художников Монпарнаса общежитием, дошла до Пассажа Марии Васильевой, где находится как бы Музей Монпарнаса...)



Наверное можно даже сказать, что в тот период в художественных мастерских Монпарнаса рождалось новое искусство нового времени. И как всякое новое, оно с трудом пробивало себе дорогу. Многие молодые художники жили довольно бедно, поскольку их картины не принимались современниками и не покупались. Или покупались, но не в том количестве и не за такие деньги, как этого им хотелось бы. Среди тех, кто все-таки покупал работы молодых художников был предприниматель и либитель искусства Йонас Неттер (Jonas Netter) (1868−1946). Картины из его коллекции и представлены на этой выставке.

О коллекционере Йонасе Неттере известно сравнительно мало. Сын страсбургского промышленника, коммерсант, представлявший в Париже несколько торговых марок, по-видимому, стал коллекционером случайно. Увлеченный музыкой и живописью (в первую очередь импрессионистами, работы которых в начале ХХ века он не мог позволить себе купить), Неттер однажды увидел в кабиншаете префекта работу Мориса Утрилло - и заинтересовался новым поколением художников. Предполагается, что свою коллекцию он начал собирать после знакомства с Леопольдом Зборовским, который был не только другом Модильяни, но еще и пытался продавать его картины. В дальнейшем, опираясь на финансовую поддержку Неттера, Зборовский заключал соглашения с художниками, платил им жалованье, давал деньги на аренду мастерских, закупку материалов для живописи и прочие расходы. Взамен этого Неттер получал определенное количество картин, созданых его "подопечными".

Йонас Неттер скончался в 1946 году, оставив своей семье бесценную коллекцию работ художников, которые сегодня признаны важнейшими мастерами искусства XX века. Коллекция Неттера более 70 лет была недоступна для широкого зрителя и только в последние годы ее стали показывать в Европе. Так что пришло время и нам с ней познакомиться...

И сейчас мы пройдемся по выставке, которая занимает два больших музейных зала. В первом представлены картины Амедео Модильяни (1884-1920), Хаима Сутина (1893-1943), Мориса Утрилло (1883-1955), Сюзанны Валадон (1865-1938), Жанны Эбютерн (1898-1920), Андре Дерена (1880-1954), Мориса Вламинка (1876-1958). А во втором зале можно увидеть работы Моисея Кислинга (1891-1953), которого с Неттером связывали дружеские отношения,  Михаила Кикоина (1892-1968), Пинхуса Кременя (1890-1981) и ряда не очень известных художников того же времени - Ренато Пареше (1886-1937), Яна Вацлова Завадовского (Жан Завадо) (1891-1982) Габриэля Фурнье (), Анри Эпштейна (1892-1944), Зигмунта Ландау (1898-1962), Эжена Эбиша (1896-1987), Сальсо Лагара Арайо (), Анри Хайдена (1883-1980), Исаака Анчера (1899-1992), Рене Дюре (), Леона Сола (), Арона Дейеца ().

И традиционно, в отдельном комнате можно увидеть кинофильм, посвященный жизни, творчеству и взаимоотношениям Сутина и Модильяни, которые в жизни были друзьями и вообще о жизни на Монпарнасе эпохи его расцвета.

Открывает выставку портрет Йонаса Неттера работы Моисея Кислинга, созданный в 1920 году



Работам Модильяни отведено отдельное место. В основном это портреты его знакомых и близких ему людей - его возлюбленная Жанна Эбютерн, друзья - Леопольд Зборовский, Хаим Сутин и другие. Представлены здесь и несколько рисунков Модильяни.





Амедео Модильяни.  Рисунок "Синяя кариатида", 1913 года


Шедеврами коллекции Неттера являются пронзительные и утонченные портреты, созданные Амедео Модильяни в последние годы его недолгой жизни. Среди них два портрета его музы - Жанны Эбютерн. Художник познакомился с ней в конце 1916 года. Жанне было 18 лет, она была студенткой частной художественной школы. Несмотря на недовольство родителей и пагубные пристрастия Модильяни, Жанна вскоре стала жить с художником и родила ему дочь. Модильяни создал более 20 портретов Жанны. История их любви, запечатленная в созданных им портретах, стала одной из самых известных романтических историй в искусстве ХХ века. Жанна разделила с Моди все невзгоды и покончила с собой на следующий день после его смерти 24 января 1920 года.

Амедео Модильяни. "Рыжеволосая девушка" (Жанна Эбютерн), 1918


Амедео Модильяни. "Девочка в голубом", 1918


Амедео Модильяни. Портрет Хаима Сутина, 1916


Амедео Модильяни. "Эльвира с белым воротничком", 1917-1918


Амедео Модильяни. Портрет Леопольда Зборовского, 1916


Амедео Модильяни. Жанна Эбютерн. 1916


Рядом с картинами Модильяни можно увидеть одну картину Жанны Эбютерн. Эта скромная работа - экспонат исключительной редкости, как и другие работы Жанны, потому как добровольно уйдя из жизни в 21 год (вскоре после смерти Модильяни), она не успела оставить после себя крупного творческого наследия.

Жанна Эбютерн. "Адам и Ева". 1919


Здесь представлено очень много работ Хаима Сутина. Подобно своему другу Модильяни, Сутин жил и творил в бедности и был известен как человек неврастеничный, болезненный и гиперчувствительный. Свой мятущийся характер художник в полной мере воплотил в живописи, создав оригинальную разновидность экспрессионизма. В коллекции Неттера представлены все жанры, в которых работал Сутин: портреты, натюрморты, городские и сельские пейзажи.

Хаим Сутин. "Платаны в Сере", ок.1920


Хаим Сутин. "Подвешенный заяц", ок.1923


Хаим Сутин. "Столик с явствами", ок.1923


Хаим Сутин. "Девочка в розовом платье", 1928


Хаим Сутин. "Рыба", 1917


Хаим Сутин. "Дорога в гору", ок.1918


Хаим Сутин. "Автопортрет с занавеской", 1917


Хаим Сутин. "Безумная" (Полетт Журден), 1918


Хаим Сутин. "Красная лестница в Кань", 1918


Хаим Сутин. "Туша быка"


Следующие два художника, на картины которых мы посмотрим - это мать и сын - Сюзанна Валадон  и Морис Утрилло (хотя в моем понимании - они скорее персонажи Монмартра, чем Монпарнаса). Сюзанна была известной натурщицей, позировала Ренуару, Тулуз-Лотреку и ряду других художников. Рисунки Сюзанны первым из художников увидел Тулуз-Лотрек, а затем Дега, высоко их оценивший и поощривший её к карьере художницы. В отличие от многих своих современников, Сюзанна Валадон сумела добиться признания и финансового успеха при жизни. Она работала в разных жанрах - ню, портреты, пейзажи, натюрморты...

Сюзанна Валадон. "Три купальщицы", 1909


Сюзанна Валадон. "Портрет Габи", 1917


Сюзанна Валадон. "Вид города Корте", 1913


Сюзанна Валадон. "Ваза с цветали", 1917


Но если к творчеству Валадон я отношусь очень спокойно, то творчество ее сына, напротив, я очень люблю. Утрилло - тонкий, лиричный художник, воспевший в своих картинах пейзажи Монмартра, хотя он писал не только Монмартр, конечно.



Морис Утрилло. "Площадь Мессин", ок.1909


Морис Утрилло. "Церковь в Барси", 1914-1916


Морис Утрилло. "Улица Маркаде в Париже", 1911




Морис Утрилло. "Улица Мюллер на Монмартре", 1908


Морис Утрилло. "Улица Норвен", ок.1909


Морис Утрилло. "Улица в Фонтенбло", 1916


Морис Утрилло. "Корсиканский пейзаж", 1912


Морис Утрилло. "Церковь в парижском предместье", ок.1909


Другие художники первого зала
Морис де Вламинк. "Парусник в бурю", ок. 1914


Андре Дерен. "Большие купальщицы", 1908 год


Андре Дерен. "Лес близ городка Мартиг", 1914


Продолжая осмотр, идем по коридору, где на стенах представлены фоторепродукции старых фотографий с "участниками" этой выставки.





Йонас Неттер. Фото 19...


Жанна Эбютерн (1914) и Амедео Модильяни (1917)


На фото: Мануэль Ортис де Сарате, Моисей Кислинг, Макс Жакоб, Пикассо и Пакрет на бульваре Монпарнас у кафе "Ротонда", 1916


На фото: Сюзанна Валадон, Морис Утрилло, Андре Уттер. 1926


На фото: Адольф Баслер (в котелке), Амедео Модильяни, Леопольд Зборовский...


Леопольд Зборовский и Хаим Сутин, 1923


Во втором зале, помимо работ уже упомянутых ранее Михаила Кикоина, Пинхуса Кременя, Мориса де Вламинка, ....., представлены так же и работы не очень знаменитых художников "эпохи Монпарнаса" -
...



Пинхус Кремень "Натюрморт с желтой скатертью", ок.1930


Морис де Вламинк. "Букет цветов", 1915-1916


Михаил Кикоин. "Тюльпаны". ок.1930


Ренато Пареше "Дом за деревьями", 1910; и три картины Яна Вацлова Завадовского (Жана Завадо) - "Баскские кровельщики", 1915; "Южный пейзаж" ок.1915, и "Кальюр", 1915.


Пинхус Кремень "Зимний пейзаж" ок.1930.


Михаил Кикоин. "Пейзаж" ок.1930


Пинхус Кремень. "Сере", оек.1930


Михаил Кикои. "Улица с деревьями", ок.1930


Картины "Стоящая обнаженная" Габриэля Фурнье ок.1920-1921, Андре Дерена ок.1910, Анри Эпштейна ок.1920 и просто "Обнаженная" Зигмунта Ландау, 1922.




Для работ Моисея Кислинга отведена отдельная комната

Моисей Кислинг. "Молодая кухарка", 1910


Моисей Кислинг. "Обнаженная на диване", 1919


Моисей Кислинг. "Натюрморт с двумя столами", 1916


Моисей Кислинг. "Испанка", 1919


Моисей Кислинг. "Сен Тропе", 1918


Моисей Кислинг. "Женщина в красном свитере", 1917


Вот, пожалуй на этом закончу свой обзор об этой замечательной выставке. Добавлю, что при создании этого поста пользовалась материалами музея Фаберже и Википедии.

Ну и напомню еще о не менее значительной выставке, которая проходила здесь в 2016 году - о выставке Фриды Кало

Сутин, Утрилло, Фоторепортаж, Музей Фаберже, Выставки, Петербург, Модильяни

Previous post Next post
Up