«Парижская школа». Из музеев и частных коллекций Парижа, Женевы, Москвы
20.09.2011 - 20.11.2011
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв.
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2011/09/Paris_school/ Впервые в истории музейного дела России выставка знакомит отечественного зрителя с художественным феноменом Ecole de Paris (Парижской школы), известным в основном за рубежом.
Click to view
Термин «Парижская школа» (Ecole de Paris) вошел в историю искусства в 1920-х годах благодаря критику Андре Варно, который употребил его, обозначая интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших в Париж, в 1900-е - 1920-е годы из разных стран Европы и Америки. Художники жили и творили на Монпарнасе. Именно этот район, расположенный в южной части Парижа, подхватил своеобразную эстафету от легендарного Монмартра, где в последние десятилетия XIX и в самом начале XX века сложилась художественное сообщество, в основном французских художников и поэтов. Монпарнасское содружество, будучи интернациональным, сохраняло творчески-богемную атмосферу на протяжении 1910-х-1940-х годов, а в отдельных случаях даже вплоть до 1960-х годов.
Среди самых ярких представителей «Парижской школы» - всемирно известные мастера Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Марк Шагал и Хаим Сутин. Большой вклад в творческое наследие «Парижской школы» внесли также голландец Кес Ван Донген, поляки Моисей Кислинг и Эжен Зак, румын Константин Брынкуш (Бранкузи), болгарин Жюль Паскен, мексиканец Диего Ривера, японец Тсугуахаро (Леонар) Фужита, а также выходцы из Российской империи: Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, Серж Фера и Елена Эттинген, Мария Васильева и Маревна (Мария Воробьева-Стебельская), Пинхус Кремень и Михаил Кикоин, Мане-Катц и Леон Инденбаум, Леопольд Сюрваж и Сергей Шаршун, Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, Давид Штеренберг и Георгий Якулов, скульпторы Осип Цадкин, Александр Архипенко, Хана Орлова, Яков (Жак) Липшиц, Оскар Мещанинов и другие мастера. На выставке представлены такие оригинальные живописные произведения, как «Лолотт» и «Портрет Деди» Модильяни; два фрагмента полиптиха «Испанки» Натальи Гончаровой (Центр Ж. Помпиду); работы «Маленький кондитер» и «Шафер» Хаима Сутина; «Портрет Поля Гийома» Ван Донгена (Музей Оранжери); «Юки, богиня снега» и «Укротительница львов» Фужиты и две масштабные картины «Посвящается моим друзьям с Монпарнаса» Маревны (Музей Пти-Пале, Женева); а также скульптуры «Женщина, расчесывающая волосы» и «Португалка» Александра Архипенко (частное собрание); «Поцелуй. Семья» Ханы Орловой (Музей искусства и истории иудаизма) и другие уникальные произведения. Кроме того, на выставке будут показаны фотографии Ман Рэя, Брассая и других мастеров фотографии первой половины XX века.
Художники Парижской школы не были объединены ни общими художественными целями, ни единой творческой программой. Они не обладали одинаковыми или хотя бы близкими авторскими манерами. Главное, что их связывало - стремление к свободному поиску и профессиональному общению, то есть сама неповторимая творческая атмосфера столицы Франции, за которой в начале ХХ века закрепилась репутация всемирной «столицы искусств».
Открывают экспозицию, представленную в первых двух залах на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина, живописные и фотографические виды Парижа: это и легендарный «Улей», где размещались мастерские художников, и знаменитые кафе «Ротонда», «Дом», «Клозери де Лила»; танцевальные залы «Бал Бюлье» и «Бал Табарэн», где художники и их друзья устраивали костюмированные балы и весело проводили время. Здесь можно видеть работы знаменитых фотографов Брассая, Эли Лотара, Жизель Фройнд, Жермены Крулл. Оригинальным дополнением этой части экспозиции являются живописные работы Марии Васильевой, Мишеля Кикоина, Лазаря Воловика, воспевающие Париж, и легендарные «Бал Бюлье» и «Улей», увековеченные на ярких экспрессивных холстах Давида Штеренберга.
Среди друзей художников были знаменитые поэты, писатели, критики Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Макс Жакоб, Гертруда Стайн, Анри Варно, Андрэ Сальмон, а также маршаны (продавцы картин) и галеристы Амбруаз Воллар, Поль Гийом, Даниэль Анри Канвейлер, Адольф Баслер и, конечно, их вдохновительницы - подруги и натурщицы - Мари Лорансен, Юкки Деснос Фужита и легендарная Кики. Без них невозможно представить атмосферу того времени. Запечатленные на портретах таким мастером фотографии, как Ман Рей, а также живописцами, графиками и скульпторами, эти «действующие лица» Парижской школы представляют зрителю все ее многообразие и размах. Здесь показаны великолепные портреты Жана Кокто, выполненные Ромэн Брукс и Моисеем Кислингом, а также скульптуром Жаком Липщицем; портреты знаменитого маршана А. Воллара работы Пабло Пикассо; П. Гийома и Д.А. Канвейлера кисти Кеса ван Донгена; А. Баслера, написанный М.Кислингом. Рядом -- Гийом Аполлинер и Мари Лорансен, увековеченные на картинах Анри Руссо, Моисея Кислинга и в рисунках Марка Шагала; и другие герои «Парижской школы».
Третий зал экспозиции отведен произведениям двух из числа самых знаменитых участников Парижской школы - Амедео Модильяни и Хаима Сутина. Прибывшие в Париж с разных окраин Европы: из итальянского Ливорно (Модильяни в 1906) и из литовского Вильно в западной части Российской империи (Сутин в 1912), эти два таких внешне непохожих художника, оказавшиеся соседями в знаменитом «Улье», стали близкими друзьями. Живопись и графика Модильяни поражает своей отточенностью, стройностью и вытянутостью пропорций фигур людей, утонченной чувственностью женских образов. Портреты Модильяни не могут не восхищать мастерством превращения практически любой модели в универсальный канонический тип. Живопись Сутина не менее притягивает своей энергетикой, и особой внутренней драматичностью, даже трагичностью, искажающими очертания фигур и лиц в портретах, деревьев и домов - в пейзажах, сосудов и мертвой дичи - в натюрмортах. Энергия живописной манеры художника часто несет черты внутреннего надлома и драматического разрешения конфликта, разлада, охватывающего душу того или иного персонажа. Герои Сутина - люди почти незаметные (певчий в хоре, коридорный, поваренок, даже шафер на свадьбе и т.д.), как правило, очень одинокие и с несчастной судьбой.
Четвертый зал выставки отдан работам знаменитого Леонара (Тсугухаро) Фужиты, приехавшего в Париж из далекой Японии, и гуашам и рисункам уроженца Болгарии Жюля Паскена. Паскен всегда был настоящим почитателем красоты женского тела (и поэтому всюду появлялся в сопровождении своих натурщиц), придавая сценам со множеством обнаженных и полуобнаженных фигур декоративно-экспрессивные качества, в том числе благодаря излюбленным контрастам света и тени, превращавшим многие подобные сцены Паскена в окрашенные романтическими настроениями видения или грезы наяву. Среди работ Паскена на выставке особо выделяется великолепный портрет немецкого галериста и торговца картинами Альфреда Флехтгайма в костюме тореодора. Леонар Фужита в Париже выработал уникальную авторскую манеру. В ней сочеталась изысканность силуэтов фигур, восходящая, как и особо утонченный эротизм женских образов, к традиционному японскому искусству, в первую очередь - к гравюре, и объемность, осязаемость, чувственная теплота обнаженных и полуобнаженных фигур натурщиц, вдохновлявших художника в годы его парижского периода. Поражает и неповторимый колорит произведений Фужиты - почти монохромная серебристо-серая палитра и особенная гладкая фактура уподобляют живописные композиции графическим листам. Другие живописные произведения художника «работают» на грани эпатажа, уподобляясь афишам или рекламным постерам («Укротительница львов»).
В этом же зале показаны два фрагмента монументального полиптиха Наталии Гончаровой «Испанки». В годы, когда расцветала Парижская школа, Наталия Гончарова занималась в основном театральной декорацией для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, но также охотно оформляла своими декоративными панно благотворительные «Балы художников», что ежегодно проходили в том числе и в известном танцзале «Бал Бюлье».
В пятом зале экспозиции помещаются живописная и графические работы выдающегося выходца из России Марка Шагала. Шагал, в будущем - всемирно знаменитый мастер, прибыл в Париж впервые в 1910 году и оставался там до 1914. Именно там художник сумел сплавить воедино национальную еврейскую фольклорно-поэтическую стихию и пластические открытия новейших течений -- кубизма и футуризма. Крупные и небольшие графические работы Шагала, посвященные как его воспоминаниям о родном провинциальном Витебске, так и его парижским друзьям - Гийому Аполлинеру, Пабло Пикассо - чьи образы преобразованы в фантасмагорические видения, порожденные причудливой фантазией мастера, поражают экспрессией. Одно из почетных мест в экспозиции занимает легендарное и программное шагаловское полотно «Видение. Автопортрет с музой», где в свойственной мастеру поэтической форме сплавлены реальность и фантазия, уютный, домашний мир Витебска и свободная атмосфера богемного Парижа. В этом же зале показаны живопись и графические работы Эжена Зака, прибывшего в Париж из Польши, а также графика скульпторов Осипа Цадкина, Ханы Орловой и Леона Инденбаума, в разное время приехавших из Российской империи. Экспозицию дополняют скульптурные работы Ханы Орловой («Семья. Поцелуй») и Оскара Мещанинова («Портрет скульптора Жозефа Бернара»), развивающие ту же концепцию опоэтизированного взгляда на человека.
В шестом и седьмом залах, завершающих экспозицию первого этажа, размещены работы таких известных живописцев Парижской школы, как Моисей Кислинг, Пинхус Кремень, Михаил Кикоин, Адольф Федер, Анри Хайден, Мане Мане-Катц, Вера Рохлина (Шлезингер), Абрам Минчин, Константин Терешкович, а также скульпторов Наума Аронсона и Серафима Судьбинина. Каждый их этих мастеров внес свой особый вклад в наследие монпарнасского художественного сообщества. Занимаясь всеми жанрами, эти художники отдавали предпочтение портрету и пейзажу, поскольку находили именно в них наилучшее воплощение своих творческих интересов, лежавших в сфере поиска особой выразительности образа за счет усиления звучности цвета и упрощения трактовки формы и пространства.
Экспозицию третьего этажа открывает небольшой зал с работами художников из Российской империи. Это выходцы из Грузии Ладо Гудиашвили - поэт утонченных легенд и сказаний Кавказа, воплощавший всю их поэтику в изящных женских образах («Весна. Зеленая женщина», «В водах Цхенис-Цхали»), и Давид Какабадзе, помимо занятий живописью, в парижские годы много экспериментировавший с приемами коллажа и ассамбляжа, включая в свои беспредметные работы куски дерева, металла, стекла и т.д. и создавая также беспредметные живописные композиции. Здесь же живопись одного из обитателей «Улья» Давида Штеренберга. Его виды уголков Парижа или юга Франции по манере более всего напоминают работы раннего кубизма, а крупное полотно «Город» («Метрополь») уроженца Армении Георгия Якулова характеризует позднюю, динамическую стадию этого направления.
Дальнейшая экспозиция второго этажа построена таким образом, чтобы показать такие важнейшие явления искусства в Париже в первые десятилетия ХХ века, как фовизм и кубизм, и их влияние на разные группы художников, живших и работавших в Париже в 1910-е-1920-е годы. Поэтому в отдельном зале представлены ранние кубистические произведения Пабло Пикассо - как живописные («Домик в саду», «Дама с веером»), так и графические («Три женщины», этюд к картине «Дружба», «Композиция с черепом»). Они демонстрируют, как Пикассо постепенно развивал придуманную им систему совмещения в единой композиции нескольких точек зрения на один объект - будь то фигура человека или пейзажный мотив. Определенным контрастом к новаторским пространственным поискам Пикассо в этом же зале смотрятся яркие полотна выходца из Голландии Кеса Ван Донгена - одного из самых смелых представителей другого радикального течения начала ХХ века - фовизма. Художники этой группы не стремились преобразовать форму, но тоже искали новую выразительность, которой достигали, главным образом, благодаря усилению яркости и звучности красок и работе крупными цветовыми плоскостями. Но Ван Донген был не только мастером шокирующих буржуазные вкусы сцен (как, например, откровенной «Испанской шали» или «Женщины с черной перчаткой»). Он проявлял себя и как внимательный портретист (во втором зале представлены его портреты Даниэля Анри Канвейлера и Поля Гийома, а здесь можно видеть его великолепную «Испанку»), и как тонкий пейзажист («Решетка Елисейского дворца»).
В других залах представлены произведения таких известных парижских художников, как Соня Терк-Делоне и Сергей Шаршун, приехавших в Париж из России, испанец Хуан Грис, чех Франтишек Купка, итальянец Джорджо де Кирико, испытавших определенное влияние и кубизма, и фовизма, но пошедших дальше, опираясь на приобретенный опыт.
В особом разделе экспозиции представлены произведения скульпторов «Парижской школы». Это оригинальные произведения выходцев из Российской империи Александра Архипенко («Женщина, расчесывающая волосы», «Португалка» и др.), Жака (Якоба) Липшица («Купальщица», «Моряк с гитарой»), Осипа Цадкина (портретный бюст М.Ф. Рубинштейн, «Музыканты»), румына Константина Бранкузи ( «Спящая муза»). Произведения скульпторов дополняют несколько живописных работ, среди которых -- «Портрет. Карнавал» уроженца России Антона Певзнера, больше известного как скульптор-кубист, создатель пространственных беспредметных композиций; в данном случае перед зрителем - немного гротескное изображение одного из персонажей костюмированных балов художников, в которых Певзнер также принимал активное участие. В не совсем привычном для себя амплуа показаны и еще два художника, приехавших в Париж из России - Андрей Ланской и Михаил Ларионов. В экспозиции представлены два натюрморта Ланского и один - Ларионова.
Отдельное место в экспозицию второго этажа занимают произведения Леопольда Сюрважа (Штюрцваге), приехавшего в Париж из Прибалтики. Его работы «Вильфраншсюрмер», «Ваза с камелией и птицей», «Пейзаж с красной фигурой», «Баронесса Эттинген» созданы в русле кубистических и посткубистических экспериментов и напоминают коллаж. В этой же технике созданы крупные живописные композиции Елены Эттинген, приехавшей в Париж из Росси в 1900-х годах: «Архитектура», «Букет-пейзаж», «Композиция с двумя лебедями», «Пейзаж», «Композиция». Работы Марии Васильевой, нашей соотечественницы, также представлены в этом разделе экспозиции. Пройдя «школу кубизма», Мария Васильева создала композиции, в которых она воплотила любовь к народным картинкам и игрушкам («Карусель»), а также к наивной народной религиозной живописи («Мадонна с младенцем»), сочетая все это с приемами, напоминающими коллаж («Дама с веером и газетой»). В этом разделе также представлены оригинальные работы Луи Маркуси (Польша), Мари Бланшар (Испания). Здесь также показаны портрет и пейзаж, созданные рукой Диего Риверы (Мексика).
На лестнице здания Галереи искусства стран Европы и Америки веков, соединяющей экспозицию на первом и третьем этажах в единое пространство, представлены две масштабные композиции Маревны (Марии Воробьевой-Стебельской) с одинаковым названием «Посвящается друзьям с Монпарнаса». Хотя они и написаны в начале 1960-х годов, но стилистика обеих картин апеллирует к традиции кубизма с его «секущими» линиями и плоскостями. На обоих полотнах мы видим саму Маревну с маленькой дочерью, а рядом - художников Амедео Модильяни и его жену и музу Жанну Эбютерн, Хаима Сутина, Диего Риверу, Моисея Кислинга, Осипа Цадкина, галериста Леопольда Зборовского, поэта Макса Жакоба, писателей и журналистов из России Илью Эренбурга и Максимилиана Волошина, наконец (на картине, расположенной на площадке третьего этажа) - Максима Горького, который не имел прямого отношения к бурной истории Парижской школы, но благословил на парижскую жизнь автора этих картин и придумал ей сказочно-былинное имя - Маревна.
Выставка, в рамках которой представлены произведения более чем 50 авторов, позволяет совершенно по-новому взглянуть на формирование важнейших художественных процессов в Европе в первой половине ХХ века, в которых активно участвовали представители разных национальных школ. Но именно здесь, в сердце Франции, переплавлялись национальные художественные традиции, которые в конечном итоге дали жизнь таким важнейшим течениям искусства первой половины ХХ века, как экспрессионизм, фовизм, кубизм, орфизм, дадаизм и сюрреализм. Выставка станет настоящим открытием не только для любителей искусства, но и для специалистов, для всех, кто боготворит Париж, город искусства и творческой свободы, благодаря которому появились на свет великолепные произведения, признанные шедеврами искусства ХХ столетия.
Экспозиция организована Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в партнерстве с крупнейшими парижскими государственными и муниципальными собраниями: Национальным музеем современного искусства - Центром Ж. Помпиду, Музеем Оранжери - филиалом Музея д'Орсэ, Музеем современного искусства г. Парижа, Музеем искусства и истории Иудаизма, а также женевским Музеем Пти - Пале, в фондах которых сосредоточена большая часть наиболее известных и представительных работ основных мастеров «Парижской школы». Незаменимыми партнерами ГМИИ стали и отечественные собрания, прежде всего - Государственной Третьяковской галереи, и российские частные коллекции.
Стоимость билета на выставку составляет 300 рублей, для льготных категорий - 150 рублей.