Псков. Музейные экспозиции в Поганкиных палатах. Ч. 1. "Живопись древнего Пскова XV - XVII веков"

Jul 02, 2015 14:20


Итак, я начинаю серию публикаций про экспозиции Псковского музея-заповедника, которые можно увидеть в Поганкиных палатах - памятнике древней псковской архитектуры XVII  века, о котором я рассказала в предыдущем посте.



Так что сегодня предлагаю пройтись по залам, где представлена очень интересная экспозиция, посвященная  старинным псковским иконам XV - XVII  веков...



В средние века, в период своего расцвета Псков обладал очень мощной самобытной культурой. Здесь сложилась собственная школа монументальной живописи (из дошедших до наших дней - это фрески Снетогорского монастыря и церкви Успения Богородицы в Мелетово), своя архитектурная школа (древние псковские храмы и жилые палаты не перепутать ни с какими другими). Сложилась здесь и своя иконописная школа. Не всякий древний город может похвастаться этим. (На Руси иконописных школ было всего три - еще новгородская и московская).

"...Основа собрания икон была зало­жена в 1876 году, когда в Пскове на частные пожертвования открылся му­зей Псковского археологического общества. Слившись впоследствии с Церковно-археологическим музеем, он вошел в состав Историко-художественного музея, включенного в 1918 году в сеть государственных музейных учреждений. Самые значи­тельные поступления приходятся на 1920-1930-е годы, период массового закрытия церквей. Тогда же многие уникальные памятники навсегда по­кинули Псков - во имя спасения они были вывезены на реставрацию в Мо­скву, где и остались.
Во время Великой Отечественной войны большая часть собрания по­страдала: многие памятники иконо­писи, вывезенные захватчиками за рубеж, не были возвращены; вернувши­еся хранят на оборотных сторонах латинские литеры - след оккупаци­онной маркировки. Некоторые цен­ные иконы волей случая при возвра­щении оказались в музеях Москвы и Новгорода, где находятся и поныне.

Последнее крупное пополнение му­зейного фонда произошло в 1960-х годах в результате нескольких успеш­ных экспедиций по заброшенным и разрушенным храмам Псковской области.

Сегодня Псковский музей, один из крупнейших в стране, владеет ценней­шими памятниками XV века и наибо­лее полной коллекцией псковской живописи XVI века - всего свыше 700 икон. Псковская иконопись, псковская «школа живописи» уже давно признана самобытным художе­ственным явлением...." (Цитата из путеводителя по экспозиции "Живопись древнего Пскова". Автор - Родникова И.С.)




Еще одна цитата. Теперь уже из книги С.В.Ямщикова "Древний Псков", вышедшей в 1988 году: "...Чем же так знамениты псковские иконы? Где кроется секрет неповторимости и оригинальности творчества псковских художников? Почему их произведения невозможно спутать или отождествить с образцами, написанными в других русских городах?

Ответить на такие вопросы просто и одновременно сложно. Просто, потому что внешние признаки псковской школы легко отличимы от характерных особенностей искусства мастеров, работавших в других областях Древней Руси. Любая деталь псковского почерка, даже если она заимствована и перенесена в произведение художника совершенно иного направления, сразу бросается в глаза. Псковичи же, окруженные памятниками искусства самого различного происхождения, умели использовать нужные для работы моменты, оставаясь приверженцами только одного стиля - стиля псковского, рожденного и взлелеянного на местной почве. Иногда даже поражаешься, изучая псковские иконы, той стойкости и прочности традиций, которым следовали здешние мастера.

Псков - город, живший в средние века насыщенной, бурной жизнью. Псковичи никогда не замыкались в узких пределах своего княжества. Улицы здешних городов видели людей, приезжавших из разных уголков земли. Псков торговал, воевал, строился, разрушался и вновь строился, приглашая нередко для помощи иноземцев, которые помогали вершить дела политические, а также давали советы, как лучше строить храмы, дворцы и крепкие стены оборонительных сооружений. Но, странное дело, если новгородские мастера, чей родной город имел не менее оживленные связи с другими областями средневекового мира, охотно использовали достижения чужеземных собратьев по искусству, то псковичи были непреклонными и последовательными в каком-то пуританском отношении к сохранению местных традиций. Получив основные уроки от византийских мастеров, художники древнего Пскова разрабатывали на протяжении многих десятилетий свою систему иконописи, учитывая и осмысливая малейшие нюансы трудного высокого долга служения духовному искусству...."

Единственное, прошу не судить строго цветопередачу. Поскольку фотографировать можно было только без вспышки, то фотографии получились темноваты. На самом деле на иконах цвета изумительные.



"Спас Елеазаровский", середина XIV века. Из Велико-Пустынского Спасо-Преображенского монастыря недалеко от Пскова. (Икона была представлена в экспозиции до августа 2010 года, когда ее передали в Спасо-Елеазаровский монастырь. (репродукция из Википедии)



"Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская". Вторая половина XVI века. Копия с иконы XIII века. Из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.



Иконы из Праздничного чина



"Крещение"









В центре - "Богоматерь Тихвинская с Акафистом". Первая четверть XVI века - из Троицкого собора, позже находилась в церкви Василия на Горке; справа от нее - "Параскева Пятница с житием". Первая четверть XVI века - из д.Заклинье Дновского района Псковской области; а слева - "Рождество Христово с избранными святыми". Третья четверть XV  века. Из церкви Покрова Богородицы в Опочке.



"Рождество Христово с избранными святыми". Третья четверть XV  века. Из церкви Покрова Богородицы в Опочке. (Об этой иконе у меня еще можно почитать здесь)



"Святой Никола с житием". Вторая половина XVI  века






"Богоматерь Умиление с праздниками". Середина XVI века (слева от двери) и "Богоматерь Владимирская с житием Иоакима, Анны и Богоматери". 80- годы XVI  века. Из церкви Новое Вознесение. (справа от двери).






Царские врата. XVI  век



Деисусный чин. Иоанн Богослов. Иоанн Злотоуст. Середина XVI века из церкви Николы со Усохи.









"Чудо Георгия о змие". Середина XVI  века.



Деисусный чин. Первая четверть XVI  века.






"Успение и киевские князья Вла­димир, Борис и Глеб". XVI век. Из церкви Успения "в Бутырках" в Пскове.



Иконы из Праздничного чина, середина XVI века. "Рождество Христово" и "Вознесение".




Это, конечно, далеко не все, что можно увидеть из старинных псковских икон. Но общее представление получить можно...

Экспозиции в Поганкиных палатах:
"Живопись древнего Пскова XV - XVII вв." (древние псковские иконы)
"Художественное серебро XVI - XIX вв."
"Народное декоративно-прикладное искусство Псковского края XIX - XX вв.";
"1100-летний Псков в истории России".

При написании этого поста использовала материалы сайтов Википедия, "Наследие земли Псковской" и Псковского музея-заповедника

Другие экспозиции Псковского музея-заповедника:
Псковский край в годы Великой Отечественной войны
Музей-квартира Ю.П. Спегальского
Музей-квартира В.И. Ленина
Дом-музей В.И. Ленина

Псков, Фоторепортаж, Музеи, Псковский музей-заповедник

Previous post Next post
Up