Мультимедийная выставка "Айвазовский и маринисты" в Санкт-Петербурге

Jun 27, 2015 06:22

В заключительной серии постов, "привезенных" из июньской поездки в Петербург - фоторассказ о мультимедийной выставке "Айвазовский и маринисты. Живые полотна", которая проходит сейчас в северной столице на территории креативного пространства ТКАЧИ (набережная Обводного канала, 60).




Здесь в разноплановых проекциях можно увидеть ожившие полотна известных художников-маринистов -  Людольфа Бакхёйзена, Виллема ван де Вильде Младшего, Уильяма Тёрнера и, конечно, Ивана Айвазовского.



Вообще-то я попала на эту выставку практически случайно. Поинтересовавшись у моих друзей, не привезли ли в Питер из Москвы мультимедийную выставку "Великие модернисты", которую я в общем-то жду, узнала, что модернистов пока еще здесь нет, но есть маринисты. Что ж, маринисты, во главе с Айвазовским - это тоже очень даже не плохо.







Перед входом в "выставочный зал" все проходят через довольно большое и светлое пространство, где все проникнуто морской тематикой...




Здесь можно было почувствовать себя настоящим матросом, сидящим в лодке или спящим в гамаке...




Или художником-маринистом, создающим свой шедевр, ну и вообще приятно провести время...




Но все же главное - это насладится живописными морскими пейзажами выдающихся маринистов....

Людольф Бакхёйзен (1630 - 1708) - один из известнейших художников-маринистов Голландии.




Свою творческую карьеру Людольф Бакхейзен начинал как каллиграф, но позже посвятил себя изображению моря и полотнам на библейские темы. Его картины бушующего моря отличаются мастерски подобранными несколько холодными тонами цветового решения. Современники художника утверждали, что ради того, чтобы увидеть грозную стихию своими глазами, Бакхейзен готов был в любую погоду совершать вылазки в море. Живописец часто ставил себя на место моряков в их борьбе с грозной природой.




Его мастерскую посещали князья и дворяне и щедро оплачивали его работы. Ранние произведения художника ценятся выше. В 1701 году Людольф Бакхёйзен выпустил серию из 10 гравюр под названием «Stroom еп zee gezlchten». Помимо этого, он изготовлял модели всевозможных конструкций судов по заказу Петра Великого.

Спустя столетия полотна мастера по-прежнему пользовались популярностью и получили высокую оценку самого Айвазовского, который изучал их в залах Эрмитажа. Ныне с полотнами голландского живописца можно познакомиться в музеях Феодосии, Берлина, Флоренции и в частных коллекциях Англии. (Здесь и далее - использую сопроводительные тексты к выставке, выделяя их курсивом).

























Виллем ван де Вельде Младший (1633 - 1707) - самый известный и самый талантливый нидерландский художник из семейства ван де Вельде.




Виллем учился у своего отца Виллема ван де Вельде Старшего кораблестроению и рисунку, затем изучал живопись у Симона де Флигера. В первой половине своей жизни Виллем ван де Вельде Младший занимался изображением побед голландского флота. В 1677 г. поступил на службу к английскому королю Карлу II. После смерти Карла II на некоторое время вернулся в Нидерланды, но вскоре был снова призван на службу в Англию королём Яковом II.

В звучных по цвету морских пейзажах с оттенком торжественной героики художник Виллем ван де Велде изображал спокойное или слегка волнующееся море с крупными силуэтами кораблей и высокое небо с клубящимися облаками. За свои произведения художник был прозван Рафаэлем морской живописи. Написал такие картины, как "Штиль" (1657, Национальная галерея, Лондон), "Залп салюта" (1666, Картинная галерея, Берлин-Далем), «Корабль в шторм» (1680) и другие.




У него было много подражателей, которые использовали даже его подпись и монограмму. Виллем ван де Вельде Младший оставил после себя огромное наследие. Его работы хранятся в Лондонской национальной галерее и частных английских коллекциях, в амстердамском Рейксмузее, Гааге, Берлине, Мюнхене, Вене и Париже. В Эрмитаже находятся три картины Виллема ван де Вельде Младшего. Кроме картин, он оставил множество рисунков, число которых превосходит 8000.
















Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775 - 1851) - британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравер.




Английский художник Уильям Тернер родился в 1775 году в Лондоне. Его отец работал цирюльником и содержал собственную парикмахерскую, где вывешивал работы своего маленького сына. Позже юный 15-летний художник вывесил свою работу в Королевской академии художеств,а в 1802 году стал самым молодым членом Академии.

Тернер - пейзажист совершенно нового склада. Его стиль - это чистый романтизм. Его новаторский стиль стал очевиден уже в 1800-е. Романтизм как в технике, так и в сюжетах. На картинах Тернера чаще всего присутствует движение , например, волнующееся море, корабли, а также восходы, закаты, туманы, дымы. Он передавал эти эффекты с невиданной свободой и смелостью, превращая ландшафт в сияющий вихрь красок. Констебл говорил: "Тернер выставил свои золотые видения, великолепные и красивые; пусть всего лишь видения, но все же это искусство, рядом с такими картинами можно жить и умереть.»




Современники Джозефа Мэллорда Тернера называли его живописцем "золотых видений, великолепных и прекрасных, хоть и не имеющих субстанции". Он задумал изобразить солнце, солнечный свет и солнечное освещение с такою правдой, какой до него в живописи еще не бывало. Он долго искал, но своего добился и высказал на холстах то, чего раньше его никто еще в самом деле не изображал. В нем причудливо сочетались виртуозная техника и косноязычие, замкнутость и стремление служить людям, практическая сметка и филантропия, почитание живописных традиций прошлого и неутомимые поиски собственного языка. Тёрнер оставил после себя огромное наследие: 300 картин маслом и 19,000 рисунков.




























Иван Константинович Айвазовский (1817 - 1900) - выдающийся маринист, прославивший русское искусство во всём мире.




Юность Айвазовского связана с расцветом российской культуры в начале XIX века. Родился он в Феодосии в семье разорившегося армянского купца. Шум прибоя, игра солнечных бликов на водной поверхности, корабли в гавани пленили воображение мальчика. Он рисовал углём на белых стенах крымских домиков целые сцены. Эти рисунки заметил и оценил феодосийский градоначальник, с помощью которого мальчик поступил в симферопольскую гимназию, а затем в 1833 году в Петербургскую Академию художеств. С самых первых дней пребывания Иван показал себя как преуспевающий и подающий большие надежды ученик. Годы учёбы были наполнены неустанным трудом, радостью творчества, счастьем знакомства с известными людьми. За выпускную работу художника удостоили золотой медали первой степени, что давало ему возможность совершенствовать своё творчество за границей.




Айвазовский открыл свой метод изображения стихии по памяти, ограничиваясь лишь беглыми набросками карандашом. В мастерской ничто не должно было мешать ему сосредоточиться на ярком воспоминании. Обосновывая этот метод, художник говорил: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину». Феноменальная память и романтическое воображение позволяли ему делать это с неповторимым блеском. Методом импровизации выполнены даже огромные полотна, которые художник завершал в течение одного сеанса. Айвазовский не делал поправок, лишь изредка, когда картина была уже написана, он возвращался к ней, чтобы усилить цветом или тоном эффект прозрачной волны или глубину морской пучины.

Методом импровизации Айвазовский пользовался на протяжении всего шестидесятилетнего творчества. За этот период создано более шести тысяч марин. Он всегда работал легко, быстро, артистично. Никогда не скрывал своих профессиональных секретов, писал в присутствии друзей, посетителей мастерской. «С молодыми блестящими глазами, устремлёнными на оживающее полотно, художник был положительно эффектен... по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение»,- писал один из очевидцев.




Сегодня картины Ивана Айвазовского можно увидеть в различных музеях по всему миру. Самые известные из них - Государственный Русский музей, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Государственная Третьяковская галерея, Национальная галерея Армении, Киевский музей русского искусства, Ярославский художественный музей. Кроме того, картины великого русского художника находятся в музеях в Венеции, Минске, Ереване, Одессе, Париже, Риге и многих других городах.














































Вот, пожалуй на этом и закончу...

А если вдруг кому-нибудь интересно, то у выставки "Айвазовский и маринисты. Живые полотна" в Санкт-Петербурге есть своя страничка ВКонтакте.

Предыдущие выставки из серии "Живые полотна":
Мультимедийная выставка "От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты" в Петербурге (январь 2015)
Выставка "Ван Гог. Ожившие полотна" в Петербурге (Van Gog. Alive) (сентябрь 2014)

Все мои предыдущие прогулки по Санкт-Петербургу - здесь.

Фоторепортаж, Выставки, Петербург

Previous post Next post
Up