Генеалогия в Довольном Журнале. Полонские

Feb 15, 2011 15:57


Интернет полон неожиданностей...
Про родину предков всегда пытаюсь найти современные и старинные фотографии сел и деревень, а также фотографии церквей, прихожанами которых были предки.
Вот смотрите, как красиво на родине предков Полонских на Украине - село Великий Самбур, Конотопский район Сумской области:



и


Но самое интересное не это. В очередной раз пыталась найти изображение Великосамборской Николаевской церкви, а наткнулась на замечательную статью, совсем недавно вышедшую в Сумском историко-архивном журнале (X-XI, 2010) под авторством С.И. Дегтярева. Называется статья ни много ни мало "ОПИСАНИЕ СЕЛ БОЛЬШОЙ САМБИР И МАЛЫЙ САМБИР 1760 г." А самое замечательное в этой статье, что она не просто содержит описание сел, а в ней есть полный список жителей этих двух сел на 1760 год!!!
 
В публикации представлен отрывок из малоизвестного документа, датированного 1760 г., который содержит описание сел Большой Самбир и Малый Самбир. Сделан короткий обзор истории этих населенных пунктов.

Ценным источником к изучению истории тех или других регионов, населенных пунктов является их описание за разные хронологические периоды. И чем детальнее описание, тем более информации мы можем использовать для воспроизведения исторического прошлого края. Цель, с которой составлялись описания, была неодинаковой, она определяла и его информационное наполнение.

На протяжении ХVІІІ- ХІХ вв. в Российской империи появляется целый ряд разных описаний (военно-статистических, топографических и др.), которые содержат данные об уездах, губерниях, наместничествах. Большая их часть была опубликована. Основная цель большинства из них - предоставить максимально полные сведения обо всех территориях, которые входили в состав империи, для более эффективного и рационального управления ими. Такие описания часто содержали короткий исторический очерк о тех или других землях, детальную информацию об естественных ресурсах, административном делении, местных органах власти и управления, населении и т.п. В зависимости от конкретного назначения, описания могли содержать и другие сведения. Но в таких описаниях большей частью приводилась обобщающая информация по регионам. Детальных данных об отдельных населенных пунктах здесь, как правило, не приводилось, не было и сведений о конкретных людей, которые здесь жили.

В данной публикации мы представляем описание сел Большой Самбир и Малый Самбир. Хотя мы уже рассказывали о внешнем виде документа, который содержит приведенное ниже описание, повторим, что он представляет собой переплетенную книгу большого формата в кожаной обложке. Объем книги 160 листов (вступительная часть представлена на отдельном непронумерованном листе, а все другие пронумерованные от стр.1 к стр.159). Наше описание начинается с листа 32 и заканчивается на оборотной стороне листа 49 [4, стр.32-49]. Напомним также, что документ, отрывок из которого представлен нами, датируется 1760 г. и был составлен в связи с пожалованьем императрицей Елизаветой І гетману К.Г.Разумовскому  г.Батурина и г.Почепа с их уездами. Здесь содержатся детальные описания 21 населенного пункта. Описания двух с них - г. Батурина и с.Алтыновка, нами уже были опубликованы [1; 2].

Существует и более раннее описание сел Большое и Малый Самбир. Он был составлен во время проведения в 1726 г. ревизии г.Батурина и всех населенных пунктов, которые находились в ведении т.н. батуринской ратуши. В этом документе названные села вместе с полями и покосными лугами упоминаются как предоставленные гетману И.С.Мазепе  "на кухню и булаву", то есть принадлежали к непосредственно гетманским владениям. Относились они к Красноколядинской (? - по другим данным Корибутовской) казацкой сотни [6, с.102.].

О более поздних детальных описаниях этих населенных пунктов нам не известно. В данном документе содержится большое количество сведений о жителях Большого и Малого Самборов, их материальное положение и т.п. Упоминаются здесь также великосамбирская Николаевская церковь и Покровская церковь Малого Самбора.

Сами села известны довольно давно. В "Истории городов и сел Украинской РСР" указано, что Большой Самбир был основан приблизительно в начале ХVІ ст. [3, с.283, 286-287]. С конца этого же столетия он находился во власти Польши. Малый Самбир был основан еще позднее. Тем не менее, О.Г.Лазаревский писал о более ранней истории именно Малого Самбора. Он называл это село также "старим Самбором" и считал, что оно возникло раньше, чем Большой Самбир [5, с.288.].

Названия сел происходят от города Самбир, расположенного в Галиции. Именно там представители князя Яремы Вишневецкого  вербовали людей для поселения на Левобережье, на территории т.н. Вишневечинны. По мнению О.Г.Лазаревского, Малый Самбир стал так называться после того, как пришел в упадок и пришел в запустение в результате "гетманских междоусобиц, последовавших после смерти Б.Хмельницкого". Причем ученый указывает, что именно выходцы с Малого Самбору основали неподалеку новый Самбир, больший за размером, который и получил название Большой [5, с.288.].

На 1666 г. в Большом Самборе числилось 32 крестьянских двора, в Малом - 13. По переписи 1740 г., в Большом Самборе было 57 крестьянских и 59 казацких дворов, а в Малом - соответственно 20 и 39. В то время здесь существовал конный завод. Согласно предлагаемом в данной публикации описании 1760 г., в Большом Самборе насчитывалось свыше 140 дворов (это с учетом дворов, которые находились в слободе Торговицкой, которая относилась к Большому Самбору), где жило около 840 жителей, а в Малом Самборе - свыше 70 дворов с более чем 400 жителями.

Известный церковный деятель, историк Филарет (Гумилевский) указывает, что во времена Я.Вишневецкого, которому принадлежали эти земли, Большой Самбир стал центром староства, к которому вошли кроме обеих Самборов также села Голенка, Корибутов и Дептовка. При этом он ссылается на работу Н.А. Маркевича, где указано на то, что в 1724 г. к гетманским владениям принадлежало "староство Великосамборское, а в нем села: Большой Самбор, Малый Самбор, Голенка, Корыбутов, Дептовка" [7, с.399]. Тем не менее, О.Г.Лазаревский называет центром Самбирского староства Малый Самбир. Когда гетман И.Самойлович предоставил т.н. гетманскому дворянину И.Мазепе Малый Самбир, именно последний, уже став гетманом, присоединил к нему села Большой Самбир и Корибутов и организовал Самбирское староство, которое в свою очередь вошло в состав Батуринской волости. А уже намного позднее в это староство были включены села Дептовка, Голенка, Дмитриевка, Рябухи и другие [5, с.288, 291].

После смерти Гетьмана И.Скоропадского Самбирское староство было передано в распоряжение Малорусской коллегии. В 1726 г. Батуринскую волость, к которой относились и оба Самбора, получил московский князь Александр Меншиков. После его ссылки в 1727 г. эта волость была возвращена в казну. В 1760 г. эта территория была подарена последнему украинскому гетману К.Г. Разумовскому. Предлагаемый отрывок представлен с максимальным сохранением пунктуации и орфографией оригинала. Мы не используем литеру "ер", а литеру "ять" заменили на современную "е". В круглых скобках указываем нумерацию листов оригинального документа, в квадратных - отмеченные места, которые нами не были прочитаны.

И вот самое главное для меня в этой статье про 1760 год - это семья предков Полонских, проживавших, не позднее, чем с 1725 года (об этом писала здесь) в селе Великий Самбор:
(Стр.38.)

двор Ивана Полонского, у него сын Федор, жена Васка, сын Андрей, на одном дворе хат две, поля пахотного на десять день, лошадь одна вол один, у него Полонского мельница ветреная;

Таким образом, Иван Полонский вполне может быть сыном Мартина Полонского - самого дальнего известного предка Полонских, найденного в ревизии 1725 года ("Мазепиной книге"). Мартин (Мартын,  наверно, в каждодневной речи) был безлошадным даже, а Ивана ууже и вол с лошадью и  мельница!  Либо Андрей, либо Федор Иванович - прямой предок Самуила Полонского - нашего прапрапрадеда!

Да, кстати, началось-то всё с поиска церкви:
Николаевская церковь с. Великий Самбир - Деревянная церковь ХVІІІ ст. Ее здание вероятно пострадавшее вследствие какого-то бедствия, поскольку в 1810 г. была отстроена снова (тоже деревянная). В 1886 г. очередной раз перестраивалась. К нашим дням не сохранилась. Разрушена ориентировочно в 30- х годах ХХ ст.

genealogy, Полонские

Previous post Next post
Up